Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю по Пасхе 3 мая 2015 г.

Событие колоссальной важности. Оно совершено было в субботний день, но поскольку из этого события, как из ключа, била Божественная благодать и Божественная сила, все это так озлобило фарисеев и иудеев, что захотели убить Христа (см.: Ин. 5, 18) Сегодняшнее евангельское повествование не говорит нам об этом, не был дочитан до этого фрагмента текст, но они искали убить Его, потому что Он нарушил субботу. Однако оказалось, что причина была не в этом, а в том, что они увидели в Нем истинного Мессию, Того, Кто пришел, чтобы спасти человека от греха, от смерти, от проклятия. А нужно ли было это фарисеям и иудеям? Наверное, если бы мы спросили их, то они сказали бы: «Да, конечно, мы сами праведники и хотим, чтобы все были таковыми и чтобы люди исправлялись». Но оказывается, что евангельская история свидетельствует нам совсем о другом.

Во-первых, и ждали они совершенно иного Мессию, и от народа им хотелось совершенно другого: не праведности, не добродетели, а именно покорности, того, чтобы люди готовы были находиться под властью фарисеев и иудеев. Когда приходит Господь и начинает лишать их этой власти, то это начинает их не устраивать. Но сегодняшнее евангельское событие говорит нам и еще о многом. Когда мы приходим в храм, когда мы приходим к вере и ищем спасения от Господа, то очень часто так оказывается, так складывается, что мы всегда ищем вспоможения со стороны: придет кто-то отвне, из внешних, и поможет нам и сделает нас способными истинно верить, истинно молиться, сделает нас здоровыми и духовно, и физически. И проходит часто не один год, и не два года, а десятилетия, и человек абсолютно не готов, не может сдвинуться с мертвой точки, состояния в момент которого он пришел к вере в Господа, потому что он все ждет кого-то: что кто-то придет и кто-то поможет.

А Господь в наше мироощущение вкладывает совершенно другой принцип. Кого ты ждешь? Какого человека ты не имеешь, который бы пришел и спустил бы тебя в эту купель? Встань сам на свои ноги, возьми постель твою и забудь о ней, перестань лежать на земле и иди в дом твой, в Царство Небесное. И когда до человека доходит этот зов Христов, когда человека, его ум и его сердце осеняет Божественная благодать, до глубин сознания доходит, что Господь пришел и этот дар спасения принес, Он уже есть и ждет каждого из нас, осталось только самому человеку своим свободным волеизъявлением сказать: все, я больше не раб греха, я не служитель земле, то есть плоти, — встает человек на ноги начинает смотреть на небо, на Царство Небесное (а слово «человек» на одном из древних языков именно так и переводится — «на небо смотрящий»), и тогда начинается его шествие, истинное шествие ко спасению.

Во время сегодняшнего Евангельского чтения мы с вами слышали еще очень важное слово нашего Господа. Сначала Он отошел, оставив исцеленного наедине с иудеями, чтобы засвидетельствовать беспрекословность истинности того чуда, которое было совершено. Ведь мы понимаем, что человек, который тридцать восемь лет лежал при Овчей купели, должен был быть известным всему Иерусалиму, поскольку там было тоже очень многолюдное место, и каждый его знал. И вдруг он стоит на ногах, и вдруг он общается со всеми наравне как абсолютно здоровый человек. Как не засвидетельствовать, что с этим человеком произошло чудо Божие?

Но как только иудеи констатировали, что это так, появляется Христос, и они уже являются заложниками своего утверждения, поскольку не признать Христа Посланником Божиим они уже не могут. Вот что вызывает у них эту зависть и этот гнев против Господа.

Но Христос, подойдя к человеку, говорит ему такие слова: «Вот ты здоров, и больше не греши, чтобы не было тебе еще чего большего и горшего» (см.: Ин. 5, 14). И в этом ответе заключается очень важный для каждого из нас смысл. Во-первых, слова «больше не греши» свидетельствуют о том, что этот человек был наказан этой болезнью за грехи. Какой-то грех, возможно, страшный, возможно, смертный, нераскаянный, повлек это страшное наказание Божие: то, что он, томимый этим недугом, можно сказать, не жил, а умирал в продолжение целого срока человеческой жизни.

