Сегодня Святая Церковь чествует праведных Иосифа Аримафейского, Никодима, а также тех женщин, которые во дни общественного служения Господа ходили за Христом и апостолами по городам и весям, как говорит Евангелие от Луки, служили делу проповеди от имений своих (см.: Лк. 8, 3).

В Четвероевангелии, хотя это достаточно объемная книга, практически нет сведений об этих женщинах, так же как об Иосифе и Никодиме. И это, может быть, неслучайно, потому что эти святые угодники Божии, уверовавшие во Христа, бывшие Его учениками, не были на виду у других людей, как прочие апостолы, например. Они постоянно были в тени.

В Евангелии почти нет сведений о женах-мироносицах, об Иосифе и Никодиме. Эти святые угодники Божии, уверовавшие во Христа, ставшие Его учениками, в отличие от апостолов, были в тени.

Апостолы были рядом с Христом, они слышали глаголы вечной жизни (см.: Ин. 6, 68), говоря словами апостола Петра, видели дивные чудеса. Но самое главное, наверное, что увлекало апостолов, это то, что они были близки ко Господу. А поскольку Христос постоянно говорил о том, что Ему надлежит войти в Иерусалим и открыть Свое Царство, Царство Мессианское, ученики вдохновлялись подчас не теми истинными ценностями, которые Господь принес и которые призвал человека в своей жизни раскрыть и осуществить, а ценностями второстепенными. В Четвероевангелии неслучайно мы читаем о том, что апостол Петр прекословил Христу, когда Тот говорил, что Ему надо пойти в Иерусалим, чтобы быть убитым. Петр отвел Его в сторону со словами: «Да не будет этого с Тобою, Господи!» (см.: Мф. 16, 21-22). А однажды братья Иаков и Иоанн подошли ко Христу с просьбой посадить одного справа, а другого слева в Царствии Божием, когда Господь войдет в Иерусалим (см.: Мф. 20, 20-21). Вот чем они назидались.

Но это назидание не шло им на пользу, дух надмения начинал постепенно овладевать душами святых апостолов. Недаром однажды Господь дает им учение о смирении и строго говорит: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих (Мф. 18, 10), – то есть тех людей, которые в их глазах являются неверующими или внешне выражают неумело свою веру в Бога. А дальше добавляет: «Лучше не родиться человеку тому, через которого соблазн приходит». Господь говорит о том, что если человека соблазняет рука или нога, или глаз, в смысле гордости, надмения, то лучше отсечь их и выбросить, чтобы войти в Царство Божие без руки, без ноги, без глаза, чем быть человеку целиком вверженным в геенну огненную (см.: Мф. 18, 7-9).

Слыша слова Христа о Мессианском Царстве, апостолы вдохновлялись подчас ценностями не истинными, а второстепенными, дух надмения овладевал учениками. Недаром Господь дает им учение о смирении.

А были и другие случаи, более показательные: когда Христа не приняли в Самарийском селении, апостолы Иаков и Иоанн предложили Господу свести огонь с неба, чтобы в порошок стереть это селение, этих безбожников. Господь поставил их на место и сказал: «Не знаете, какого вы духа» (см.: Лк. 9, 51-56). А еще был случай, когда ученики сказали: «Господи, мы знаем человека, который Твоим именем бесов изгоняет, давай запретим ему». На это Христос им сказал: «Оставьте его, потому что тот, кто со Мною, не против Меня» (см.: Мк. 9, 38-39).

На этом фоне совершенно теряются труды жен-мироносиц, которые, наверное, «чистили картошку», мыли посуду, накрывали и убирали. Праведный Никодим ночью тайно приходил ко Христу, боясь огласки, за которой последовали бы репрессии, отлучение от синагоги, лишение имущества и звания Учителя народа. А Писание говорит, что Никодим был князем среди иудеев, а также фарисеем, членом синедриона. Об Иосифе Аримафейском мы вообще ничего не знаем: единственный раз он появляется на страницах Евангелия, когда повествуется о том, что на виду всего разъяренного, кипящего злобой на Христа Иерусалима он дерзает прийти к Пилату с просьбой снять тело умершего Господа с креста.

Чем вдохновлялись тайные ученики Христа Иосиф и Никодим, которые погребали Его Пречистое тело? Вряд ли они знали, что такое Воскресение Христово и когда оно наступит. Их Учитель умер, зачем же продолжать следовать Его учению, открываться перед всеми, подвергать опасности свою жизнь? Казалось бы, здравый смысл говорит: сиди в тени и молись, как умеешь, не выходя из дома. Но они поступили наоборот: когда апостолы разбежались, как трусливые зайцы, от волны вечной смерти, которая накатила на них, то Иосиф Аримафейский и Никодим перед всеми исповедали то, что они любят Христа, то, что Христос является сокровищем их сердец.

Выстоять перед страшнейшими жизненными искушениями и испытаниями помогает человеку исключительно любовь ко Христу. Других вариантов выдержать и выжить, не сломаться – нет.

Господь говорит: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Куда убежали апостолы? К своим земным сокровищам. Куда прибежали Иосиф и Никодим? Куда пришли жены-мироносицы? Туда, где было сокровище их сердца, – Христос.

