Овчая купель в Иерусалиме была известна и, наверное, расслабленный этот был знаком практически всякому жителю Иерусалима. Но несмотря на то, что он был окружен огромным количеством людей, 38 лет этот болящий не мог сойти в купель первым – собственных сил он не имел, а люди не хотели помочь ему. Возможно, что окружающие люди просто смотрели на происходящее как на какое-то шоу, им было интересно, как этот человек справится со своей задачей. Когда Ангел Господень сходил и возмущал воду, несчастные люди, сухие, хромые, слепые, глухие, парализованные, начинали ползти туда, чтобы попытаться оказаться первыми и исцелиться.

Какой вопрос может поставить перед собой человек Нового завета, не имеющий никаких недугов, но которого окружают тяжело больные люди, которые чают движения исцеляющей духовной воды? Вот этот вопрос: насколько мы способны помочь тем людям, которые полностью парализованы?

Речь идет не только о людях, страдающих физическими недугами, хотя, конечно, в первую очередь мы говорим о них. Но ведь есть люди духовно умерщвленные, духовно изуродованные, не могущие абсолютно ничего сделать, чтобы, выражаясь фигурально, привстать, приподнять голову и поползти к Господу своему. Разве нам сложно помочь этим людям добрым словом, добрым взглядом, каким-то движением духовным, своей жизнью, чтобы им стало теплее, светлее, чтобы они поверили в то, что существует Божественная милость и Божественная правда?

И рассуждая об этом, можно прийти к выводу, что Неделя о расслабленном называется так не только потому, что Святая Церковь вспоминает в сегодняшнем Евангелии того, кто лежал при Овчей купели, но это название указывает на тех, кто таких больных окружает и не предпринимает абсолютно никаких усилий, чтобы им помочь. Именно они настоящие расслабленные с духовной точки зрения. А почему мы не можем помочь? Не потому ли, что мы и есть расслабленные, хотя себя такими не считаем?

В Евангелии мы находим важные слова Господа: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. (Лк. 12, 35). Препоясанные чресла в древнем мире имел человек, который находился в постоянном труде, он вынужден был длинные полы своей одежды подпоясывать ремнем, чтобы ему было удобно работать, трудится, пахать, иными словами. А горящие светильники указывают на необходимость духовной бодрости ума: человек должен всегда и везде, в любом месте, где бы он ни находился, очень четко отдавать себе отчет в том, что с духовной точки зрения в его жизни на данный момент происходит.

Проверяя себя по этим двум критериям, мы поймем, что действительно являемся очень расслабленными. Подобно тому как тот человек 38 лет лежал при Овчей купели и ждал, что кто-то придет и поможет ему, так и в деле нашего спасения может пройти 5 лет, а у кого-то 10 или даже 50, а мы все будем сидеть и ждать кого-то дядю. Да, мы знаем учение о спасении, мы знаем учение о благодати и о церковных таинствах, но почему-то мы очень часто воспринимаем их как сторонние наблюдатели, как те, к кому все-таки извне должны прийти и помочь.

Господь же хочет показать нам, что очень многое зависит от самого расслабленного. Он подходит к нему с вопросом: «Хочешь ли быть целым или здоровым?». И вот расслабленный, 38 лет страдавший и мучившийся, сразу говорит о наболевшем: «Нет человека, который бы пришел и спустил меня в эту купель». И Господь тогда ему говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Ин. 5, 6-8). То есть Христос призывает этого человека самому сделать первый шаг, духовное усилие, и тогда, может быть, что-то сдвинется с мертвой точки. И часто в нашей жизни бывает нечто подобное.

Мы знаем учение о спасении, но похожи на тех людей, которые, по словам одного святого отца, сидят в темном колодце, смотрят вверх и видят звездное небо или блеск солнца, которое светом заливает колодец, и мечтают о том, чтобы выбраться на свет Божий. Но когда нам сбрасывают веревку, вместо того чтобы карабкаться наверх изо всех сил или, по крайней мере, впиться в эту веревку, зацепиться (может, сверху кто-то нас вытащит), мы бездействуем. Мы сидим и смотрим на веревку, понимая, что это наше спасение, и нам все кажется, что вот-вот что-то должно произойти без нашего личного усилия. Но ничего не произойдет до тех пор, пока мы не возьмемся за эту веревку, пока мы в кровь не изотрем руки, в страшном напряжении всех своих сил карабкаясь на свет Божий.

Сегодняшним евангельским чтением, повествующим о расслабленном и о величайшем чуде нашего Господа, Святая Церковь призывает каждого из нас задуматься о том, что мы являемся расслабленными. Если бы мы не являлись таковыми, любовь в нашем сердце сейчас пела бы Господу от радости Святой Пасхи. Но этого ведь нет, многие из нас стоят на службе с грустными лицами, значит, чего-то важного в нашей жизни не происходит.

Признав себя расслабленными, нам необходимо взмолиться Господу, чтобы Он дал нам силы, мужество, ревность, духовную бодрость в конце концов исполнить эти важные слова, которые Он обратил к расслабленному, а в его лице и к каждому из нас: «Хочешь быть здоровым, хочешь быть целым, хочешь быть спасенным, вставай, бери постель свою, выбрасывай ее, не надо лежать, и иди в Дом твой». Тогда все будет в нашей жизни по-Божиему, тогда радость о Господе, о Духе Святом, свет духовный заполнит наши умы и теплота сердечная, любовь Господня наполнит наши сердца. Тогда во все дни жизни нашей мы будем способны, вне зависимости от времени года и обстоятельств жизни, радостно говорить: Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! С Праздником, дорогие братья и сестры!

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

19.05.2019