Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю св. жен-мироносиц 26 апреля 2015 г.

Святые жены-мироносицы не просто погребли тело и положили во гроб вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом, но также, по заповеди, когда уже закончился покой субботнего дня, пошли на гроб, для того чтобы совершить полностью положенное над телом покойника, над Телом, как они считали, умершего Господа. Священное Писание говорит нам о том, что они, еще когда только начинало светать, уже взяли те ароматы, которые приготовили, и с чувством неисполненного долга, с чувством любви к Распятому пошли, чтобы помазать Его Тело и предать положенному погребению. Их не смущало то, что у гроба стоит стража, они не прятались, страха ради иудейского (Ин. 19, 38). Их смущало только одно: они беспокоились, кто поможет им отвалить камень от двери гроба (см.: Мк. 16, 3), потому что, как говорит Священное Писание, он был очень большим. На самом деле, даже трем или четырем женщинам было не под силу этот камень отвалить от той пещеры, где находилось Тело Господа, потому что этот камень буквально забивался с наката, закрывая вход в пещеру так, чтобы никто не смог его уже открыть.

Вот что их смущает, но даже будучи уверенными практически сто процентов, что пещера так же завалена камнем, они все равно идут. Может быть, верят в чудо, а может быть, все равно не могут пережить разлуку с любимым Учителем. И когда приходят на гроб, то видят, что камень был отвален. И они находят, что там, во гробе, нет тела любимого Учителя.

Этим Священное Писание свидетельствует каждому из нас о том главнейшем целеустремлении в жизни, которое должен иметь верующий человек. Любовь к Господу, пожалуй, самое важное, что может быть засвидетельствовано нами пред глазами Господа. Ему не нужно ничего от нас абсолютно: ни подвига, ни молитв, ни коленопреклонений, ни постов, если они не направлены на то, чтобы стяжать эту любовь к Нему. Если наши духовные упражнения, если наш аскетизм направлен куда-то в другую сторону: на себя или еще на что-то, на приобретение каких-то других, не духовных, не божественных благ, то тогда это совершенно является никчемным в глазах Господа. И наоборот: даже совершенно, может быть, в глазах других верующих людей незначимое, в нашей жизни происходящее событие — мелочь, деталька, частность, на которую никто не обратит внимания, — делаемое ради любви или ради стяжания любви к нашему Господу, приобретает ценность бесконечной цены. Именно поэтому мы говорим, что жизнь складывается из мелочей. Именно поэтому Священное Писание утверждает нам, чтобы мы не зацикливались, не учились концентрировать внимание на чем-то глобальном и внешнем, том, что совершается перед глазами ближних людей, окружающих нас, но совершенно не приносит никакой пользы нашей душе, нашему уму и нашему сердцу.

Что же имели еще особого святые жены-мироносицы? Чем они так угодили Господу, что Он им первым является Воскресшим? (В данном случае говорится именно о святой равноапостольной Марии Магдалине (см.: Мк. 16, 9).) Еще имели то качество, с которым не могли сравниться святые апостолы. В этом смысле и по этой же причине Святая Церковь сегодня прославляет святых Иосифа Аримафейского и Никодима. Это, конечно, мужество. Это тоже то внутреннее мужество, которое не сломалось перед напором страшнейших обстоятельств, и те, кто являлись тайными учениками Христа, кто не показывался перед фарисеями и перед иудеями, может быть, даже и не свидетельствовал о своей преданности Христу перед святыми апостолами, в самый страшный момент встают на ноги, понимают голову и открыто исповедуют свою любовь к Господу и свою преданность Ему.

Может быть, сейчас нам не совсем понятно, чего стоило, какого подвига стоило Никодиму с Иосифом Аримафейским взять и пойти к Понтию Пилату, правителю Иудеи, и попросить тело Иисусово. Но мы должны понимать, что то, что они делали, абсолютно точно сжигало все мосты за ними, которые они имели в виде связей с обществом, с религией, с Церковью, с властью, потому что они оба были членами Синедриона, верховного судилища иудейского. Они были оба народные учителя, они оба были религиозными вождями. И то, что они благодаря этому имели, наверное, в глазах людей, окружавших их, стоило очень многого. Но они смело идут и исповедуют свою веру в Распятого, на глазах у всего Иерусалима, в то время еще улюлюкающего и кричащего, пытающегося всяческими кощунственными криками унизить и уничижить нашего Господа и всех тех, кто был с Ним. И даже Понтий Пилат удивляется этому мужеству Иосифа Аримафейского и отдает ему Тело Иисуса. Иосиф с Никодимом, как мы читаем в каноне, который совершается в Великую Пятницу, рыдая вместе с Божией Матерью, снимают Тело нашего Господа с Креста и полагают во гробе, помазывая святым миром и вместе с этим своими слезами.

Может быть, конечно, многие из нас скажут, что мы не имеем такой возможности, которую имели Иосиф с Никодимом, которую имели святые жены-мироносицы там, в те страшные мгновения, о которых повествовало нам сегодняшнее Евангелие. И, может, где-то в глубинах души, думают, что смогли бы, наверное, случись так оно и мы окажись там, встать вместе с ними в один ряд. Но это очень легко проверить той жизнью, которую мы имеем: надо попытаться увидеть, насколько мы преданы Господу, насколько мы любим Его и насколько мужественно мы можем идти вслед за Ним.

