Неслучайно день святого Равноапостольного князя Владимира воспоминает это преславное, предивное торжество Церкви Русской, день её рождения, поскольку по Преданию именно в эти дни совершалось Крещение Русской земли. И сегодня мы с вами, являясь чадами дивных, славных праотцев наших, благодарим Господа и им воздаём подобающую похвалу и благодарение за то, что они соделали для всех нас и для Церкви святей, ибо мы по преимуществу им обязаны тем, что являемся людьми православными, а прежде всего тому, чью память сегодня Церковь торжественно чествует и прославляет – святому Равноапостольному великому князю Владимиру.

Нередко этого великого угодника Божия сравнивают со святым Первоверховным апостолом Павлом. Сравнительно недавно мы праздновали память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и воспоминали о том дивном делании, которое явил один из этой богосветлой двоицы — апостол Павел, по отношению к Церкви Христовой. Как он сам свидетельствует о себе в Послании к Коринфянам, что с одной стороны он должен об этом говорить, с другой стороны, свойственные ему смирение и скромность, как бы обязывают его идти вопреки словам, им произносимым. Он говорит: я больше всех потрудился в апостольстве, впрочем, не я, — подчеркивает он, — а благодать Божия, живущая во мне. С одной стороны, он действительно положил столько трудов, усердия и усилий к тому, чтобы воссияло солнце правды — Христос в сердцах многих и многих людей, и вместе с тем, отдаёт должное Тому, Кому он обязан этим трудам, этим усилиям, прежде всего, благодати Божией.

Святой Равноапостольный князь Владимир похож тем на Первоверховного апостола, что как тот через особые внутренние борения пришёл ко Христу и познал истину, так же и святой Равноапостольный князь Владимир, будучи язычником, будучи человеком, воспитанным в глубоких языческих традициях, грубых, разгульных, разнузданных, вместе с тем, не мог не понимать, насколько тщетна, суетна, беспомощна и бессмысленна вера его отцов, и он тяготился этим со всею честностью своей души, и поэтому послал просвещённых мужей в разные стороны мира с тем, чтобы они узнали, увидели своими собственными глазами то, како веруют прочие народы, какого Бога они исповедуют.

И эти мужи, вернувшись, как мы знаем с вами, рассказали о том, что они видели, что они слышали, что они своими собственными глазами лицезрели: многие народы, многие традиции, многие народные обычаи, многие религиозные представления о Боге. Мы помним с вами удивительное, всем нам известное свидетельство о красоте святого Православия, когда они рассказали о том, как будучи в Царьграде, в Константинополе, находились во время совершения Божественной Литургии в Софии святой, и они свидетельствовали князю: князь поверь, мы не понимали, не знали, где мы в том момент находились — на небе или на земле. И сии мужи мудрые, опытом собственного переживания своего и своими глазами всё это видевшие, сказали: вкусивший сладкого, более горького уже никогда не возжелает. И это действительно так.

Вот удивительная особенность, на которую мы всегда с вами, дорогие братья и сестры, обращаем наше внимание. Греческое слово «ортодоксия» можно перевести по-разному, более точный перевод означает как «правомыслие», или «правоверие», но наши предки нашли более верное, из сердца исходящее объяснение этому греческому слову и перевели его как «православие». Право славить Бога, не просто правильно веровать, не просто правильно мыслить, а именно правильно славить Творца. То есть, самым глубочайшим свидетельством красоты Православия первых православных русских людей было именно эстетическое переживание того, что они своими глазами узрели, ту радость, то неизреченное Небо на земле, каковому они оказались свидетелями при совершении Божественной Литургии в святой Софии Константинопольской.

