Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 32-ю по Пятидесятнице.

Повествование о мытаре Закхее содержится в Евангелии от Луки. В очень простых чертах доводит евангелист до нас эту удивительную историю. Закхей был не просто мытарь, не просто сборщик податей, а старейшина над мытарями. И этот человек был, по всей вероятности, ненавидим народом, поскольку сборщики податей были представителями чужеземного ига, они выколачивали из людей последние деньги под предлогом того, что это необходимые сборы для римской казны. Но, кроме этого, мытари клали много из собранных денег в свой карман.

Итак, в глазах народа Закхей был просто отъявленным негодяем, он был изгоем – тем, кто недостоин входить в общество израильское. Но в силу своего занимаемого положения в этом селении, в силу тех средств, которыми он располагал, старейшина мытарей нормально существовал. И, может быть, люди, с одной стороны, ненавидели его, а с другой – не высказывали это открыто, напротив, оказывали ему какие-то знаки почести. Но если Закхей был поставлен старейшиной над мытарями, то он, конечно, был неглупым человеком. И он понимал, что его ненавидят, что вокруг него одни лицемеры, которые угождают ему, возможно, только для того, чтобы он кому-то дал денег или кого-то не обидел, так как он имел определенную власть над людьми.

И вот однажды, в дни Своего общественного служения, накануне входа в Иерусалим, Господь проходит через селение Иерихон, в котором живет Закхей. Христа сопровождает огромная многотысячная толпа, и Закхей хочет посмотреть, Кто это идет – это Тот, о Котором молва уже не один год твердит, что Он является Великим Пророком, Чудотворцем; все о Нем говорят. Но Закхей был маленького роста, и чтобы лучше видеть, он залезает на большое дерево – смоковницу, не смутившись тем, что люди, наверное, будут над ним смеяться, издеваться. Можно представить себе, как дети, указывая на него пальцем, катались со смеху, видя, как этот дядя, небольшой, неуклюжий, толстенький, залез на смоковницу, чтобы увидеть, Кто идет. А еще, наверное, Закхею было интересно, куда идет Тот великий, о Котором все говорят. И сидя на смоковнице, он наконец-то дожидается того момента, когда мимо него проходит Христос. И Господь останавливается, смотрит на Закхея и говорит ему с любовью: «Закхей, постарайся, пожалуйста, слезь со смоковницы, потому что Мне сегодня нужно быть в твоем доме» (см.: Лк. 19, 5). Оказывается, Христос пришел в Иерехон для того, чтобы посетить дом Закхея!

Закхей слезает и ведет Христа в свой дом. Конечно, толпа, окружавшая Господа, начинает роптать. Да как это может такое быть, чтобы великий Пророк, Мессия, по крайней мере, именующий Себя Мессией, общался с такими отъявленными грешниками! Разве может святость соприкоснуться с грехом, добро со злом, свет с тьмой? Конечно, нет. Ропщет народ, но Закхей, пораженный, ошеломленный, сломленный буквально общением со Христом, произносит удивительные слова: «Господи, половину имения моего отдам нищим, и если кого обидел, воздам четверицею каждому» (см.: Лк. 19, 8). И в ответ Господь говорит: Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть, прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19, 9-10).

Что же произошло? Во-первых, мы видим, что воплотившаяся Любовь свидетельствует о том, что она сильнее Божественного правосудия. Потому что в глазах Божественного правосудия Закхей был погибшим, на нем был поставлен, как говорят в народе, крест, не было уже возможности его спасения. И вдруг происходит нечто, что выводит буквально его из бездны ада: Господь говорит, что спасение ему сегодня, потому что и он сын Авраамов.

Что так повлияло на Закхея? Наверное, на фоне постоянной лжи и лицемерия, которыми был окружен Закхей, понимания того, что его ненавидят, он посмотрел в глаза Христа и увидел действительно Любовь. Он увидел, что Смотрящий на него величайший Пророк и Мессия не ненавидит его, Он на самом деле пришел в Иерехон ради него и оказывает ему знак внимания. И все от этого взгляда внутри Закхея буквально переворачивается, разбивается вдребезги. Все то, на что он когда-то уповал, все то, как ему казалось, великое, значащее, стоящее, оказывается ложью, прелестью – это все были обманы, которые он сам для себя придумал. То, что, как он думал, достойно его как человека, оказывается скотоподобным.

