Когда рождается Иоанн Креститель и приходит время наречь имя младенцу, люди желают дать ему имя в честь отца или ближайших родственников по традиции ветхозаветных иудеев. Но мать настаивает на том, что ему должно дать другое имя, которого не было в роду у отца, Захарии. Это имя Иоанн, на еврейском языке означающее «благодать». Люди спрашивают знаками у Захарии: «Как назвать младенца?». И отец пишет на дощечке: «Иоанн ему имя». И после этого вдруг отверзаются его уста, и он начинает славить Господа и говорит о том, что сейчас перед ними находится не простой младенец, но тот, кто будет Предтечей Мессии, кто приготовит путь Господу, говорит о тех величайших добродетелях, которыми будет обиловать этот младенец.

Сегодняшнее повествование заканчивается словами о том, что до дней явления своего Израилю Иоанн был в пустыне. Согласно древнейшему преданию, он находился там до тридцатилетнего возраста. Уже в древности многие толкователи ставили вопрос: как он мог там находиться, будучи младенцем, отроком, молодым человеком? Действительно, родители Крестителя очень быстро ушли из жизни, поскольку были уже в преклонных летах, но ответить на вопрос, как Иоанн сызмала мог жить в пустыне, достаточно сложно, мы можем предположить, что это происходило чудесным образом.

В любом случае тот аскетический образ жизни, который вел Иоанн Креститель, высочайшие добродетели, которые он совершал, слова, с которыми он выходил на берега Иордана, приводили иудеев в ошеломление: им было понятно, что это непростой человек. Его взгляд, его проповедь, его внешний вид были настолько сильными и потрясающими, что иудеи спрашивали: «Ты – Христос?». На это он отвечал: «Не я Христос». И тогда говорили иудеи: «А что же ты крестишь?». И на это Креститель отвечал: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мной сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 13), – тем самым свидетельствуя о том, что он является Предтечей, тем, кто должен уготовить путь Господень.

Пророки, предсказывая об Иоанне Крестителе, называли его «гласом вопиющего в пустыне» (см.: Мф. 3, 3). А что это значит? Это значит, что человек себе не принадлежит, его воля полностью отдана воле Божией, он исключительно исполняет только ее. И когда он приходит ее исполнить, первые слова Крестителя к народу: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). А следующие слова: Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 8-10).

И многое другое мы можем найти в Евангелии об Иоанне Крестителе, и все это высшая похвала этому святому. Однажды ученики Иоанна Крестителя спросили Господа: «Ты ли Христос или ожидать нам другого?». Он ответил: «Идите и скажите Иоанну все, что видите и слышите: мертвые воскресают и нищие благовествуют, слепые прозирают, хромые ходят, и блажен, кто не соблазнится о Мне» (см.: Мф. 7, 4-6).

Но когда ученики ушли, обратившись к народу, Христос сказал: Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка… Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф. 11, 7-13). Такие слова сказал Господь об Иоанне Крестителе.

В сегодняшний день, прославляя этого величайшего угодника Божия, мы должны особым образом прислушаться к тому, что он говорит, присмотреться к образу жизни, который он являет нам. Святитель Иоанн Златоуст задавал вопрос: если Иоанн Предтеча является для нас образцом, значит ли это, что мы должны уйти в пустыню, ничего не есть и ничего не пить, одеваться в рубище? И отвечал: конечно, нет, это невозможно. Мы живем в городах, мы имеем работу и свои обязанности. Но то, что мы можем по крайней мере исполнить из заповедей Иоанна, – это покаяние. А дальше святитель говорит так: посмотри, если сей дивный муж, светлейший неба и чистейший, достойнейший всяческих похвал, вел такую суровую жизнь и имел такое сильное покаяние, то чего будем достойны мы, находясь непрестанно в грехах, постоянно нежась, намащаясь благовониями, живя ничем не лучше театральных блудниц и тем самым уготовляя себя в легкую добычу диаволу?