И вот ещё одно уподобление апостолу Павлу личности святого Равноапостольного великого князя Владимира. Когда он уже был более или менее склонен к тому, чтобы признать истину и правоту святого Православия, хотя, как мы знаем, не только он посылал разумных мужей, чтобы они познали опытом собственным, како веруют прочие народы. Но и к нему приходили, потому что Русь была для многих и многих стран и держав весьма лакомым, привлекательным местом. И для того, чтобы обратить в свою веру, приходили к князю Владимиру мусульмане, приходили иудеи, приходили какие-то иные христиане западных стран, которые были так непохожи на тех христиан, которые приходили с востока и куда своих послов посылал князь Владимир. Эти христиане с запада говорили о том, что христианство в том и заключается, чтобы здесь на земле поклониться римскому епископу, потому что в его лице сосредоточена вся полнота Божественной власти на земле и прочее, и прочее.

Как всё это было не похоже на то, о чем рассказывали послы князя Владимира ему, и поэтому все эти предложения он отверг и ничего из них не принял. Но, будучи человеком своего времени, человеком воспитанным в тех грубых, очень жестоких и жёстких традициях, он всё-таки, не со смиренным сердцем поспешил принять Крещение. Наверное, эту удивительную особенность можно объяснить только психологией человека того времени. Сначала он пошёл войной на греков, одержал победу в Корсуни и после этого попросил крещения.

Если бы он просто попросил крещения, то его народ посчитал бы князя своего человеком отнюдь не мужественным, не храбрым, а покоренным греками. Но нет, он сначала пошёл и победил греков, а потом попросил крещения. Но перед этим он ослеп, что вновь заставляет нас удивительным образом сравнить князя Владимира с апостолом Павлом. Как тот на пути в Дамаск, куда он шел, чтобы гнать христиан, ослеп, ибо Христос настиг его на той дороге, на том пути, и Павел прозрел лишь только тогда, когда принял благодать святого Крещения.

И с князем Владимиром произошло то же самое, он ослеп, он померк очами, он перестал видеть окружающий мир, и когда потребовал крещения и быв крешен, вышел из купели пакибытия, прозрев очами телесными, и самое главное, очами сердца своего.

Есть замечательная картина Виктора Васнецова, в росписи Владимирского собора в Киеве, где ярко отображен эпизод, когда князь Владимир выходит из купели, прозревший очами своего сердца, уверовавший в Единого истинного Бога, и Русь, народ свой приводит этой истине, к этому торжеству святого Православия.

И мы с вами, дорогие братья и сестры, имеем величайшее дерзновение называть себя людьми православными, не в силу наших собственных заслуг, не в силу того, что мы этого заслуживаем и достойны этого бесценного дара, а по совершенно необыкновенной, неизреченной милости Божией. Отнюдь не повод для глупого самомнения, а повод для того, чтобы всегда, постоянно помнить о том, что Господь нам говорит: чем больше вам дано, тем больше с вас и спросится.

Нам Господь открыл Себя в полноте, мы знаем Творца всецело, по крайней мере в тех возможностях и способностях, каковые возможны и доступны человеку земному. То есть нам дано всё для того, чтобы стать человеками небесными, всё дано Богом для того, чтобы быть наследниками вечной радости в Господе и быть существами поистине ангелоподобными. Вот поэтому с нас, с православных, будет совершенно иной спрос, чем со всех прочих людей, которые Бога не ведают, Бога не знают и которые не знают полноты истины, каковую Господь по Своей неизреченной милости даровал всем нам.

И в этом смысле, дорогие братья и сестры, мы должны всегда быть благодарны Богу за неизреченный дар Его, каковым Господь почтил каждого из нас, каковым Он почтил Церковь нашу. И мы с вами сегодня, воспоминая память святого Равноапостольного великого князя Владимира, прежде всего, должны учиться сердечной благодарности Господу за те великие и неизреченные милости, каковыми Господь почтил наш народ, русский народ.

И мне хотелось бы обратить ещё ваше внимание на то, о чем я уже упомянул сегодня отчасти. Святой Равноапостольный князь Владимир тщательно, рассудительно и очень вдумчиво внимал всему тому, что говорили ему те люди, которые проповедовали о своём вероучении, и он не принял ни одно из этих убеждений, по разного рода причинам. Есть разные обстоятельства и разные причины, и разная аргументация, почему он этого не сделал.