И когда Закхей смотрит в глаза Христа, он меняется и понимает, что счастье, наслаждение, которых он ждал от скопления денег, заключаются совсем в другом. И тогда мытарь отрицается от всего того, что добыл неправедным путем, более того, как говорят толкователи, идет на самопожертвование: сначала обещает отдать половину имения, а потом еще каждому обиженному возместить четверицею. Можно представить, скольких он обидел за долгую жизнь – для возмещения требуется огромная сумма! И через эти слова Закхея мы видим, что он знает Ветхозаветный закон, потому что в Книге Закона написано: тот, кто украдет, возвратить должен в четыре раза больше тому, кто потерпел. И Закхей свидетельствует, что готов это сделать.

Неслучайно Господь называет Закхея сыном Авраама: мытарь оказывает Ему Авраамово гостеприимство. Он принимает Христа, кается перед Ним, свидетельствует о том, что для него теперь в жизни нет ничего важнее, чем Он, Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому Господь говорит, что спасение не только ему, но и его дому: Христос уверен, что с таким хозяином, как Закхей, обратятся и все его ближние, живущие в доме, он сможет своею любовью привести к Нему, ко Христу, а значит, и ко спасению.

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает это повествование, конечно, не просто так, а чтобы правильно нас расположить к тому, что нам предстоит совершить. В каком смысле? В самом что ни на есть прямом. Мы, если внимательно посмотрим на себя, в каком-то определенном моменте можем признать себя Закхеем, как это ни странно может прозвучать. Ведь Господь каждому из нас дает то, чем мы должны правильно пользоваться: дар здоровья, таланты, общение с людьми.

Что это значит – правильно пользоваться? Мы приходим в мир, не имея ничего своего, а значит, то, чем мы обладаем с течением времени, дает нам Господь. Поэтому по-Божьему мы должны пользоваться этим. А если мы пользуемся не по-Божьему, например, своим здоровьем, растрачиваем его страстями, похотями, то общение, которое мы имеем с другими людьми, разве приводит их ко Христу? Скорее всего, такое общение уводит от Бога, даже несмотря на то, что наши беседы могут быть на религиозные темы. И так далее.

С одной стороны, оказывается, что мы грабим постоянно тех, кто должен получать от нас многое светлое и великое. С другой стороны, то, что совершает сегодня Господь, делает нас в каком-то смысле не имеющими оправдания перед Ним. Ведь если даже такой негодяй, как Закхей, своей прожженной, прокаженной душой смог уловить взгляд воплотившейся Любви и дрогнул, преобразился, значит, любого человека Господь может привести к Себе. Поэтому если кто-то из нас не приходит ко Христу, то причина только одна – мы сами не хотим. Закхей захотел и сразу попал в число спасаемых. Если же мы не хотим, то как угодно долго будем смотреть в глаза Христу, но ничего так и не сдвинется с мертвой точки.

В сегодняшний день Святая Церковь сподвигает нас на перемены, пытается родить в нашей душе покаянные чувства. Евангельское чтение о мытаре Закхее дает нам яркий пример того, как могут люди общаться с Богом. В преддверии Великого поста хочется всем нам, дорогие братья и сестры, пожелать этого доброго, неленностного, ревностного, мужественного подвига в деле признания себя теми, кто не способен родить в себе покаяние. Но за смирение, которое мы можем явить пред Господа, Бог просветит наши сердца, и мы, подобно Закхею, сможем почувствовать взгляд великой, всепобеждающей, спасающей Любви, Которая пришла для того, чтобы посетить каждого из нас и сказать: Днесь спасение дому сему бысть! Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. Неделя о Закхее,

29.01.2017