В сегодняшний день Святая Церковь вспоминает события достаточно давние: примерно в 9 веке в Византии сложилась традиция износить из царской дарохранительницы Древо Животворящего Креста. Событие это совершалось в конце лета, когда жара часто становилась причиной эпидемий и болезней. Древо Животворящего Креста Господня сначала возлагалось на престол храма Софии Константинопольской. Затем 1-го августа, а сегодня по старому стилю именно 1-е августа, святыню носили по всем районам и дорогам Константинополя, чтобы верующие могли ей поклониться, чтобы эта святыня освящала пространство города, чтобы она освящала людей, их мысли и сердца.

Нередко благодаря именно этой святыне в Константинополе прекращались болезни и моры. Но можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны: эпидемия и болезнь – это следствие человеческой греховности. Когда человек смотрит на Крест, он часто приходит в нормальное состояние духа и перестает грешить. И оттого, что он прекращает вредить себе, здоровье возвращается к нему.

Неслучайно Святая Церковь примерно в это же время установила Успенский пост в Византии. С началом изнесения Честных Древ был установлен пост, чтобы люди могли, воздерживаясь от пищи, опять же приходить в нормальное расположение своей души и своего духа. Потому что лето есть лето. По себе мы знаем, что человек, когда приходит тепло, когда начинают созревать плоды земные, часто дает волю своим чувствам, иными словами, своей плоти. И как только это происходит, очень легко отойти от нормального восприятия жизни, которому нас учит Святая Церковь.

В сегодняшний день мы также освящаем мед. Сегодня, 1-го августа по старому стилю, начинается сбор урожая меда. Верующие люди испокон веков приходили в храм, чтобы начатки нового урожая посвятить Богу. Конечно, Богу не нужно абсолютно ничего материального. Он Всеблаг, Всеблаженен, Вседостаточен. Когда мы говорим, что мы освящаем мед или начатки овощей посвящаем Богу, что это значит? Это значит, что мы благодарим Его за то, что Он нам дает возможность вкушать от плодов земных. Мед, как многим известно, это есть осязательное проявление милости Божией к человеку. Что можно сравнить с медом, какой продукт равен ему по запаху, по вкусу, по цвету, по самому существу как таковому? Ничто сравниться не может. Мы действительно понимаем, что мед – это милость Божия, и мы вкушаем эту сладость.

Но, с другой стороны, в освящении меда можно усмотреть и символическое значение. Если мед есть символ милости и милосердия Божиего к человеку, то, наверное, Святая Церковь хочет нам сказать, что Крест Господень, Который выносится и в центре храма полагается, это и есть та Святыня, из Которой мы черпаем утешение в жизни.

Мы сейчас читали молитву на освящение меда и вспоминали событие ветхозаветной давности, когда пророк Моисей народу Израильскому из скалы извел воду, которая была сладкой на вкус. То же самое часто бывает и в духовной жизни верующего человека: приходит он работать Христу, смотрит на Крест и не понимает, как можно из него черпать силы? Как будто камень лежит перед ним. Но по мере вживания в духовную жизнь, исполнения заповедей Божиих человек начинает вкушать, взирая на Крест, поклоняясь Кресту, неизреченную духовную сладость и утешение.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Успенским постом! Желаем, чтобы это короткое время, всего две недели, во благо было нам, чтобы этот короткий духовный подвиг с теми упражнениями, которые заповедуются верующему человеку в пост, мы могли провести не всуе и встретить достойно праздник Успения. Успение Божией Матери, как мы знаем, великий двунадесятый Праздник, который именуется еще и малой Пасхой. Поэтому для встречи его христианину требуется серьезная подготовка.

Аминь.