Мне же хотелось бы обратить ваше внимание на то, почему он не принял проповедь Евангелия со стороны западных христиан. Казалось бы, одно и то же Евангелие, те же самые законы Христовой жизни, почему же князь Владимир отторг их от себя? Даже страшно представить себе, что бы могло быть с нашим многострадальным Отечеством, если бы оно в лице князя Владимир приняло бы именно ту весть, которая была принесена с запада крестоносцами. Казалось бы, тогда ещё не было официального разрыва между Западом и Востоком, но вместе с тем, князь Владимир неким внутренним чутьём, неким внутренним пониманием осознавал, что то, что проповедуют папские легаты, папские прелаты несомненная ложь и это решительно было отторгнуто святым равноапостольным князем Владимиром.

Я хотел сегодня вспомнить святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорит в назидание слова, если хотите, являющиеся неким девизом, неким основанием, неким фундаментом православного понимания того, чем является Церковь Христова. Он говорит своим духовным чадам, говорит всем всецело эти слова: «Читайте Евангелие, читайте святых отцов святой Православной восточной Церкви, не этих (подчёркивает святитель Игнатий), не этих сумасшедших западных, Франциска Ассизского, Терезу Авильскую, Катарину Сиенскую, Анжел блаженную и подобных им, которые учат безумию, которые учат прелести духовной». Есть такое понятие в духовной жизни — всем нам известное слово «прелесть». Это не то слово, каковым обычно женщины любят выражать свой восторг и восхищение по тому или иному поводу. Прелесть – это заболевание духовного порядка, это прельщение, это обольщение, это состояние лжи в сердце человека. И когда человек поддаётся, именно этой лести, этой прелести, этому ложному пониманию Бога, вот тогда в его личной жизни или в жизни общества, происходит катастрофа, духовная катастрофа.

Мне хотелось бы привести пример, я уже как-то его приводил и тоже в день памяти святого Равноапостольного великого князя Владимира, мне кажется, это очень уместный пример, говорящий о том, чем является так называемая духовность западного христианства.

В 1212 году во Франции произошло известное в истории событие, так называемый детский крестовый поход. Мы знаем тот период времени, как раз отличался несколькими крестовыми походами на восток крестоносцами, под благовидным намерением освободить святыню Гроба Господнего в Палестине. Предлагаемый пример ярко иллюстрирует, что значит состояние прелести, что значит состояние духовного обольщения и духовного помрачения. Одному мальчику, заметьте, 12-летнему пастушку по имени Этьен было «откровение» свыше. Ему было сказано, что он должен сообщить отцам церкви, а именно, Парижскому архиепископу, о том, что Бог повелел собрать детей и идти пешком из Парижа в Марсель. А там перед перед детьми расступится море и они пойдут подобно евреям, которые прошли по дну Красного моря, и дойдут от Марселя до Хайфы или Иоппии или какого-то другого порта Палестинского и торжественно войдут во Святую Землю, и отвоюют святыни Гроба Господнего у мусульман.

И этому поверили, действительно увидев в этом знак свыше.

Было собрано около десяти тысяч детей, представьте себе, все были воодушевлены тем, что они будут совершать необыкновенную духовную миссию. Но море, как вы прекрасно догадываетесь и понимаете, почему-то не расступилось перед новоявленными крестоносцами, но учитывая в каком воодушевлении все находились, были снаряжены корабли, на этих кораблях около десяти тысяч детей отправились на Святую Землю.

Но несчастные даже не доплыли до Сардинии, к одному из ближайших к Марселю островов Средиземного моря, попав в шторм, в котором несколько кораблей ушло на дно, находившиеся на этих кораблях детки погибли. Все остальные были захвачены арабскими пиратами и были увезены на невольничий рынок в Багдад, где были проданы в рабство. Как стало потом известно, восемнадцать человек, отказавшись принять ислам, были казнены, а еще несколько человек, может десятка полтора из этого огромного, невероятного количества детей, нашли пристанище где-то в Каире, в качестве переводчиков, тоже, будучи в рабстве и закончили там свою жизнь.

