С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, а также с днем Отдания праздника Рождества Христова! День отдания – это всегда взывание со стороны Бога к человеку, чтобы он хранил в своем сердце, в своей памяти то, что он созерцал во время празднования того или иного церковного дня. Но мы говорим о том, что Рождество Христово, по слову апостола Павла, это «велия благочестия тайна» (см.: 1 Тим. 3, 16), Рождество Христово – это то, что выводит человека из тупика духовного, то, что открывает для его сердца и ума нечто высшее, реально существующее, и зовущее в вечную блаженную жизнь, и обетующее ее. С грустью человек созерцает такие дни, как дни отдания, тем более таких праздников, как праздник Рождества Христова. Но эта грусть по Боге, как говорит апостол Павел, соделывает человека истинным христианином (см.: 2 Кор. 7, 10). Потому что человек сожалеет о том, что нечто в его жизни закончилось, но определенный акт Богообщения располагает его быть чище, светлее, добрее, накладывает определенную ответственность жить по заповедям Христовым, которые христианин по-новому почувствовал в эти святые дни. Сегодня нам Святая Церковь предлагает евангельское чтение, которое по-особому должно нас расположить к тому, как мы живем, призвать нас быть внимательными к нашей жизни (см.: Мф. 2, 13-23).

Мы слышали историю о том, как Ирод-царь, узнав, что родился в Вифлееме Тот, Кто называется Христом, повелевает волхвам пойти и узнать, где находится Младенец. Царь говорит, что хочет пойти и поклониться этому Младенцу, но на самом деле в его сердце созревает коварный план узнать, где находится Христос, чтобы уничтожить Его. Но промыслом Божим Младенец сохраняется, волхвы иным путем отходят в свою страну, а Ирод-царь, чувствуя себя осмеянным и оскорбленным, дает распоряжение убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и ниже. И тогда великий плач встает над всей иудейской землей. Но Иосиф с Марией и Младенцем бегут в Египет, предупрежденные Ангелом.

До Египта от Вифлеема было относительно недалеко, где-то полтора суток пути. Иосиф скрывается там, а после смерти Ирода и тех, кто искал души Младенца, по откровению возвращается в землю Израилеву. Однако он боится идти назад в Вифлеем, поскольку там правит сын Ирода Великого, Архелай, такой же кровожадный, коварный, хитрый и злой. Иосиф со святым семейством поселяется в Назарете, в своем родном городе. И дальше евангелист говорит: Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2, 23). Это чтение евангельское по-особому настраивает нас как верующих людей на жизненный лад. Надо сказать, что, хотим мы этого или не хотим, но в силу греховной порчи, в силу грехопадения в каждом из нас есть этот ветхозаветный, кровожадный, злой человек, который не терпит указа со стороны Бога, не приемлет Его святых заповедей. И что бы ни говорил Бог, что есть Царство Небесное, что есть вечная блаженная жизнь, что она открыта для нас, и нам нужно только исполнять заповеди, чтобы войти в нее, этот ветхозаветный человек пытается всячески истребить в себе хоть какие-то начинания и намеки на то, что это есть. Ему не хочется жить по чужой воле, ему хочется жить по воле своей, ему хочется быть, как Ирод, всегда царем. Ирод был очень коварен в этом смысле: он просто уничтожал всех на своем пути, рука его не дрогнула убить троих сыновей и любимую жену Мариамну, которая была от крови Макковейской, и он думал, что она может каким-то образом занять его трон. До этого доходило его безумие. И все это символически проецируется на то, как часто ведет себя человек, когда Христос в наших душах еще Младенец. Зачатки веры есть в нас есть как нечто святое, они хрупки и нежны, как первые цветы, которые выходят весной из-под земли. И в это же время в человеке иногда просыпается какой-то зверский инстинкт растоптать, уничтожить все то, что связано с Богом и верой, чтобы ничего даже не напоминало о Христе. Человек часто не понимает, что это связанно именно со Христом, ему кажется, что просто у него такой характер.

