Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 33-ю  по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Предпраздненство Богоявления. 17.01.2016

Положенное уставное чтение сегодня – это первое зачало Евангелия от Марка (см.: Мк. 1, 1-8), которое начинается с очень знакомых для многих из нас слов: Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1). Но дальше евангелист Марк говорит о проповеди Иоанна Крестителя, о самых первых словах, с которыми он обратился к народу, выходившему на берега Иордана: о крещении покаяния для прощения грехов (Мк. 1, 4). Согласно евангелию от Матфея, это были очень простые слова, но, пожалуй, нет в этом мире для человека важнее слов, которые произнес Креститель, а затем повторил наш Господь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). В этих словах, как в источнике, заключено все спасение для человека, потому что покаяние является единственным и исключительным условием для того, чтобы человек мог наследовать Вечную блаженную жизнь.

Часто бывает, что человеку кажется: покаяться – это очень просто. А все происходит из-за того, что человек свои определенные понятия вкладывает в этот термин – покаяние. Но самое важное для нас – понимать, что покаяние значит на языке евангельском: на языке Иоанна Крестителя и нашего Спасителя. Ведь недостаточно человеку сказать, что я буду лучше, чем был. Или если я шел по одному пути, то я поверну влево или вправо и пойду по исправленному пути – и это будет мое покаяние. Конечно, нет. В этом термине заключается нечто глубинное, что требуется от человека. Почему? Иоанн Креститель обратил свои слова к тем, кто считал себя праведниками, он обратил свои слова к тем, кто считал, что выполняет абсолютно все необходимые условия для того, чтобы наследовать спасение. И вдруг они слышат: Покайтесь! В переводе с греческого языка этот термин обозначает «измените свой образ мысли, сделайтесь другими». Но что это значит для них? Какими другими они – «праведники» – должны сделаться?

Святая Церковь объясняет нам очень просто, что значит покаяться. Если для человека, приходящего в мир с печатью первородного греха, в центре мироощущения стоит он сам или его личный эгоизм, то нужно сделать так, чтобы в центре его жизни встал Христос. Церковь призывает нас сделать так, чтобы Он стал сердцевиной нашего мироощущения. Все то, что ты делаешь в этом мире, ты делаешь не для себя, а потому, что так хочет Христос. И это ты делаешь не потому, что тебе приятно (часто бывает очень непросто исполнять заповеди Божии), а потому, что этого требует любовь Христова, за тебя распеншаяся и доставившая тебе дар Спасения.

Очень непросто бывает человеку прийти к исповеданию принципа покаяния своей жизнью. Для этого необходимо осознать свою греховность. Именно об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие.

Иоанн Креститель, обращаясь к иудеям, произносит очень важные слова: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Тот, Кто идет за мной, Тот больше меня, Он будет крестить вас Духом Святым» (см.: Мк. 1, 7-8). Что значат эти слова? Что в них должны были услышать иудеи, которые не знали еще ни учения о Святой Троице, ни учения о Духе Святом как о лице Бога Троицы. Слова Иоанна Крестителя Я крещу вас в воде в покаяние дословно на русский язык переводятся так: «Я омываю вас в воде в покаяние, но Тот, Кто идет за мной, омоет вас Духом Святым». Итак, какой же смысл этих слов пророка?

Иоанн Креститель в воде омывал физическую скверну плоти человеческой, и это было символом чего-то большего. Подобно тому, Христос, – говорит Иоанн Креститель, – Божественной силой омоет вашу скверну духовную. Но ведь скверной духовной является грех, поэтому слова Он крестит или омоет вас Духом Святым для иудеев могли означать только одно: Он омоет вас от вашей греховности, Он очистит ваши грехи.

Итак, для того, чтобы человеку получить дар Духа Святаго, нужно покаяться, очиститься от своего греха. И это, наверное, самое сложное для человека, хотя на первый взгляд и может казаться простым: пришел, покаялся, очистился – и Дух Святой сошел на тебя. Но ведь мы знаем, что в жизни бывает совсем не так: человек приходит на исповедь, человек причащается и раз, и другой, и пятый, и сотый, и год, и десять, и двадцать лет. Но ничего не происходит. Никакого движения духовного в своем сердце человек не чувствует. И многие именно об этом говорят. Тогда в чем дело? В том ли, что Господь медлит, или же все-таки в том, что человек не хочет, правильно расположившись, истинно покаяться?

Святая Церковь призывает нас еще и еще раз более глубоко задуматься о том, какое покаяние мы имеем и имеем ли мы его вообще?

И в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать всем нам, чтобы слова Иоанна Крестителя были не только напечатлены в наших умах, главное, чтобы они были высечены и на наших сердцах, чтобы мы никогда о них не забывали, чтобы они были единственным и исключительным ключом к правильному пониманию всего того, что нам предлагает Святая Церковь. Если мы будем постоянно помнить слова Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, тогда многое и по-особому, и правильно каждому из нас откроется. И тогда слова Он крестит вас Духом Святым, которые некогда произнес Иоанн Креститель, будут относиться и к нам, потому что Господь очистит наши грехи и даст нам дар Духа Святаго.

Аминь!