Сегодня Священное Писание наглядно перед каждым из нас свидетельствует, что выстоять перед страшнейшими искушениями и испытаниями, которые рано или поздно наступают в жизни человека, хотим мы этого или не хотим, помогает исключительно любовь ко Христу. Может выстоять только тот, чьим сокровищем сердечным является Христос, никаких больше вариантов у человека выдержать и выжить, не сломаться – нет.

Святые жены-мироносицы идут ко гробу, чтобы воздать должное Христу по обряду погребения, и не думают о том, что Он воскреснет. Их жизнь окутана мраком, всю ночь они прорыдали, больше нет смысла в их жизни. Они хотят быть там, где погребен их Учитель, где погребена их Любовь. И они являют величайшее мужество, они идут ко гробу бесстрашно, хотя знают, что у гроба стоят стражники, которые умерщвлят их моментально. Они знают, что великий камень закрывает пещеру и вряд ли им хватит сил его выкатить, но они все равно идут.

И за это дерзновение они награждаются откровением самым ошеломляющим, которое было, есть и будет во всей истории человечества, – о том, что Христос Воскрес! Они являются, как скажет впоследствии святитель Филарет Московский, апостолами апостолов, потому что пойдут к ним и возвестят эту великую весть. Вот, чего стоит их мужество, чего стоит их любовь. Они приходят ко гробу и думают, что там находится умерщвленный и изъязвленный Господь, а Его там нет.

Нам нужно сделать так, чтобы в наше сердце, как в некий холодный и мрачный гроб, проник свет благодатный, чтобы этот гроб оживотворился, стал краснее всякого чертога царского и воскрес там Господь.

Какое отношение это имеет к нам? Святая Церковь всегда предлагает нам евангельское чтение как нечто символичное, имеющее непосредственное отношение к нам самим, к тому, о чем мы молимся, к нашим сердцам. Она предлагает нам войти в свое сердце, как в некий гроб, где очень мрачно, холодно и темно, где все каменное и застывшее, туда, где находится изъязвленный, умерщвленный Бог – Господь наш Иисус Христос. И нам нужно сделать так, чтобы проник туда свет благодатный, чтобы там стало тепло, чтобы оживотворился этот гроб, чтобы он стал краснее всякого чертога царского и воскрес там Господь.

Каким путем этого достигнуть? Через покаяние, через отречение от своих страстей и грехов. Но ведь эти слова, согласитесь, настолько нам знакомы, они настолько навязли в наших ушах, что мы, когда слышим о покаянии и о прощении грехов, уже как-то не воспринимаем их серьезно. А между тем это самое главное и самое важное, что нам может предложить Святая Церковь.

Но если мы не откликаемся на эти слова, то не значит ли это, что сердца наши холодны и являются гробами для Бога? Так устроен человек, он все, что дает ему Бог в этой жизни, направляет на себя. Да, это неплохо в определенном смысле, но если это направляется на нечто внешнее, а не на внутреннее, то тогда начинает срабатывать очень страшный закон жизни. Представим, что мы находимся в светлой комнате, а рядом есть другая комната, где нет света. Чем больше будет света в той комнате, где находимся мы, тем темнее будет казаться комната, в которой света нет. Точно так же и в жизни человека: чем больше «света» мы вводим в свою внешнюю жизнь, тем темнее, страшнее и холоднее становится в той черной комнате, которую мы называем своим сердцем.

Мужество определяется тем, как человек выстаивает против накатов страстей и грехов. Если он выстоит, даже если падет, но покается и встанет, он мужественный человек, если поддастся, то – нет.

Церковь Святая нас буквально умоляет оставить все то внешнее и заняться внутренним деланием, то есть постараться ввести свет в сердце свое, оживить своего внутреннего человека, потому что если этого не сделать, мы ничего там так и не увидим, мы ничего так и не услышим и не поймем.

И поэтому в сегодняшний день Святая Церковь, прославляя Иосифа Аримафейского, Никодима, а также святых жен-мироносиц, по сути дела, говорит нам о всей важности таких добродетелей, как мужество и ревность в деле Богоугождения. Мужество определяется не внешними делами, а внутренними, именно тем, как человек, стоя перед Господом Своим, выстаивает против накатов страстей и грехов. Если он выдержит, даже если падет, но покается и встанет, он мужественный человек, если поддастся, то – нет.

Иосиф Аримафейский и Никодим, в отличие от бедных рыбаков-апостолов, мечтающих иметь богатство и блага жизни, имели в жизни абсолютно все: и богатство, и власть, и славу, и другие земные блага. И они понимали, как это все пусто для вечной жизни, потому что души их тянулись к Небу. И когда взгляд их встретился со взглядом Христа, когда ими было услышано совсем немного слов, которые произнес Христос Своим сладчайшим голосом, этого было достаточно, они поняли, что нет выше и блаженней Сокровища.

Хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы постоянно делали разворот в эту очень важную сторону просвещения своего сердца в попытке сделать так, чтобы его единственным сокровищем был Христос. Аминь.

Христос Воскресе! Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, 12.05.2019