Конечно, мы должны творить плоды, достойные покаяния, но что это за плоды, чем они определяются? Это какие-то механические, физические, внешне видимые действия на благо Церкви, на благо храма или еще кого-то или чего-то, которые заставляют ближних подумать о том, что мы праведники и святые? Конечно нет. Плоды покаяния, по апостолу Павлу, есть любовь, кротость, мир, воздержание, терпение, радость о Господе (см.: Гал. 5, 22). Вот если мы изобилуем этими плодами духа, плодами покаяния, то, конечно, похвала нам. А если этого нет, то каждый из нас должен озаботиться тем, чтобы их иметь.

Мы пытаемся об этом заботиться, но очень часто наша забота уходит в нечто другое. Мы знаем, как правильно и как свято жить, как этим жили другие люди, какое воздержание, терпение они имели, но сами этого, к сожалению, иметь не можем. Но зато любого другого мы можем научить, сказать ему, как должно, как правильно поступать, поставить ему на вид, как он далек от истины Христовой, забывая совершенно о себе.

В сегодняшний день Креститель каждому из нас свидетельствует: чтобы самому исправиться, нужно иметь большое попечение. Фарисеи, пришедшие на берега Иордана к Иоанну Крестителю, думали, что они сейчас, омытые водой, начнут входить в царство Мессии. Креститель обратил к ним жестокие слова: Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 7-8).

Что значит «порождения ехиднины»? Ехидна на языке библейском и на языке святоотеческого толкования – это падший ангел, сатана. А порождение ехидны – это дети диавола. Когда Креститель говорит фарисеям и саддукеям, религиозным вождям, «порождения ехиднины», конечно, он имеет в виду то, что они себя запечатлели в самом главном диавольском делании. Какое это делание? Диавол, несмотря на то, что знает, что и ему для спасения нужно покаяться, настолько устоялся в творении зла, что не хочет и не может этого сделать.

И человек, который отказывается от истинного покаяния и постоянно придумывает для себя какое-то особое покаяние в облегченной версии, чтобы не каяться глубинно и не изменяться, в конце концов застывает в неспособности истинное покаяние приносить. А что за этим стоит? Бог такого человека не спасет. Не потому, что не может это сделать. Бог может все, но при одном условии: если человек кается.

И когда мы вчитываемся в эти евангельские тексты, которые, казалось бы, относятся не к нам, а к каким-то далеким и страшным фарисеям и саддукеям, оказывается, что человек особо не изменился, потому что когда Креститель говорит: «Не думайте глаголати в себе «отца имеем Авраама», – в переводе на наш православный язык это можно читать следующим образом: «Не вздумайте глаголати в себе, что мы во Христа крестились».

Очень часто бывает так, что человек считает условием, дающим половину «гарантий» для входа в рай то, что он крестился во Христа. А Креститель говорит: ничего подобного, только бóльшая ответственность будет на тебе, если ты не исполнишь заповеди Божии; твори плоды, достойные покаяния! А сам Господь говорит: «Раб, который не знал волю Господина, бит будет мало. А знавший волю Господина и не исполнивший, бит будет много» (см.: Лк. 12, 47-48).

И поэтому в сегодняшний день, когда мы славим и благодарим Господа за то, что Он миру приносит такой величайший дар – Предтечу Своего, Иоанна Крестителя, проповедника и учителя покаяния, конечно, мы берем на себя ответственность молиться и в меру сил подражать Иоанну Крестителю. Молиться о том, чтобы он своим предстательством пред престолом Господа давал нам ревность и дух сильный приносить истинное покаяние, исправляться, смотреть в глубины своих сердец, находить там грехи, и очищаться от них, и освящаться даром Божественной благодати, о которой проповедовал Предтеча.

Пусть не только сегодня, но и в остальные дни мы будем помнить об этом великом предстателе. Пусть в сердцах наших почаще раздаются слова: «Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас и научи нас истинному покаянию!». Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

07.07.2019