Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице в день памяти святых праотец.  Притча о званных на вечерю.

С сегодняшнего воскресного дня Святая Церковь вводит нас уже непосредственно в праздник Рождества Христова, вспоминая всех тех, кто, живя за очень долгое время до пришествия в мир нашего Господа, послужили своею верой, своею жизнью, а многие своею плотью, для того чтобы в мир пришел Спаситель.

Прославляя их подвиг, Святая Церковь свидетельствует и о ревности, и о мужестве этих людей, которые выстояли перед всяческими соблазнами мира, лежащего во зле. Мы можем представить, как непросто было тем далеким-далеким предкам Христа, которые жили более чем за тысячу лет до Рождества Христова, удержаться в вере в истинного Мессию. Они пришли в мир и приняли из устного предания благую весть о том, что некогда должен прийти в мир Христос, но никаких явных свидетельств того, что это должно произойти, не ощущали, поскольку на их глазах мир разлагался, развращался, делался все хуже и хуже. Жизнь показывала, свидетельствовала им, что изменений к лучшему не наблюдается.

И на таком страшном историческом фоне они пронесли свою веру в нашего Господа. Вопреки всем тем греховным обычаям, которые существовали в мире, они твердо исповедовали веру в Мессию своею жизнью, то есть праведными делами, отказываясь делать то, что для прочих являлось нормой жизни, отказываясь совершать то, что часто сулит человеку счастье и блаженную жизнь здесь, на земле. А отказавшись это сделать, они в определенном смысле, как ветхозаветные крестоносцы, следовали за еще не пришедшим Христом.

Непросто было в ветхозаветное время иметь веру во Христа и жизнью свидетельствовать, что ты Его ждешь. Гораздо проще это стало во времена новозаветные — для человека, укрепляемого дарами Божественной благодати, то есть той силой от Бога, которая подается в церковных таинствах и которую человек сам в себе никогда не в состоянии породить (например, захотеть быть сильным в исполнении заповедей Божиих – и стать таким). Только через дар от Господа, который получает человек в Святой Церкви, он бывает в состоянии выстоять против совершения греха, против введения греха в свою жизнь.

Притча, которую мы слышали сегодня во время чтения Евангелия (см.: Лк. 14, 16-24), свидетельствует как раз о том, как непросто это бывает. Когда господин устраивает пир и посылает раба позвать на вечерю всех приглашенных, люди начинают отказываться. Один говорит, что купил землю, другой говорит, что купил пять пар волов, третий говорит: я женился. Все они были приглашены заблаговременно и знали, что некогда их позовут, но отказываются прийти и просят раба передать господину такие слова: «Имей меня отреченным» (см.: Лк. 14, 18-19). Дословный перевод с греческого этого выражения может звучать как «имей меня извиненным», то есть «пусть я буду в твоих глазах извинен за то, что поступил так». А что это значит? Человек абсолютно уверен, что причина того, что он не явился на эту званую вечерю (на этот ужин), должна быть совершенно понятна господину. И хозяин дома обязательно поймет, обязательно простит его за то, что он или купил землю, или купил пять пар волов, или женился.

Но притча есть притча. Она в очень понятных, красочных образах доводит до каждого из нас, какие проблемы у нас есть с Господом, какие причины имеем мы в жизни, для того чтобы не прийти на Званую Вечерю нашего Великого Господина. Эта притча выделяет определенные моменты в нашей жизни, которые на самом деле перепутаны, связаны, скомканы в огромный клубок. Все вместе, все подряд: и поженились, и купили пять пар волов, и землю приобрели – все есть условия для того, чтобы сказать, чтобы нас имели отреченными. Потому что то, что мы приобрели, наше: «Пусть оно небольшое, но мое!» Бог обещает Царство Небесное, но где оно и когда придет? Оно такое большое, такое необъемлемое для моего сердца, что мне лучше иметь что-то маленькое, то, что можно положить в карман, — и оно будет моим!