Вот это есть ложная духовность, это есть ложное видение того, что якобы Господь внушает человеку, вот это есть состояние духовной прелести, состояние духовного заблуждения и обольщения, что составляет отличительную особенность западного христианств.

Часто задаются вопросом, почему православные люди очень ревностно берегут чистоту своего вероучения? Почему? Казалось бы, одни и те же заповеди, одно и то же Евангелие, одно и то же Священное Писание. Какая разница, скажем, одни крестятся справа налево, другие слева направо, сводя различия лишь к внешней обрядовой стороне. Если бы в этом была причина, в этом была проблема, если бы проблема сводилась только лишь к обрядовой стороне, тогда бы ни у кого и в мыслях бы не возникло намерения говорить о разделениях.

Но поскольку здесь заведомо провозглашается ложный путь к Богу, уводящий от спасения, Православная Церковь не может молчать и не говорить об этом. И в этом смысле святитель Игнатий (Брянчанинов) совершенно прав, что мы должны читать и внимать отцам восточной Церкви, потому что именно здесь заключается полнота той Богооткровенной истины, которую Господь даровал им в Богопознании, в толковании Священного Писания. А вовсе не тем заблудившимся людям, провозгласившим со своей стороны, как им думается правду.

Мы знаем с вами о том, каких только не было попыток со стороны запада по отношению к Руси Святой в течение уже более тысячелетия, начиная от святого благоверного великого князя Александра Невского, стоявшего на страже рубежей Отечества Российского и который предпочёл унизиться пред татаро-монголами, но с оружием выступить против так называемых западных христиан, потому что видел в них гораздо большую опасность, нежели от язычников, которыми были тогда татаро-монгольские орды — до папы римского Пия XII, благословшего фашистские орды на очередной крестовый поход на Восток. Мы видим с вами одни и те же поползновения олатинить и окатоличить Святую Русь, чтобы лишить ее того бесценного сокровища каковым она обладает – святого Православия.

Только что, совершая молебное пение, мы слышали Евангельское повествование, притчу о купце, который нашёл жемчужину на поле своём и чтобы приобрести это сокровище, продал всё, что у него было, всё имение свое, всё, чем он обладал, только бы обладать этим сокровищем, этой драгоценностью. Неслучайно это Евангельское благовестие положено для чтения в день празднования святого Равноапостольного великого князя Владимира. Это он тот самый духоносный купец, который всё отдал, что имел: и славу, и могущество, всё, чем он обладал до Крещения, чтобы приобрести это единственное бесценное сокровище — Православие. А стяжав его, он стал самым богатым человеком, ибо всё остальное уже не имеет значение по большому счету, потому что Господь говорит нам, если мы весь мир приобретем, но повредим через это своей душе, какой прок нам во всем этом.

Поэтому, дорогие мои, сегодня празднуя торжественно и благодарным сердцем, воспевая святого Равноапостольного великого князя Владимира, мы молимся ему, чтобы Господь его святыми и Богоприятными молитвами укрепил и нашу скудную веру.

Чтобы Господь наше многострадальное Отечество благословил Своим небесным благословением и сохранил в нашем народе эту величайшую драгоценность, это величайшее сокровище – святое Православие.

Чтобы мы, не взирая ни на какие посулы с той или иной стороны, не разменивали это сокровище, а сохранили его неврежденным в своем сердце, в сердце нашего народа, в нашей Церкви.

Чтобы через эту радость, которую Господь даровал нам по молитвам святого равноапостольного великого князя Владимира, по молитвам сонма святых, в земле Русской просиявших, по молитвам Пресвятой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, соделал нас хранителями этого сокровища и через него причастниками вечной радости и Царствия Небесного во Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.