Но, с другой стороны, Господь говорит: «Не греши больше, чтобы не было тебе чего еще более горшего». А что может быть еще большее, еще горшее, чем жизнь, практически похожая на смерть, которая лишала человека возможности двигаться, радоваться, любить, общаться? Конечно, это нечто выходящее уже за пределы жизни. А значит, эти слова Христа свидетельствуют о том, что смертные грехи нераскаянные или, по крайней мере, осознаваемые человеком, в которых он не находит желания и сил каяться, влекут обычно на этого человека вечное наказание, наказание в вечности.

Что значит «смертный грех»? Мы могли бы сказать, что это тот грех, за который человеку положена казнь, как было в Ветхом Завете. Но, конечно, нет, речь идет о другом. Человек, совершая смертный грех, вводит свою душу в такое состояние, в котором она делается неспособной приносить покаяние. Поскольку единственным и исключительным условием спасения нашего является покаяние, раскаяние в своих грехах (нет никакой другой возможности войти в Царство Небесное), то человек, введший душу свою в состояние, неспособности и нежелания каяться, таким образом, сам себя лишает спасения, ходатайствует перед правосудием Божием о вечной смерти.

А каким может быть такой грех? Это не обязательно те нарушения десяти заповедей по Моисею, которые мы знаем: не убий, не прелюбодействуй, не воруй. Это может быть все и на более локальном, скажем так, внутреннем духовном уровне. Можно быть праведником в глазах других людей, но совершать перед Господом нечто, никому не заметное, о котором знает только Он и только ты, в котором ты не хочешь и не можешь каяться.

Постепенно, не сразу приходит в душу человека ад. Как «Царство Божие не приходит с усмотрением» (см.: Лк, 17, 20), так и дьявольская сила, так и адская сила в душу вкрадывается помаленьку и по капельке. Как капля точит камень, раскалывает огромные скалы, низвергая их в бездну морскую, точно так же и небольшой, неприметный даже, казалось бы, для тебя самого грех или грешок, подтачивает камень твоей веры, и рано или поздно ниспровергнет ее на дно морское.

И вот Господь обращает наше внимание на тщательное исполнение заповедей Божиих. Почему требуется покаяние для человека? Чтобы спастись. Помимо всего прочего, только благодаря этому, благодаря тому, что человек очищает душу свою от греха, в нее вводится свет Божественной благодати. Именно свет, который освещает душу, и человеку становится видно — ясно, хорошо, как в солнечный день, — какие они, его грехи, и как с ними можно справиться, как их можно побороть и преодолеть.

А если этого света нет? То тогда человеку, может быть, очень даже комфортно в этом мире. Он находится в темноте, он не хочет идти к свету, потому что те грехи, которые, как ему кажется, вовсе и не грехи, согревают его душу.

И вот сегодняшнее евангельское зачало призывает каждого из нас очень внимательно всмотреться в свою жизнь, очень тщательно, кропотливо задуматься о том, нет ли в нашей жизни таких грехов, на которые и мы уже не привыкли обращать внимание, но которые невольно будут ходатайствовать о том, чтобы мы были наказаны.

Конечно, слово «наказание» — это тоже термин церковный. И за ним следует не просто сокрушение здоровья человека, боль и страдание, — нет! Само по себе ведь слово «наказание» обозначает вразумление человека. Святая Церковь утверждает, что то, что внешне в нашей жизни выступает или в виде болезни на нашем теле, или в виде скорбных обстоятельств, как боль и скорбь, есть не что иное, как всегда призыв к покаянию перед глазами Божиими.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаю всем нам никогда не забывать о таком важном и единственном, исключительном делании, как покаяние. Чтобы оно нас вразумляло и вдохновляло быть такими же терпеливыми, такими же мужественными, иметь такую же надежду и такую веру, какую имел тридцать восемь лет лежащий при Овчей купели расслабленный. Он показывает нам, на что способен человек, потому что это был ветхозаветный человек, и подвизался он в то время, когда еще не было спасительной, укрепляющей человеческие силы благодати. Он смог дождаться. Сможем ли мы? Не то что тридцать восемь лет, не то что тридцать восемь месяцев или тридцать восемь дней, мы ведь и тридцать восемь минут часто не в состоянии помолиться так, как молился этот духовный адамант!

Всем нам желаем именно такой молитвы. Тогда вера, споспешествуемая любовью, как говорит апостол Павел, нас не посрамит. Тогда мы услышим от Господа эти же слова, но уже в самом что ни на есть духовном и важном, спасительном для нас смысле: Вот ты здоров, и больше не греши, чтобы не было тебе чего хуже (Ин. 5, 14). Аминь.

Христос воскресе!