Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Память праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. 10.01.2016

Давид царь – это величайший святой Ветхозаветной Церкви. Это образец благочестия для каждого из нас. Все мы знаем, что святой царь Давид оставил нам святую Псалтирь. И начало первого псалма, самые первые слова этой удивительной книги такие: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (см.: Пс. 1, 1). Святые отцы обращают наше внимание на эти слова. Царь Давид был славнейшим, сильнейшим, богатейшим человеком на земле за всю историю человечества, и, казалось бы, он мог полагать счастье или блаженство именно в этих категориях оценки мира: слава, богатство, сила. Но несмотря на всю свою силу и богатство, он говорит, что счастье и блаженство заключаются в другом: «Блажен тот, кто не ходит на совет нечестивых, и на пути грешных не встает, и на сидение губителей не садится» (см.: Пс. 1, 1). 

Значит, вот в чем полагается блаженство и счастье для всякого верующего нормального и здравомыслящего человека. Но блаженство подается человеку, конечно, от Господа, и пришествие в мир Спасителя полагает каждому из нас возможность получать эту благодать, черпать ее, как святую воду. А послужили тому, чтобы мы имели доступ к этой благодати в определенном смысле те, кого мы сегодня чествуем, и среди них Иосиф Обручник. Он не имел прямого участия в непосредственном рождении, приходе в мир нашего Господа, но послужил тому верою и правдою.

И сегодняшнее евангельское чтение (см.: Мф. 2, 13-23) говорит нам о том, сколько претерпевает Иосиф для того, чтобы сберечь Младенца. После того, как волхвы покидают страну иудейскую иным путем, царь Ирод почувствовал себя осмеянным: он издает указ умертвить всех младенцев в Вифлиеме и в окрестностях его от двух лет и ниже. И вопль великий (Мф. 2, 17) поднимается по всей земле. Иосиф убегает со Святым семейством в близко расположенную к иудейской земле землю египетскую. От Вифлиема до ближайших границ Египта пешего пути приблизительно сорок два часа. Ангел говорит Иосифу: беги в Египет (Мф. 2, 13), – это значит, что, возможно, и более короткий срок был необходим для того, чтобы оказаться в безопасности Святому семейству.

Находясь в земле египетской определенное, непродолжительное, по всей вероятности, время, Иосиф вновь во сне получает от ангела весть о том, что «умерли искавшие души Младенца. Возьми Отроча и Матерь Его и возвратись в землю Израилеву» (см. Мф. 2, 20). Он берет Деву Марию и Богомладенца Иисуса и с членами своей семьи, среди которых находится, конечно, Иаков, брат Господень, впоследствии великий, очень почитаемый новозаветной Церковью Иерусалимский архиерей, возвращается в землю Израилеву.

Писание говорит, что Иосиф, узнав, что Архелай царствует в Иудее, убоялся туда идти и пошел в Галилейскую область (см. Мф. 2, 22) – туда, где правил более миролюбивый, хотя и хитрый правитель Ирод Антипа. То, что Иосиф убоялся идти в землю Иудову, поскольку там правил Архелай, свидетельствует о намерениях Иосифа все-таки возвратиться в Вифлием из Египта. Но он не делает этого. Почему? Потому что он понимает, что, поселись он в Иудее, Богомладенцу начнут угрожать преждевременные опасности. И он идет в Галилею – туда, где никто, возможно, и не знал о том, что родился Мессия, ведь из Вифлиема Иосиф сразу убегает в Египет, а потом возвращается в Галилею. Но люди слышали о том, что были умерщвлены младенцы в Вифлиеме, и они были уверены, что в числе этого огромного количества младенцев был наверняка умерщвлен и Тот, ради Кого и остальные дети были убиты. Все находятся в полном неведении о Том, о Котором говорили, что Он Мессия. Иосиф же и Мария никому не говорят, Кто их Младенец и каково Его предназначение. И это все премудрые действия Промысла Божьего.

