Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю Великого поста 22 марта 2015 г.

И в определенном смысле сегодняшняя память сорока мученик Севастийских свидетельствует, давая ясно понять каждому из нас, в каком идеале раскрывается степень духовного совершенствования, и призывает нас к этому.

То, что начинается с плача о своих грехах, заканчивается бесстрашным исповеданием Господа. Перед какими бы то ни было страшными гонениями святые сорок мученик выстояли и не сдались, и не предали, самое главное, Господа.

Но надо сказать, что для каждого верующего человека, к сожалению, ведь невозможно поплакать о грехах и тут же пойти исповедовать Христа. Неслучайно преподобный Иоанн оставляет нам «Лествицу», то есть те ступени, по которым восходит человек ко Христу Богу. И подобно тому, как нормальный здравомыслящий человек, поднимаясь по ступеням, делает шаг на первую ступень, потом на вторую и потом на третью, и только таким последовательным способом оказывается на самом верху, точно так же и в духовной жизни: нельзя человеку, наступив на первую ступень, прыгнуть на пятую, потом спуститься на вторую, потом возжелать оказаться на девятой. Такого человека назовут безумцем.

И очень важно верующему человеку знать, проследить, в чем заключаются те остальные ступени, по которым предназначено шествование верующему человеку. У нас есть заповеди блаженств, и многие толкователи говорят, что это и есть та лествица духовного восхождения, по которой шествует человек. Сначала нищета духовная, затем плач о своих грехах, затем кротость, затем алчба, затем милость, и так далее.

Но Священное Писание в сегодняшнем евангельском воскресном дне открывает нам и нечто другое, то, о чем не может не помнить, не знать верующий человек. Евангелие повествует нам о том, как Господь исцеляет мальчика, который был бесноватым (Мк. 9, 17–31. Исцеляет его после того, как апостолы не смогли этого сделать и отец, с просьбой падая в ноги Христу, говорит: «Помоги мне!» Господь говорит: «Только веруй, потому что все возможно верующему». И отец отвечает: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

С одной стороны, здесь Святая Церковь показывает нам, что всякий человек, просящий что-либо у Бога, всегда является участником того вспоможения, которого просит у Христа, то есть он не объект, на который Господь изливает свою благодать, свое добро и свою милость, — нет! Он является непосредственным участником того события и чуда, о котором попросил.

И неслучайно Христос часто спрашивает людей: «Веруешь ли?» И только после того, как человек свидетельствует, что да, я верую, Он подает просимое.

Но что же подал Господь в сегодняшнем событии? Господь, исцеляя отрока, изгоняет из его естества падшего духа. Отрок был бесноватый, и очень сильно действовал на него дух лукавый, так что постоянно валил его на землю, постоянно бросал то в огонь, то в воду. Мальчик был лунатиком, как говорит нам Евангелие от Матфея, то есть он бесновался, и это беснование было связано еще с какими-то природными циклами, которые случаются и связаны бывают с луной. Вот так падший дух часто паразитирует на человеческом естестве.

И вот что странно. Апостолы, после того, как Господь исцеляет этого мальчика, обращаются к Нему с вопросом: а почему мы не смогли этого сделать? И Господь им отвечает: «Потому что сей род изгоняется только молитвою и постом» (см.: Мк. 9, 28–29).

Но мы можем поставить вопрос: а что апостолы? Они разве не постились? Они разве не молились? Разве апостолам не дана была власть уже за год до того, как случилось это событие, недуги исцелять и бесов изгонять?

Казалось бы, власть дана, казалось бы, они и постятся и молятся, но не могут ничего сделать. И Господь их упрекает в том, что они не постятся и не молятся.

Тогда в чем заключался пост апостолов? В чем заключалась молитва апостолов? На этот вопрос, может быть, и не просто ответить, но то, что открывает нам упрек Христов, свидетельствует нам о том, что это была не та молитва и не тот пост. А какой же?

Человек очень часто, увлеченный собой, увлеченный вопросом своей личной праведности, начинает поститься и молиться, но не ради того, чтобы приобрести Христа, а ради того, чтобы стать еще более праведным и более святым, не понимая, что он впадает в страшнейшую прелесть. Нет на земле праведников, нет на земле святых, и человек, который пытается всячески доказать себе то, что он может быть таковым, совершает великую ошибку. Он вступает через это в общение с падшими духами. И, как это ни странно, Писание свидетельствует нам о таком посте и о такой молитве, когда фарисеи дают зарок, обет. Кому? Как они считают, Богу. Они клянутся, что не вкусят пищи до тех пор, пока не убьют апостола Павла (Деян. 23, 12–13). Вот тебе и пост, вот тебе и молитва — для того, чтобы убить величайшего угодника Божия!

