Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю Пятидесятницы 31 мая 2015 г.

После грехопадения наказанный Адам лишается этой возможности, начинает стыдиться Бога, начинает переживать грех не только как оскорбление величия Божия, но и как нечто, доставляющее сладость плоти. И потом практически вся история человека, человеческого существования, есть не что иное, как попытка вернуть себе этот дар жизни. Дар жизни, потому что Бог есть жизнь и источник жизни. И Дух Святой, возвращающийся в человека, его истинно животворит.

И в этой связи мы ставим вопрос: а что тот, кто не обновлен Духом, он духовно мертв? Ответ на этот вопрос непрост. Но если Священное Писание в лице Евангелия от Иоанна говорит нам о том, что Бог, Господь наш Иисус Христос, пришел на землю для того, чтобы дать жизнь человеку, то, оказывается, что да.

И сегодняшний день, когда мы с вами чествуем Бога Духа Святаго как Подателя Жизни, как Великого Утешителя, мы ставим, конечно, перед собой очень важные и серьезные задачи. По слову апостола Павла, человек призван быть храмом Бога Духа Святаго. И это не просто так, что пожелает человек стать таким храмом и станет или не пожелает и тогда не станет, передумает он, и этого не будет, — нет! Божественное Откровение утверждает нам, что Бог создал человека исключительно для этой цели: чтобы Бог Дух Святой, как мы ежедневно читаем в молитве, пришел и вселился в нас. И в этой связи мы, конечно, говорим о тех важных задачах и целях, которые ставит перед нами Господь. Потому что ведь нельзя просто захотеть и сказать: прииди вселися в ны. Конечно, нет. Нужно сделать себя способным для принятия Бога Духа Святаго.

А как это сделать? Если мы посмотрим на великих святых угодников Божиих, или на самых-самых великих, какими являются Божия Матерь, Иоанн Креститель, то мы, конечно, увидим их подвиг, который, прежде всего, состоит в смирении себя перед Господом. Никакой цены абсолютно себе не давали эти великие святые и постоянно утверждали, что они недостойны этого великого дара Божественного. Призре на смирение Рабы Своея (Лк. 1, 48),- так говорит Божия Матерь. И многие-многие святые прошли этим путем. И через смирение открывается для них возможность принятия дара Божественного Духа.

Господь, говоря со своими учениками накануне Своих страданий, в утешение сказал им о том, что, если Он не взойдет на небо, то не придет Дух Утешитель. Дух Святой утешает и всякого поистине верующего человека. Он утешает теми великими обетованиями, которые разлиты по всему Священному Писанию и Божественному Откровению. Он утешает еще и человеческое естество изнутри, входя в дар Святого Причастия или Святого Покаяния. Человек увеселяется от осознания того, что он вместе с Господом, что Духа Святого вернул Господь человеку и опять соединил Его с естеством.

Когда Господь говорил Никодиму, что человеку невозможно войти в Царство Небесное, если он не родится от воды и Духа, то Он утверждал не что иное, как то, что в даре Крещения с человеком соединяется Божеская сила и Божеское естество. Человек становится через дар Крещения носителем частицы Божества. Но через это и возлагает на себя великую ответственность.

А, с другой стороны, когда мы говорим о Боге Духе Святом и о Его миссии, то мы вспоминаем, конечно, и другие очень важные слова нашего Господа. Воскресший Христос сказал ученикам: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Каким образом Господь пребывает с нами, если Он вознесся на небеса со Своею Пречистою Плотию и воссел одесную Бога Отца? Конечно, через всемогущество Бога Духа Святаго! Именно благодаря Ему мы с вами имеем возможность участвовать в самых великих таинствах, которые дарованы человеку.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем нам стать храмами для Бога Духа Святаго! Поздравляем с великим праздником, поздравляем с тем переживанием, которое Бог Дух Святой особенно в эти дни вкладывает в наши сердца и умы, сподвигает нас более ревностно относиться к тому Православию, которое мы пытаемся осуществить в своей жизни, и задуматься еще и еще раз об этом предназначении, которое уготовано нам Господом, — стать храмами для Бога Духа Святаго!

Аминь.