Но очень важно, что во время этого события, народ, стоявший на берегах Иордана, слышал это свидетельство, главнейшее, важнейшее свидетельство о том, что пришел Сын Божий для спасения человеческого рода. Народ слышал, но немногие откликнулись на этот голос, немногие, может быть, даже и поверили, вняли. Хотя, казалось бы, что нужно еще человеку, если разверзлись небеса и Дух в виде голубя нисходит на Него? Почему же произошла такая великая трагедия в истории израильского народа? При явном чуде мало кто принял, и Креститель позже засвидетельствовал, что практически никто не принимает свидетельства Его (см.: Ин. 3, 32).

Многих не устраивал вид Господа: Он был сыном плотника из неизвестного никому семейства, из неизвестного, презираемого городка Назарет. Креститель, находившийся рядом со Спасителем, выглядел куда более аскетично и величественно. Евангелие говорит нам о том, что народ даже считал, что он, Креститель, и есть Мессия. И не случайно обращаются к нему: «Что же ты крестишь, если ты не Христос?» (Ин. 1, 25).

Креститель отвечает на это, что «я крещу водою в покаяние, но Идущий за мною больше меня. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (см.: Мф.3, 11). Что значат эти слова? Конечно, для каждого из нас, казалось бы, понятно, что значит «крестить Духом Святым и огнем». Но слово «крестить» не такое простое в славянском языке. Если обратиться к слову греческому, которое стоит в оригинальном евангельском тексте, то оно переводится достаточно точно как «Он омоет вас Духом Святым и огнем».

Наша главная задача — понять со своей стороны, что слышали люди, находившиеся на берегах Иордана, когда Креститель им говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, а Он вас крестит Духом Святым». Что они должны были уразумевать?

Итак, если Креститель говорит о том, что его миссия — омыть физическую, телесную скверну водой с тела человека и через этот символ заставить человека задуматься, что и душу нужно было бы омыть, то его свидетельство приобретает колоссальную важность. Он говорит, что «Он, идущий за мною, Который больше меня, омоет вас Духом Святым». Но Духом Святым можно омыть только духовную скверну и духовную грязь, которой является грех. Поэтому люди, находившиеся на берегах Иордана, очень четко понимали свидетельство Крестителя: Он омоет, Он простит вам ваши грехи. Вот оно, главнейшее свидетельство евангельской истории о том, что Он и есть Спаситель мира от греха рода человеческого! Но когда Господь явился израильскому народу, когда Он начал призывать для входа в Царство Небесное очень простыми словами людей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17) — этими же словами говорил Иоанн Креститель, обращаясь к народу, — то для иудейского народа оказалось очень непривычным это слово «Покайтесь!» Оно было для них очень неожиданным. Они поняли, что наступили времена Мессии, потому что Царство Божие на языке иудеев ветхозаветных и значило, что наступили эти времена. Но им было непонятно, в чем им каяться, куда им еще исправляться, — они и так хороши и прекрасны собой! Если бы вы спросили ветхозаветных иудеев того времени, почему вы прекрасны собой, довольны собой, почему считаете себя праведниками, то они бы ответили на это очень просто: «Как же почему? Мы сродники по плоти от Авраама, мы исполняем дела Закона, мы чтим Закон, поэтому что нам еще нужно менять в своей жизни?»

Какое отношение это имеет к нам? Мы же не ветхозаветные иудеи. У нас нет ветхозаветного Закона, мы не сродники по плоти от Авраама.

Очень важные слова произносит Креститель в адрес иудеев, пришедших к ему: «Не думайте, глаголати в себе: отца имеем Авраама, — говорит он. — Глаголю бо вам, что Бог может и из камней сих воздвигнуть чад Себе», или чад Авраама (см.: Лк. 3, 8). Дальше он сказал о том, что «уже и секира при корне дерев лежит, и всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и в огонь вметают» (Лк. 3, 9).

К нам это имеет непосредственное отношение, потому что, если мы внимательно посмотрим на себя и на то, как мы спасаемся, то и в нашей жизни, наверное, 95 % упования о спасении нашем заключается или зиждется на том, что мы уверены в своем спасении благодаря тому, что крещены в Православии и ходим в храм. Но Креститель говорит: «Сотворите плоды, достойные покаяния» (Мф. 3, 8). То есть, если уж вы каетесь, то где ваши плоды?

И вот здесь каждому из нас есть над чем серьезно подумать. Отрешиться от этой национальной религиозной гордости, которой страдали ветхозаветные иудеи, из-за нее презирая прочие народы. Они проглядели, прозевали, проспали свое спасение! Пришел Спаситель мира, но они не приняли Его! Они были самым религиозным народом на земле, и оказалось так, что самый религиозный народ распял Богочеловека, пришедшего во плоти. Что может быть хуже в истории народа — любого?

Поэтому праздник Крещения, с одной стороны, — это великое торжество и празднество. Но, с другой стороны, это одна из самых драматических, трагических страниц евангельской истории, страниц недопонятости или даже, можно сказать, даже полной непонятости того, что происходило перед глазами иудейского народа.

И в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, поздравляя вас с этим великим праздником, конечно, хочется пожелать никогда не забывать о тех главнейших словах, первых словах; словах, которые заключают в себе, можно сказать, все спасение наше, без которых не может оно произойти, которые произнес и Креститель, и Спаситель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4, 17).

Никто никогда не сможет человечеству дать никакого другого пути, никакой другой возможности спасения вне покаяния. И если кто-то так попытается учить, то, значит, этот человек точно не учит спасению, а учит чему-то другому. Покаяться, казалось бы, просто. Но если мы внимательно посмотрим, задумаемся об учении Церкви о покаянии, то окажется, что покаяние истинное всегда сопряжено с теми добрыми делами, с плодами покаяния, к которым призывает нас и Креститель, и Господь.

Поэтому желаем всем нам, чтобы не только Господь благословлял нас расположением к покаянию — этого не достаточно, но исправлением своей жизни, исправлением по заповедям Божиим, чтобы те плоды жизни, которые мы являем как свидетельство нашего покаяния, просвещали наше сердце и просвещали других.

Издревле этот праздник именовался Просвещением (ведь в этом событии Господь впервые Себя являет как Троица). Господь входит в нашу душу и просвещает нас. Он дает нам возможность увидеть в себе все эти скверны, все эти нечистоты, — все то, от чего душа требует очищения, потому что душа должна быть с Богом, но грех — это единственное, что не дает ей соединиться с Ним.

Да дарует Господь каждому из нас истинное покаяние и плоды, которые сопутствуют ему! Аминь.