Господь говорит: «Тот, кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет» (см.: Ин. 14, 15; 21; 23-24). Насколько мы готовы исполнять заповеди Божии? Да, мы знаем о них, мы знаем очень четко подчас, что требует от нас Спаситель — совершить то или иное, — мы это можем даже рассказать кому угодно именно в силу того, что знаем о том, что мы должны были бы совершить ради Господа, постоянно за счет этого осуждая наших ближних, видя, что они не совершают то, к чему призывает их Господь. Но внимательно посмотрев на себя, ведь мы должны признаться, что мы и осуждаем их именно в силу того, что сами знаем, что должны совершить и не совершаем. Какая же это любовь и какая же это преданность? И какое же это исполнение заповедей Божиих? И где находится источник избавления? Вот от этого окаянного, как говорят в Церкви, состояния — знать заповеди и их не соблюдать — именно этим состоянием и выкладывается, вымащивается, как говорят в народе, дорога в ад.

В определенном смысле Священное Писание на этот вопрос нам сегодня отвечает. Святые жены-мироносицы идут на гроб, и они трепещут из-за того, что огромный камень завалил пещеру. Они говорят, что он очень большой, и кто его сможет отвалить. Это в определенном смысле символ, по объяснению святых толкователей, души и естества человеческого. Этот огромный камень, который завалил пещеру с гробом, где находится изъязвенный Господь, есть не что иное, как нечувствие сердечное, которое запечатывает сердце каждого человека. В сердце, в котором находится такой же изъязвленный, израненый и, можно даже более того утверждать, — никому не нужный Господь наш Христос.

Посмотрим свои сердца, чем они увлечены. Они увлечены абсолютно чем угодно, но только не делом богоугождения. А между тем, если мы крещены в нашего Господа Иисуса Христа и в наше сердце вложен дар благодати Духа Святаго, то это значит, нашему сердцу сообщен сам Господь. Он является частью нас, и мы являемся частью Его. Насколько мы помним об этом? Насколько мы часто притекаем к Нему, беспокоимся о том, чтобы Он, израненый, изъязвленный и, самое страшное, умерщвленный, находящийся в нашем сердце, воскрес?

Камень есть нечувствие. «Как отвалить этот камень, как избавиться от него? Кто сможет нам в этом помочь?» — говорит человек. И, конечно, здесь церковное учение, как всегда, утверждает самые простые истины, но которые нужно пытаться не охватить умом, а, доверившись, принять. Святая Церковь говорит, что отвалить камень нечувствия, жестокосердия, черствости от своего сердца для того, чтобы воскрес в нем Христос, может истинное покаяние человека. Исполнение заповедей, к которому призывает нас Христос, есть не что иное, как тоже возможность сподвигнуть наше сердце к раскаянию в той неправильной и неправедной жизни, которую мы осуществляем.

По мере того, как человек приступает к исполнению заповедей, самых простых, но пытается сделать это именно в духе того и для того, чтобы в сердце его загорелся огонь любви ко Христу, постепенно человек начинает разрушать в своем сердце это средостение между собою и Богом.

Да, ничего не бывает сразу и в раз. Но, с другой стороны, это единственная и исключительная возможность для сердца человеческого обрести в нем Живого и Воскресшего Бога.

В сегодняшний день принято говорить о том, что это церковный женский день. Конечно, это не только церковный женский день. Это день всех тех, кто любит, и всех тех, кто предан Господу. Неважно, кто это — мужчина или женщина.

Но, с другой стороны, мы можем задаться вопросом: почему произошло так, что Воскресший Христос открылся сначала женщинам, а не мужчинам. И здесь, с одной стороны, мы уже сказали, что любовь женщин к Господу, была сильнее, чем что бы то ни было, чем какие бы то ни было логические рассуждения, которые имели апостолы. С другой стороны, оказывается, что хрупкое создание, женщина, может быть гораздо мужественнее, чем мужчина. И свидетельство тому — это тоже жизнь современного верующего или даже неверующего человека. Мы знаем, что женщина более мужественно стоит перед напором тех страстей, которые пытаются ее сбить с ног и пытаются совратить с истинного пути. Мужчины гораздо страшнее и гораздо больше страдают разными страстями, такими как алкоголь, как табакокурение, как наркомания. Почему? Потому что нет этого живого чувства, чувства близости Христа к тебе.

И в сегодняшний день хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы это ощущение присутствия, самое главное, близости и любви Воскресшего Господа к тебе, пронизывало наши умы и наши сердца. Тогда мы сможем встать в один ряд вместе с женами-мироносицами. Тогда мы сможем засвидетельствовать и любовь, и мужество, и ревность в деле богоугождения. Тогда и в нашем сердце воскреснет Господь, и наше сердце из гроба превратится в чертог Небесной Славы.

Аминь. Христос Воскресе!