Верующему человеку нужно быть очень мужественным и смелым перед самим собой, чтобы в себе подавлять этот страшный ветхозаветный инстинкт, который покушается постоянно на Христа, нужно стараться возрасти в меру возраста Христова, как говорит апостол Павел, чтобы в сердце и уме начертался лик Христа, чтобы Он вдохновлял нас на жизнь (см.: Еф. 4, 13). Евангелист Матфей отмечает, что Христос поселяется в Назарете, как предсказывали пророки. И здесь есть определенная сложность понимания, поскольку в Ветхом завете нет такого пророчества. А евангелист говорит даже о нескольких: «Да сбудется реченное через пророков». Что же имеют в виду пророки, которые говорят о том, что Христос Назореем наречется? Много предположений было высказано на этот счет, но, наверное, правильным будет считать, что евангелист Матфей слово «назорей» производит от слова Назарет: в евангельском повествовании мы нередко встречаем наименование Христа «Иисусом Назарянином». Христос поселяется в городе Назарете и Назарянином нарекается, таким образом исполняя пророческие обетования. Вспомним, что апостол Нафанаил на слова апостола Филиппа о том, что они нашли Того, о Котором в законе говорил Моисей, отвечает: «Может ли от Назарета что-то доброе быть?» (см.: Ин. 1, 45-46).

Действительно, история свидетельствует о том, что иудеи, которые жили в Галилее в маленьких городках, были не так привержены к тщательному исполнению закона Божия. Иерусалимляне считали, что они говорят на неправильном языке, то есть не на Божием языке, поэтому они достойны уничижения и презрения. Христос, поселяясь в Назарете, тем самым исполняет обетования пророческие, которые говорили об уничиженном виде, в котором придет Сын Божий, чтобы спасти род человеческий. Много таких пророчеств. В 21 псалме пророк Давид, пророчествуя о Мессии, говорит страшные слова: Я же червь, а не человек (Пс. 21, 7). У пророка Исаии неоднократно мы находим пророчества о Мессии страждущем: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом (Ис. 53, 4). И так далее, и так далее. Такое добровольное самоуничижение Христа, поселение Его в бедном Назарете свидетельствуют о том, что Он берет на Себя грехи всего мира, Своим Божественным всемогуществом попускает Себе эту немощь. Господь смирил Себя, по словам апостола Павла, даже до смерти, и смерти крестной (см.: Флп. 2, 8). А апостол Петр добавил, что Он предложил нам именно путь следования за Ним, чтобы войти в Царствие Небесное (см.: 1 Пет. 2, 21). Но каким образом новозаветный человек, в нас находящийся, может бороться с человеком ветхозаветным? Через смирение, через принятие того, что воля Божия о нас здесь, на земле, очень драматично выражается: она не обещает нам ничего радостного, веселого, она не обещает нам здесь ничего доброго, уютного, комфортного.

Но только человек, который принимает этот путь, который смиряется перед Богом и понимает, что по-другому в Царство Божие не войти, движется вперед. И он не только ветхозаветного человека смиряет в себе и начинает жить по заповедям, нет. Как ни странно, он вдруг открывает в себе столько радости, счастья, столько блаженства, причем истинного, согревающего сердце и просвещающего ум, с которым не сравнится никакое счастье, которое может предложить ему весь земной мир, вместе взятый. И человек начинает исповедовать, что действительно иго Христово благо, что оно легко и блаженно (ср. Мф. 11, 30). В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем нам, чтобы мы имели в себе силы и мужество смиряться перед Богом, чтобы мы как можно меньше приходили в состояние злобы и неистовства, уподобляясь Ироду-царю, который пытался всячески истребить даже память о пришествии Христа. И тогда мы почувствуем, как тепло нашим сердцам и как светло нашим умам, и как благостен Господь, и как Он щедр и многомилостив. И тогда действительно то великое обетование, которое дает Христос каждому человеку о спасении в Церкви Христовой, мы примем как великую и спасительную истину, которая может каждому из нас дать исполнение всех наших желаний, всех наших чаяний, иными словами, ввести в вечную и блаженную жизнь. Аминь.