Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю Великого поста 15 марта 2015 г.

Святая Церковь призывает нас исполнять заповеди Христовы. Исполнять не потому, что мы их можем исполнить — нет человека, который бы в чистоте мог исполнить хотя бы одну и самую простую заповедь Божию, если он не будет споспешествуем и укрепляем Божественной силой, которую мы называем «благодать». Нет! Святая Церковь просит верующего человека исполнять заповеди Божии, для того чтобы он почувствовал свою немощь, для того чтобы он вскрыл в себе ту страсть, которой водится и которая мешает ему соединиться с Богом.

И Неделя Крестопоклонная, да и вообще любое какое бы то ни было в течение нашей жизни поклонение Животворящему Кресту Господню, всегда призывает, заставляет верующего человека задуматься, что своею жизнью он заставил Божественную Любовь не просто воплотиться и не просто оставить нам учение о том, как спасаться, но взойти на Крест и пролить Свою Животочную Кровь, которая, обагрив вселенную, извлекла человечество из уз вечной смерти.

Когда мы поклоняемся Животворящему Кресту Господню, для многих из нас жизнеутверждающими являются слова, которые мы слышим в евангелии от Марка: «Иже хощет по мне идти, да отвержется себя и возмет крест свой, и по Мне грядет!» (Мк. 8, 34) Это слова, действительно, очень важные для каждого из нас, и мы стараемся их постоянно исполнять. Но, опять же, проблема заключается в том, что часто наш ум, да и наши сердца, наши души колеблются: а что же такое крест? Несу я крест или не несу? Дал мне его Господь или не дал? По силам Он мне его дал или не по силам?

И вот от этого смущения и вместо несения креста часто остаётся один ропот, и одна скорбь, и одно нытьё, и одно жалование на нашу жизнь, но часто, как это ни странно звучит, для нас это нытьё и скорбь и являются свидетельством того, что нам тяжело. А если нам тяжело, говорим мы, значит, мы и несём крест.

Но Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, тот отвержется себя, возьмёт крест свой и за одна скорбь, Мной идёт!» То есть нужно идти так, как шёл Господь, а Он Единый Безгрешный, не сотворивший ни единого греха, был распят на Кресте. Почему? Сам Он взошёл? С одной стороны, да: Он для этого воплотился. Но, с другой стороны, человеческая злоба, человеческая страсть заставили Его взойти на крест.

Итак, Он, Безгрешный, распялся, не сказал ни слова никому, не осудил даже тех, кто стояли при кресте и распинали Его. Он молился о том, чтобы Господь, Бог Отец, простил им грехи, потому что не ведают, что творят.

Так ли несём крест мы? Ведь очень часто мы задаём прямо в лицо Богу вопрос: за что меня ты наказываешь, а не кого-то другого, за что мне даёшь такой крест, а не кому-то другому? Лучше дай ему, избавь меня от этой тяжести!

Да и вообще, что значит тяжесть? Для верующего человека, который вступает на поприще Великого поста, почему-то ассоциируется несение креста с той какой-то физической, физиологической тугой, которую он постоянно претерпевает. Но об этом ли говорит Святая Церковь, к этому ли призывает Господь? Например, когда Господь говорит: «Тот, кто постыдится Меня в роде сем, прелюбодейном и грешном или тот, кто постыдится словес Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт во славе Своей!» (см.: Мк. 8, 38)

Казалось бы, всё понятно. А какие это слова Господа, которых мы должны постыдиться? И что значит «постыдиться»? А самый простой ответ мы найдём в евангелии от Матфея. Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за ненавидящих вас!» (см.: Мф. 5, 44; Лк. 6, 27–28) Вот, пожалуй, Его слова. И именно тот, кто постыдится в роде сем, прелюбодейном и грешном, исполнять их (и, наверное, больше никаких других и не надо человеку, чтобы не постыдиться от Сына Человеческого), того Он исповедует перед Отцом Небесным.

Но кто из нас может рискнуть или дерзнуть сказать, что да, я исполняю эти слова: я люблю ненавидящего меня, я благословляю проклинающего меня, я молюсь за ненавидящего меня. А между тем в этих словах как в источнике заключается всё наше спасение, всё наше Православие, всё наше Христианство. С чего должен начинать человек, чтобы встать на эту стезю и исполнить эти слова? Именно с исполнения заповедей Божиих!