И поэтому получается, что я говорю в лицо Господу: «Я знаю, Господи, что Ты меня любишь, но я пока не готов к Твоей великой любви. Я хочу любить, но только так, как способно мое сердце. А вот когда я насыщусь такой любовью, когда все силы своего естества – и духа, и души, и тела, и плоти, и ума – израсходую на эту свою любовь, очень мелкую, очень незаметную, но, как мне кажется, доставляющую мне массу удовольствия, когда от меня уже почти не останется ничего в плане силы и в плане ревности, — вот тогда я готов прийти к тебе, Господи. И прими меня тогда в Свою любовь, и напитай, и накорми, и утешь!»

Но мы видим, что в притче господин гневается и посылает раба позвать всех тех, кто находится по изгородям, по хижинам, на дорогах, — всех тех, кто «попадется под руку», — и пригласить их на эту званую вечерю. И раб докладывает господину, что это сделано, но все равно места еще очень много. Много места на званой вечере – это свидетельство по любви Господа к человеку: не забыт никто из людей.

Но нельзя эту притчу относить только к перспективе, к тому, что когда-то будет там, когда случится Второе Пришествие, когда мы переступим через порог Вечности. По учению Божественного Откровения (и это особенно ярко выражено в посланиях апостола Павла к коринфянам (см., напр., 1 Кор. 3,16-17; 6, 19-20) и к Колоссянам (см.: Кол. 3, 4-11), которое мы сегодня слышали), Царство Божие начинается уже здесь, на земле. С момента Пятидесятницы оно уже началось. А это значит, что мы не можем так скупо, локально относить эту притчу только к тому, что случится некогда там, в пакибытии.

Нет, эта притча гораздо ближе к каждому из нас и в этом смысле гораздо страшнее. Пир-то уже начался, на пир-то уже все позваны, и кому надо, тот уже истинно пирует вместе со своим Господом.

Ведь если мы говорим о том, что Церковь есть начаток Царства Божь его на земле, то что значит в приложении к нашей жизни отказаться прийти на званый пир? Это значит, что мы свою жизнь, имеющуюся здесь и сейчас, отказываемся исправлять, выправлять по заповедям Божиим. Если пир уже начался, если Царство Божие уже преподается человеку, и преподается в первую очередь здесь, в Церкви Христовой, то, следовательно, вся духовная реальность, в которой мы находимся, уже может являться таковым Царством. Тот, кто хочет царствовать вместе с Господом, уже не может, просто постояв и помолившись в храме, выйдя, заниматься такими делами, которыми ему хочется и которые часто не вписываются в заповеди и в закон Божий. Самое главное жить, как будто ты уже не просто приглашенный, а находишься вместе со своим Господом. Вот это, пожалуй, является самым сложным и для осознания, и для реализации.

Притчу Христос заканчивает так: Много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24). Эти слова очень часто вызывают смущение в умах у людей. Многие считают, что это место в Евангелии является исходной точкой учения о предопределении. А если есть предопределение, то, может быть, вообще не стоит и пытаться спасаться? Ведь если Господь не избрал меня изначально, то, сколько бы я не бился в своих трудах и в своих подвигах, я все равно не спасусь. Это, конечно, ложное учение!

Как объясняют святые толкователи, слова Много званных, но мало избранных совсем о другом. Слова много званных есть не что иное, как свидетельство о том, что абсолютно все люди, приходящие в мир, призываются ко спасению. А слова мало избранных не свидетельствуют о том, что люди считают себя недостойными того, чтобы быть призванными Господом. Это слова о том, что очень многие люди считают Бога недостойным, чтобы Он находился в их жизни.

Дорогие братья и сестры, будем поглубже вникать в смысл текстов Священного Писания, будем искать в них ответы на свои жизненные вопросы. Не будем пренебрегать и такими простыми и понятными, на первый взгляд, притчами, как та, что мы слышали сегодня. В притче о званых на пир обозначен важный ответ на вопрос: «Почему у нас так часто не получается то, что мы называем своим собственным спасением?». Может быть и мы, по греховности нашей расположились по отношению к жизни и по отношению к Богу так, что считаем Его недостойным, чтобы Он вошел в нашу жизнь.

 

Аминь!