На горе Господь преобразился перед учениками во время беседы с Моисеем и Илией – двумя величайшими пророками Ветхого Завета. И Евангелие от Луки нам говорит о том, что Господь беседовал с ними о том исходе, который Он намеревался совершить в Иерусалиме, то есть о Своей крестной смерти.

И когда мы прославляем нашего Господа, мы всегда должны помнить о том, что Он преобразился перед Своими учениками, во-первых, когда молился, а во-вторых, когда шел уже на крестные муки и смерть.

Поскольку преображение – это практически синоним термина «спасение», ведь к преображению каждый из нас призван, зададим себе вопрос: что требуется от человека для того, чтобы преобразиться? Мы понимаем, что здесь недостаточно будет формальных, выхолощенных молитв, постов, коленопреклонений, богослужений, которые мало к чему будут обязывать нас, а самое главное, мало что будут давать нашим ближним.

Священное Писание, Евангелие, Апостольские послания неслучайно говорят нам о том, что Господь возлюбил род человеческий. В Евангелии от Иоанна мы читаем: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

И поэтому, взирая на Господа нашего Иисуса Христа, осознавая, что Он преображается накануне страстей, мы можем утверждать, что и преображение человеческой души возможно только на путях жертвенной, деятельной любви по отношению к своим ближним. Если этой любви нет, если мы замкнуты на себе, если все то, что мы совершаем в православии, исключительно повернуто на то, чтобы нам было хорошо, а как там нашим ближним – нам все равно, то ни о каком преображении, конечно, говорить не приходится.

Но, с другой стороны, человеку очень часто бывает сложно жертвенно служить своим ближним. Ему не хочется, ему противно, ему больно, он страдает от того, что это надо сделать. Что должно нас мотивировать и вдохновлять? Сегодняшний праздник не может не вдохновить верующего человека поверить в то, что стоит ради того, чтобы преобразиться, ближних своих любить и деятельно им служить.

Об этом свидетельствует апостол Петр, потому что, проснувшись на Фаворской горе, не просто увидев и почувствовав, а буквально войдя в этот дар Божественной, изливающейся, струящейся, лучезарной благодати, от лица всех апостолов или, по словам святых толкователей, от лица всего человечества, сказал: Господи, хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4). Апостол Петр сердцем своим переживает пребывание в раю, он свидетельствует о том, что нет ничего дороже, слаще для человека на земле, чем быть с Господом вместе в Его Божественной Славе.

Ветхий Завет запрещал делать человеческие изображения. Поэтому мы можем поставить вопрос: откуда апостол Петр мог узнать, что со Христом беседуют именно Моисей и Илия? Поскольку апостол Петр оказался как бы в раю, то открылся ему язык сердца, знание сердечное, поэтому он безошибочно определил, что это были великие пророки.

Но есть еще один важный момент. Господь идет на Крест, апостолы неоднократно слышали от Него, что Ему надлежит пойти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, от первосвященников, от книжников, быть поругану, быть оплевану, быть убиту и в третий день воскреснуть. И апостолы понимают, что страшная, великая волна грядет на них – это Голгофа. Они начинают переживать, они начинают унывать, они не находят себе места от того ужаса, который надвигается на них. И вот, проснувшись на Фаворской горе, апостолы, купаясь в даре благодати, по сути дела, исповедуют, что они не хотят этого будущего.

Апостол Петр опять за всех апостолов говорит: «Давайте сделаем здесь три кущи – для Христа, для Моисея и для Илии, никуда не надо идти, мы не хотим этого делать». А Господь, когда облако осеяло их и голос был: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте», – тотчас говорит ученикам: «Пойдем отсюда». А что это значит?

После Преображения Господь погружает апостолов опять в своего рода ад, в своего рода тьму. Подходит ко Христу отец бесноватого лунатика и просит исцелить его сына, потому что апостолы не могут этого сделать (см.: Мф. 17, 14-21). Что мы должны здесь понять? Нет на земле человека, которому не надлежало бы пройти свою личную голгофу, которому не надлежало бы погрузиться в эту тьму, соприкоснуться с этой вечной смертью, так как только после этого для человека открывается истинное преображение или истинное спасение.

Поэтому в сегодняшний день Святая Церковь, с одной стороны, каждому из нас еще раз напоминает о нашем высочайшем предназначении, о том, для чего создано наше естество. А с другой стороны, она просит нас быть очень внимательными к делу своего спасения и не сбрасывать со своих плеч крест, который дает каждому из нас Господь, чтобы идти тем путем, которым предуготовано нам взойти на свою личную голгофу, чтобы войти в славу и быть всегда со Спасителем нашим в Его невечернем свете Преображения.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,

19.08.2019