Но, когда мы говорим об исполнении заповедей Божиих, которые призывает нас исполнять Святая Церковь, не тех заповедей, которые исполняли великие подвижники благочестия, то к чему она нас призывает? Многие Святые Отцы говорили нам о том, что Господь не призывает нас жить сверх силы какой-то, несоизмеримой с нашим бытием и нашими возможностями – нет! В пост, особенно пост Великий, Святая Церковь призывает человека прочувствовать, осознать ту меру, в которой он должен находиться, то есть просить у Господа и постараться жить, пользуясь только необходимым для удовлетворения своих обычных повседневных потребностей – но не более того! Именно излишества, к которым прикипает и привыкает наша душа, и провоцируют рождение в ней великих страстей, из-под гнёта которых человеку очень сложно выйти.

В Евангелии мы находим очень важные слова Самого Господа: «Не пекитесь о завтрашнем дне, — говорит Он. — Не думайте и не говорите, что бы нам есть и что бы нам пить, и во что бы нам одеться, потому что, — дальше говорит Господь, — всего этого язычники, — или, по чтению другого евангелия, грешники, — ищут! Посмотрите на птиц сельных, посмотрите на цветы полевые! С одной стороны, птицы не собирают, не кладут в житницы, — Отец Небесный питает их, — говорит Господь. — С другой стороны, цветы полевые: они одеваются так, или Бог их одевает, что и Соломон во всей своей славе так не одевался! Но, — Господь говорит, — насколько лучше вы, чем эти птицы и цветы, маловерные! Итак, — говорит Господь, — не ищите, что есть, что пить и во что одеться — всего этого язычники ищут. Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и остальное всё приложится вам!» (см.: Мф. 6, 25–33; Лк. 12, 22–31)

Итак, если попробует человек жить по этим заповедям, а они заповедуются нам и в другой очень важной молитве, когда мы говорим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь!» — только то, что требуется для поддержания моего естества, не более, я призываюсь просить; если человек поживёт в исполнении этих заповедей недельку, две, три, то он откроет о себе нечто. Во-первых, то, что легко справляется с исполнением этой заповеди, и, во-вторых, что, оказывается, столько у него было пристрастий, абсолютно ненужных для того, чтобы работать Господу! И тогда человек начинает уже осознавать, что значит несение креста.

Святая Церковь призывает нас к подвигу. Да, это, действительно, так, потому что крестоношение — это подвиг. Но если подвиг, если слово «подвиг», если слово «крест» здесь в этом смысле тождественны, то, конечно, слово «подвиг» будет тождественно и заповеди: «Любите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас!» Но если это так, то оказывается, что тогда несение креста есть не что иное, как безропотное осуществление, а лучше сказать, попытка осуществления любви к Богу и к ближнему, которая и есть несение креста. Я несу крест только в том случае правильно, в Царство Божие несу крест только в том случае, если под гнётом всех тех страстей, которые пытаются сокрушить меня, всех тех обстоятельств, которые извне нападают на меня, как хищные звери, я остаюсь, я пытаюсь остаться человеком, любящим Бога и ближнего своего.

Если от действия страстей, если от действия внешних обстоятельств, которые не нравятся мне, я представлять начинаю из себя злобствующего человека, которому всё не нравится и всё не так (но при этом, конечно, я пощусь!), то о каком несении креста можно говорить? О каком Царствии Божием, о каком следовании за Господом можно говорить?

И вот Святая Церковь в середине Великого поста, износя Животворящее древо Креста Господня, вдохновляет нас ещё раз осознать, ради чего мы вступили на это поприще: не просто, чтобы отказаться от чего-то, а чтобы приобрести нечто большее!

И в сегодняшний день, конечно, хочется пожелать всем нам, чтобы эти простые заповеди, которые Евангелие просит начертать верующего человека у себя на сердце, почаще смиряли наш дух и постоянно напоминали нам о том великом идеале, к которому мы призваны. Если будем тянуться к нему, если будем стремиться к нему, то тогда мы воистину осознаем, что вне поста не может быть настоящей духовной жизни, не может быть спасения. Вне креста не может быть настоящей духовной жизни и спасения. Аминь.