Сегодняшний день особый и чтение евангельское тоже особое (см.: Мк. 6, 14-29). Оно выходит из ряда прочих евангельских повествований, в нем говорится о смерти праведника, о котором Сам Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (см.: Мф. 11,11) и что люди ходили смотреть в пустыню «пророка и больше пророка» (см.: Лк. 7, 26). На первый взгляд кажется, что величайший праведник и угодник Божий страдает не за Христа: он страдает за правду, за истину, за то, чтобы исполняем был Закон, ведь обличал Предтеча царя Ирода и его жену Иродиаду, которые нарушали ветхозаветное законодательство. Почему же случилось, что Господь попускает Иоанну Крестителю так пострадать? Чтобы явить всякому человеку, что любое свидетельство об истине или отстаивание истины есть, по сути дела, свидетельство о Христе и исповедание Христа.

На примере этой истории мы видим, какими страшными последствиями откликаются в жизни людей такие пороки, как пьянство и блуд. Святые толкователи говорят о помрачении царя Ирода от хмельных напитков и блудной страсти. Согласно древним иудейским источникам, Ирод развелся со своей женой и посадил ее в крепость туда же, где сидел Иоанн Креститель. Царь взял себе в жены Иродиаду, жену своего брата, которая понравилась ему и, чтобы сойтись с Иродом Антипой, развелась со своим мужем Филиппом, хотя у них была дочь и закон не позволял разводиться супругам при наличии детей.

Дочь Иродиады Саломия плясала на празднике и угодила царю и его гостям. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это был страшный танец, верх всякого бесстыдства, когда отроковица, полуобнаженная, совершала пляску перед пьяными людьми. Святитель говорит, что так отвратительно танцуют только верблюды. Это свидетельство того, что мы должны быть внимательны к своей жизни и жизни наших детей, мы должны стараться вложить в них все самое светлое, самое доброе, чтобы темное и мрачное было вытеснено из их умов и душ.

Многие на собственном опыте убеждаются в том, что если воспитываемый ребенок в свое время получил определенную дозу чего-то страшного, злого, греховного, это зло возвращается к нам позже бумерангом. И часто не в том смысле, что нас бьют, уничижают, обижают наши дети, нет, но мы видим в своих детях разлив страшного зла, который в себе когда-то чувствовали вначатке. Сегодняшнее Евангелие свидетельствует об этом.

Мы часто не вчитываемся в слова Евангелия, и напрасно. Саломия подходит к матери Иродиаде и говорит: «Чего мне просить?». Иродиада отвечает: «Голову Иоанна Крестителя». Мать не уточняет, когда и при каких обстоятельствах, но отроковица, как будто бес в нее вселяется, тотчас подходит к Ироду и говорит: «Хочу здесь и сейчас на блюде голову Иоанна Крестителя». Как повернулся язык у нее сказать такое? Как повернулась рука и двинулось сердце у Ирода совершить это злейшее и гнуснейшее преступление? Он думал, что, сдержав клятву дать девице все, о чем она попросит, избежит позора, но на самом деле он приобрел десятикратный, стократный позор, ибо постеснялся ближних и не постеснялся Бога.

Сегодняшнее чтение евангельское, воспоминание этого события для каждого из нас должно стать одним из главнейших уроков того, каким образом в жизни срабатывают наши грехи и страсти.

Святые толкователи ставят вопрос: почему Господь попустил случиться этому страшному событию, почему Он не встал на защиту Иоанна Крестителя и Своим промыслом не оградил святого? Господь попустил это, чтобы обличить грехи и страсти, которые часто коварно и внезапно начинают воздействовать на людей. А любое свидетельство об истине и о правде, как мы уже сказали, есть свидетельство о Христе, есть исповедание Христа, ради которого Господь всегда будет с нами. Помощи Божией всем вам, дорогие братья и сестры, в сегодняшний день строго поста.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

11.09.2019