Мы знаем, конечно, что не всегда нашей Церкви удавалось жить в благоденствии и иметь спокойную жизнь. Но мы знаем, что всегда Божия Матерь старается всячески дать возможность верующему человеку не просто спокойно и мирно жить, а именно заниматься своим собственным спасением. И если мы просим Ее о тихом и безмолвном житии, мы исповедуем тем самым, что просим для того, чтобы углубляться в учение о спасении, чтобы самим быть облагодатствованными Божественною силою Духа Святаго, которая сделала бы нас способными в Царство Божие войти. И поэтому перед иконой Божией Матери, в сегодняшний день – перед Казанским Ее образом, мы молимся о том, чтобы Господь даровал нам праведность.

Но мы должны задумываться над тем, что мы просим, это не праздный вопрос, это не банальность, это очень важный стратегический момент в деле нашего спасения. Неслучайно сегодняшнее апостольское чтение дает нам для размышления очень важные слова апостола Павла, который в Послании к римлянам говорит о причинах гибели многих язычников и иудеев (см.: Рим. 10, 1-10). Апостол говорит так: «Не уразумев Божественной праведности, они установили свою собственную праведность» (см.: Рим. 10, 3).

И в этом заключается самая большая опасность для верующего человека, очень многие христиане страдают именно этим. Но для начала надо разобраться, что такое Божественная праведность. И вообще, что значит слово «праведность» на языке Священного Писания или Церковного учения о спасении? Обратившись к источникам, мы узнаем, что понятие «праведность» переводится на русский язык не как «правда», а как «справедливость».

Что же означает эта Божественная справедливость? Рассуждая над этим вопросом, мы должны будем признать, что Божественная справедливость будет заключаться в одном – в том, что Бог, спасая нас, действует вне какой-либо справедливости по отношению к человеку, ведь по грехам все достойны лишь погибели. Почему же так Он устраивает?

Апостол Павел в Послании к римлянам говорит о том, что иудеи, не уразумев праведности Божией и установив свою собственную праведность, начали уповать на закон и поставили закон во главу угла. Исполнение дел закона во что бы то ни стало они поставили целью своей жизни. Но целью закона является Христос, закон должен ко Христу приводить. А иудеи не пришли ко Христу, потому что неправильно поняли, что такое праведность.

Праведность, конечно, это жизнь в Боге, но не та, которая делает тебя духовно прекрасным в глазах ближних, которая дает тебе глубинное чувство удовлетворения собой или теми поступками, которые ты совершаешь, нет.

Божественная праведность дает человеку уверенность только в одном – в том, что Господь милосерден, и несмотря на то, что я грешник, Он готов меня спасти. Но только при одном условии: если я каюсь и исповедую свою греховность, свое бессилие в деле исполнения заповедей Божиих, и обращаюсь ко Господу именно от внутренней потребности, от осознанной необходимости, веря в то, что Он мой Спаситель и абсолютно никто больше в этом мире меня спасти не может.

А вот праведность человеческая – она совсем другая. Обратим внимание на себя: совершая молитвы или добрые дела, мы часто любуемся, как нам кажется, своей благочестивой жизнью, думаем о том, какие мы хорошие и правильные. Но это любование собой, праведность человеческая не приводит нас ко Христу. Иногда, забывшись и увлекшись исполнением заповедей Божиих, постов, молитв, даже участием в церковных Таинствах, мы обращаем внимание на то, что нам, в общем-то, Христос и не очень нужен: мы сами собой и так хороши уже – и исповедуемся, и причащаемся, и молимся, и все знаем в принципе. Какая здесь может быть осознанная необходимость, какая потребность во Христе, какое стенание от своих грехов, какое понимание того, что мы погибаем? Ничего этого нет абсолютно.

И поэтому очень опасно свою собственную праведность устанавливать: в жизни верующего человека это может привести к пагубным последствиям. Об одном из таких страшнейших последствий мы слышали в сегодняшнем Евангелии: это повествование о гадаринских бесноватых (см.: Мф. 8, 28-34). Вот люди, наказанные Богом, очевидно, за какие-то смертные грехи. А в силу того что они не хотели приносить покаяние, осознанно понимая, что согрешили, они были наказаны тем, что в их души вселились бесы, не один, а много, и они стали страшными людьми: для них исполнение зла было потребностью, они отвергали общество людское и ненавидели абсолютно всех.

И когда приходит Господь в гадаринскую страну, они не выносят Его присутствия и говорят: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?». Но когда Господь все-таки ставит их на место, когда Он открывает их сущность, то оказывается, что бесы хотят в стадо свиное войти – им все равно, как вредить людям. А когда бесы выходят, открывается, что сами бесноватые были нормальными людьми. И вот вопрос, который мы постоянно должны ставить: как они себя до такого состояния довели?

Рассуждая об этой ложной праведности, которую человек готов установить для себя и для своих ближних, чтобы жить по ней, мы видим, что ложная праведность отключает человека от Бога, она помещает его в мир, где Бога нет и быть не может. Не потому что Бог не везде присутствует, но Бог не может насильно войти в жизнь человеческую. И оказывается, что за этой ложной праведностью укрывались не только бесноватые, но и жители гадаринской страны, которым тоже было не до Бога, которые пришли ко Христу и просили, чтобы Он покинул пределы их.

И это несмотря на то, что они, может быть, понимали все величие Того, Кто был перед ними, Кто совершил великое благодеяние и чудо, изгнав 2000 бесов из этих бесноватых людей, но им не хотелось, чтобы с ними был Христос. Почему? Потому что та ложная праведность, которую они установили для себя, полностью удовлетворяла их. Глубинное удовлетворение собою, которое даже затмевало материальные аспекты жизни, приносила им эта мнимая праведность, что лишало их возможности и потребности искать Того, Кто бы пришел и помог, спас их.

И вот поэтому мы сегодня по-особому задумываемся над тем, как бы нам самим не вляпаться в эту ложную, установленную нами самими для себя праведность.

Как это сделать? На все времена Господь дал нам одну очень важную заповедь, которую мы все хорошо знаем, но которой редко пользуемся. Господь сказал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Но это слово Господа должно быть нами воспринято не как однократное действие: покаялся и забыл, исправился – и стал святым. Нет. Постоянно человек должен каяться. Как говорят нам святые отцы и духовники, нет в жизни человека ни одного мгновения, когда бы он не имел необходимости покаяние приносить.

Вот если мы не будем никогда забывать об этом и будем постоянно во что бы то ни стало укорять себя в том, что не умеем и не хотим каяться, через это уже мы будем в своем роде приносить покаяние перед Богом, то есть просить прощения. Тогда мы точно отвергнем свою ложную праведность и облечемся в праведность Божию, тогда исполнение заповедей Божиих, «дел закона веры» (ср. Рим. 3, 31), как называет их апостол Павел, будет обязательно нам на пользу. Тогда придет Господь и даст нам спасительный дар благодати, и мы станем истинно праведными, то есть способными в Царство Божие войти. Да поможет каждому из нас в этом всемилостивый Господь по молитвам Пречистой Богородицы.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

21.07.2019