Тогда, оказывается, слова Христа открывают нам другой очень важный момент: пост и молитва заключаются исключительно в том, чтобы приобрести дар Христовой любви. Чтобы сделать так, чтобы Христос вошел в твою жизнь, чтобы Его благодать, Божественная энергия пронизала тебя, срастворилась с твоим естеством, и через это именно вытеснила энергию падших духов.

Но тогда рождается другой вопрос. Господь говорит: «Сей род изгоняется постом и молитвой» (см.: Мк. 9, 29). Вопрос такой: а что тогда получается, тот, кто не постится, и тот, кто не молится, они все время общаются с бесами?

Священное Писание не отвечает нам на этот вопрос, но, по сути дела, догадаться не сложно. И тогда оказывается, что в определенном смысле главнейшее делание верующего человека заключается в том, чтобы, условно выражаясь, вытеснить из себя энергию падших духов. Она настолько нас скручивает, она настолько нас пронизывает и порабощает, она настолько затмевает наш ум, что нам очень часто кажется, что мы не с ними. А с кем же тогда?

Христос говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). А человеку, даже верующему, очень часто кажется, что пришел в храм, поработал Господу, побыл с Ним здесь два-три часа, вышел на улицу, — и можно отдохнуть. Но Христос-то говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня.» Значит, выйдя из храма, человек, расслабившийся, передохнувший от того, чтобы Господу послужить, тотчас становится христоборцем.

Жестокие слова? Конечно, жестокие. Но ведь это утверждает само Священное Писание.

Но что же делать человеку, чтобы не было в нем этой бесовской энергии? Ответ очень простой. Конечно, самому человеку это сделать невозможно, и поэтому церковное учение говорит нам о единственном способе — это участие в богослужебной церковной жизни. Здесь, через руки Церкви Христос подает верующим дар Божественной благодати. Именно ту любовь, именно то Царство Божие, пришедшее в силе, принимая которое в себя и становясь участниками которого здесь, мы вытесняем эту мрачную, эту черную энергию, пронизывающую каждого из нас.

Поэтому, конечно, есть о чем задуматься, и особенно в дни Великого поста, верующему человеку.

Однажды фарисеи спросили Христа: «А почему ученики Твои не постятся?» И помните, Христос отвечает им такие слова: «Могут ли постится сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется от них Жених, и тогда постятся» (см.: Мк. 2, 18–20).

Этот вопрос фарисейский, который задавали те, которые выросли в сознании возможности через внешние средства спастись, очень похож на то восприятие поста и молитвы, которое имеем мы. Вроде бы попостился, от чего-то отказался, что-то поделал, какие-то обряды совершил. А Христос, как это Он часто делает, Своим ответом на вопрос все переворачивает в сознании и свидетельствует о неправильности вообще подхода и понимания, что такое пост. Он говорит: «Отнимется Жених, и тогда постятся». А так, вообще-то, они — сыны чертога брачного.

Получается, что пост, к которому призывает нас Христос, есть не что иное, как попытка осознания того, что у души моей отнят Жених. Но Жених или друг Жениха и вообще все эти символы, связаны исключительно, конечно, с любовью. И поэтому когда человек приходит в осознание того, что нет того объекта любви, к которому он стремится, в данном случае, это, конечно, Христос, для него уже не стоит вопроса что есть, что пить, как одеваться, как общаться, потому что все его внимание целеустремлен, оно поглощено вот этой трагедией, которую он переживает именно так, что Жениха в моей жизни нет!

И святитель Игнатий Брянчанинов неслучайно, обращаясь к христианам, которые вступали в поприще Великого поста, призывал их к одному: попытайтесь прийти в осознание того, что души ваши вдовствуют. Вот что такое пост, и вот что такое молитва.

И поэтому в преддверии, можно сказать, уже, когда брезжится свет Пасхи Христовой, Святая Церковь призывает каждого из нас озаботиться тем, чтобы восчувствовать хотя бы немного все это.

Да дарует Господь каждому из нас, чтобы пост наш и молитва наша были пронизаны духом любви Христовой. Тогда, действительно, никакие падшие духи и все те, кто действует от лица их, не смогут нам причинить никакого вреда. Аминь.