О святителе Николае мы знаем сравнительно немного. Из жития этого великого подвижника следует, что он отличался прежде всего своим деятельным благочестием, он очень любил людей. Конечно, современный мир в понятие «любовь» вкладывает нечто другое. Святитель Николай являет нам, что есть истинная любовь к Богу, к себе, к ближнему. И когда мы всматриваемся в его житие, читаем о тех великих делах, которые он совершал, мы понимаем, что любовь, если она является истинной, может быть только жертвенной: она направлена исключительно на то, чтобы, не жалея, отдавая самого себя, служить Богу и ближним. Именно в этом для нас является образцом благочестия святитель Николай.

В тропаре, который все мы знаем наизусть, мы восхваляем его именно как «правило веры и образ кротости». И когда мы говорим, что святитель Николай являлся «правилом веры», мы вспоминаем о том, что он в числе прочих святых отцов отстаивал в чистоте догмат об истинном Богопочитании, то есть о том, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог, вторая ипостась Бога Троицы, в борьбе с еретиком Арием, который учил о том, что Господь является лишь высшим творением. Однако, называя святителя «правилом веры», мы свидетельствуем еще и о том, что правилом святого было служение своим ближним.

У апостола Иакова в Посланиях мы находим очень важные слова о том, что вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). И, наверное, многие из нас по себе чувствуют, что если мы не совершаем никаких добрых дел, которые направлены не на то, чтобы нам стало хорошо, а на то, чтобы стало хорошо нашим ближним, то вера наша погружается в какую-то духовную трясину, хотя мы исповедуем устами или даже, как нам кажется, умом, какие-то догматы веры.

Мы знаем наизусть Символ веры и много других молитв, но сердце наше очень холодно, оно неподвижно, оно чаще всего просто безразлично по отношению к тому, что происходит вокруг нас. И это есть свидетельство того, что истинная вера может получать «питание» только через дела благочестия, то есть через исполнение тех заповедей, которые дает нам Христос.

Мы говорим, что святитель Николай является «правилом веры», и тут же исповедуем, что он является еще и «образом кротости». Это очень важно, потому что совершать дела веры, дела подлинного благочестия, служить ближним, которым ты часто не нравишься или которым все равно, кто ты такой, но которые требуют от тебя, чтобы ты служил им, мы не можем без кротости. Кротость – это добродетель, которая помогает нашему внутреннему человеку смиряться перед ближним, заставлять себя, часто стиснув зубы и скрепя сердце, любить своего ближнего.

Это бывает очень непросто, но постепенно человек навыкает к этому: сначала он сделал одно серьезное движение, практически подвиг совершая, как кажется человеку, хотя с внешней стороны этого не скажешь – он, вроде бы, ничего не сделал, просто «проглотил» оскорбление в свою сторону и не ответил. Но потом, по мере возрастания, человек бывает способен на большее – это и есть добродетель, которая называется кротостью.

Для нас святитель Николай – это и образец и правило, которые, по сути дела, являются основными стержнями нашей жизни, потому что без веры и без кротости, то есть без терпения, абсолютно никому не дано спастись. Может быть, мы зададим абсурдный вопрос: кто из нас хочет стать святым? И многие по смирению скажут: нет, ну что вы, каким святым, нет, нет, святые – это святые, где уж нам. Но ведь тот, кто скажет, что не хочет стать святым, фактически засвидетельствует то, что он не хочет спастись, потому что Господь спасает только тех, кто исполняет Его волю, кто готов на это. А разве это не святость? Святитель Николай и сегодня являет нам свои великие и дивные чудеса, а мы являемся именно теми, кто должен сподвигаться к тому, чтобы жить так же свято, как он.

Немного, наверное, каждый из нас по отдельности знает чудес святителя Николая, но если бы мы их все друг другу рассказали, то не хватило бы книг в нашем храме, чтобы все это записать. И это есть свидетельство того, что он постоянно с нами и печется о каждом из нас, быть может, совсем для нас незаметно, но нашему внутреннему человеку свидетельствует, как близок нам Господь и насколько Он всемогущ.

Но некоторые случаи можно вспомнить. Например, человек оказался перед лицом чрезвычайной опасности: он на машине ехал куда-то, торопился, а внезапно на дороге перед ним сталкиваются машины. Человек этот понимает, что ему не уйти живым: его сейчас сметет волна металлических обломков, которые летят в него. Но сзади в машине сидит его жена, которая держит в руках икону святителя Николая и начинает молиться ему, потому что больше ничего не остается делать. Потом этот человек признался, что в момент аварии, как будто в замедленном действии, перед его глазами начинает разворачиваться происходящее, благодаря чему он успевает сориентироваться и понять, куда и как нужно вырулить, и он и его жена выходят из опасности целыми и невредимыми, без единой царапины на машине. Как это можно объяснить? Это безумие с точки зрения законов физики, но святитель Николай помогает даже в такой ситуации, которая является безвыходной.

На более частном, локальном уровне в жизни многих из нас бывали подобные чудеса, и все это свидетельство близости к нам святителя Николая.

Такой день, как сегодняшний, для каждого из нас открывает величайшее поле деятельности любви по отношению к нашим ближним. Любви деятельной, которая поставит на место, выправит нашу веру, которая сделает нас кроткими, которая обязательно даст нам еще здесь, на земле, вкусить вечных благ, вечной блаженной жизни.

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! С Праздником!

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари,

22.05.2019