То, что происходит дальше, не может не заставить верующего человека глубоко задуматься, так как этот текст открывает очень важные положения о деле нашего спасения, о деле нашего личного спасения. И основная мысль многих толкователей заключается в том, что Христос находится всегда в сердцевине бури и для того, чтобы от бури спастись, нужно не избегать ее, а шагнуть, как апостол Петр, навстречу Христу.

Поставим вопрос: почему Господь попустил апостолам попасть в это страшное искушение? Ведь однажды ученики уже пережили бурю на воде, когда Господь спал на корме, и они знали, что Он может усмирить непогоду (см.: Мк. 4, 35-41). Почему они опять подвергаются этому серьезнейшему испытанию? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к контексту евангельского повествования. Ведь перед бурей было насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами – величайшее чудо (см.: Мф. 14, 14-21).

Именно после этого чуда случается буря на море. И мы должны понять причину этого: люди восприняли Христа не как истинного Мессию. Израильский народ ждал мессию, который должен был прийти и насытить людей хлебом, напоить вином и молоком, дать им обеспеченную жизнь, создать комфорт и уют. И когда Господь чудесно насыщает людей, они понимают: вот он, тот, кто им нужен – можно будет не работать, ничего не делать, только нужно воцарить его в Иерусалиме, чтобы он стал царем Израиля, о котором они и мечтали.

И вот, пожалуй, самое страшное: эта мысль проникает в умы, а затем и в сердца апостолов, они поддаются этому искушению, они поддаются этим плотским мессианским чаяниям. И Господь это понимает. И тогда Он приказывает им тотчас сесть в лодку и отплыть на другой берег Галилейского озера. Он уводит их от народа, от соблазна вдаться в политические и экономические рассуждения о том, каким должен быть мессия, и во время бури на море показывает им то, что они ошибались. Он как бы говорит: вы ждете мессию, который должен прийти и обеспечить вам покой и уют на земле, Он не такой. И когда апостолы начинают погибать под смертоносными волнами, Христос являет им, что истинный Мессия – это Тот, Кто пришел спасти от смерти, а не обеспечивать хорошую жизнь. Апостол Петр это понимает быстрее всех, он самый чуткий из учеников, и говорит: «Если это Ты, Господи, повели мне идти к Тебе». Господь говорит: «Иди». Петр идет, но тотчас задумывается о том, что он делает – ведь он нарушает законы миробытия, которые, казалось бы, устроил Сам Бог, он идет по воде! И как только эта мысль приходит в его голову, он начинает тонуть и опять повторно просит: «Господи, спаси меня!». И Господь протягивает ему руку и говорит: «Что ты усомнился, маловерный?» (см.: Мф 14, 28-31). А здесь Христос являет уже второй раз, что Он действительно Спаситель, но пришел спасать не по тем законам, которые для себя открыл и усвоил человек и по которым он хочет спасаться, как и думал об этом апостол Петр, а совсем по другим законам – по тем законам, которые принес Сам Христос.

Мы знаем, что Христос в конце Своего земного пути попустит Петру впасть в страшнейшее искушение – совершить предательство своего Господа и Бога. И тогда становится ясным, что Господь и здесь, протянув руку, засвидетельствовал апостолу Петру, что Он пришел спасать человека, Он Спаситель от смерти, но Он спасает по Своим Божественным законам – и не только от смерти физической, а от смерти духовной, от самой страшной смерти, которая может быть. В эту духовную смерть апостол Петр шагнул и погрузился, ей он причастился в момент своего предательства. Но то, что здесь, во время бури, Господь совершил над апостолом Петром, дало возможность ему выйти из этого страшного искушения победителем, потому что Петр исповедовал трижды, что любит Христа. И он был снова возведен в апостольское достоинство и стал проповедником того, что Христос пришел нас избавить от вечной смерти (см.: Ин. 21, 15-19).

Какое отношение все это имеет к нам? Конечно, самое непосредственное. Потому что если мы внимательно посмотрим на себя и на свою жизнь, посмотрим на то, что мы ищем в Церкви, что мы просим у Христа, несмотря на то, что мы исповедуем Его Богом, мы увидим, что очень редко Его исповедуем истинным Спасителем от вечной смерти.

Пусть милосердный Господь по Своей неизреченной любви помогает нам заниматься своим спасением. Все остальное Он обязательно приложит, только не будем забывать о том важном предназначении, которое уготовано нам.

Аминь.