Мы видим, как с самых первых моментов пришествия Своего в мир начинает страдать истинный Мессия Спаситель человечества: полагается в ясли – абсолютно неудобное и неприспособленное для новорожденных место, потом практически сразу Святое семейство вынуждено бежать в Египет – как там они живут? Как они там перебиваются с воды на хлеб? Никто этого не знает. Потом они возвращаются, и в дороге претерпевая, согласно преданию, постоянные устрашения, не могут прийти в Вифлием, а поселяются в Назарете. Евангелист Матфей об этом говорит так: Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2, 23).

Что значит сбудется реченное через пророков? Если мы пролистаем весь Ветхий Завет, то не найдем ни одного пророчества о том, что Он назовется Назореем или даже Назарянином, как впоследствии звали Христа. Тогда о чем эти пророчества? Что хочет сказать евангелист? По объяснению святых толкователей, в этом выражении заключается глубокий смысл. Мы действительно не имеем прямых пророчеств о том, что Он Назореем наречется. 

Но евангелист Матфей хочет сказать о другом. Христос поселяется в Назарете, в городке безвестном и бесславном (и это мы знаем из слов Нафанаила: «Что может быть доброе от Назарета?» (см.: Ин. 1, 46). Это есть свидетельство того, что Господь воспринимает самоуничижение за грехи людские, Он становится неизвестным и презираемым от людей. Такие пророчества в Ветхом Завете имеются – многие пророки говорили о том, что Мессия придет в уничиженном виде и пострадает за грехи людские. 

И в числе таких пророков Давид царь, который в псалмах очень красочно, очень эмоционально изобразил то, как будет уничижаем Мессия, и то, как Он будет страдать. В 21-м Псалме мы найдем такие слова – это мессианское место: Аз же есмь червь, а не человек (Пс. 21, 7). Мы часто читаем эти слова, не осознавая всей важности того, о чем и о Ком они говорят. 

Но если это так, то какое приложение это имеет к нашей жизни, к нашему отношению к истинному Мессии? Ведь мы часто, как ветхозаветные иудеи, ждем великого и славного, сильного и красивого мессию, такого, который нас из тяжелейших жизненных обстоятельств обязательно должен привести в тихую заводь, где вся земля течет медом и млеком, сделать нас богатыми, сделать нас славными, по крайней мере, сделать так, чтобы мы жили в достатке, не страдали ни от чего, и, как нам часто кажется, ни от кого. А Мессия, оказывается, постоянно страдает за наши грехи.  Он говорит нам такие слова: Аще кто хощет по Мне идти, до отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24). 

Часто оказывается, что мы ищем Мессию не там, где Его надо искать. А где Он? В Евангелии Христос сам нам говорит, где Он находится и куда мы должны идти. И, может быть, особенно в такие дни, как сейчас, – в Святки, когда мы делимся радостью о том, что Спаситель мира пришел в мир. Когда Господь говорит: «Я был в темнице, и вы не посетили Меня, был в больнице – и не пришли ко Мне, был нагим – и не одели Меня, был голодным и жаждал – и не напоили и не накормили Меня» (см.: Мф. 25, 42-43), – Он призывает нас заняться именно этими делами. Как же сложно бывает человеку с его грубым, омертвевшим и очерствевшим сердцем услышать эти простые слова нашего Господа. И пойти туда, куда Он призывает: навестить больных, убогих, сирых – и все это обязательно откликнется, отзовется в наших сердцах. Человек, который придет в больницу или в темницу, оттуда уже не выйдет таким же, каким пришел. Потому что через то сострадание, которое он испытает, обновится его сердце, и откликнется в его сердце Господь, и просветится его ум евангельской простотой и евангельской истиной.

И в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы желаем поступать в простоте почаще так, как призывает нас делать родившийся Богомладенец Христос. Пусть та истинная радость, которую Он приносит нам о Вечной жизни, становится частью наших и не только наших сердец, пусть эта радость разливается и отдается другим, пусть через это прославляется Отец наш Небесный!

Аминь!