Поздравляем всех вас, дорогие братья и сестры, с великим двунадесятым Богородичным праздником Сретения Господня!

Сегодня Святая Церковь предлагает нам услышать о событии, которое, согласно древнейшему церковному преданию, было из ряда вон выходящим (см.: Лк. 2, 22-40). Праведный Симеон дождался встречи с Младенцем Христом уже будучи в возрасте 340 лет. Предание говорит о том, что уже в 80-летнем возрасте он был отправлен из Иудеи в Египет, в Александрию, чтобы перевести с еврейского на греческий язык Тору – Священное Писание иудеев. Ему досталась книга пророка Исаии, и когда Симеон дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он сделал точный перевод, а потом задумался: как может Дева родить? Он уже взялся за скребок, чтобы стереть слово «дева» и поставить «молодая женщина», когда рука его была остановлена рукой архангела Гавриила, который сказал: «До тех пор пока ты не увидишь сбывшимся то, что написано здесь, ты не умрешь».

И вот, началась жизнь Симеона в постоянном ожидании Христа Владыки. Шли не только годы и десятилетия, но и столетия, прошло очень много времени – 240 лет с момента обетования – и наконец он дождался пришествия во плоти Христа Спасителя. Можно сказать, что за 240 лет праведный Симеон как никто другой подготовился к этой встрече: он не только досконально изучил Писание, не только постился, не только молился, он рассуждал, размышлял над священными текстами, возможно, один из немногих в Израиле он смог открыть подлинный духовный смысл Мессианских мест Священного Писания.

И вот, в один из самых заурядных, будничных дней, когда люди приходили в храм совершать обряды, приносить жертвы, в толпе, никому не заметные, шли Иосиф и Мария и несли Младенца. Симеон по наитию Духа Святаго вышел навстречу этому Младенцу, взял Его на руки, благословил, как говорит Священное Писание, и произнес удивительную и умилительную песнь, которую многие из нас знают наизусть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Он также благословил Иосифа и Марию и обратил к Деве Марии такие слова: «Сей, то есть этот Младенец, лежит на падение и на восстание многих. И Тебе Самой оружие пройдет душу, чтобы открылись помышления многих сердец».

В этих словах Симеона мы видим, что он практически цитирует то, что говорил пророк Исаия о пришествии в мир Мессии. И, наверное, для многих слушающих его слова были очень неожиданными: иудеи считали, что Мессия придет, чтобы всех ввести в Свое царство, Царство Небесное, как они его называли, туда, где текут молочные реки, где кисельные берега, золото и жемчуг, всего там много. И вдруг они слышат от Симеона, что Сей пришел не только на восстание, но и на падение многих.

И евангельская история засвидетельствовала, что действительно пришел Сын Божий, но многие не восстали, а упали. Почему они упали, почему они не вошли в Царство Небесное? Почему многие не войдут в него? Господь неслучайно в Евангелии говорит: Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими…  тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13-14).

В сегодняшний день Святая Церковь неслучайно пред нами поставляет пример праведного Симеона и Анны-пророчицы, которая, как говорит Священное Писание, 80 лет при храме Господнем служила постом и молитвой. Представьте: 80 лет человек готовился к встрече своего Господа постом, молитвой и служением. По сути дела, Церковь хочет нам указать на одну из причин, почему многие падают, почему многие неспособны войти в Царство Небесное: они не готовятся к встрече с Мессией.

Симеону было предсказано, что он узрит во плоти пришедшего Мессию, и он начал готовиться, и Господь продлевал и продлевал его подготовку, возможно, по той причине, что она необходима была Симеону, чтобы достойно встретить Младенца Христа и произнести слова, важнейшие для человечества. Но драматизм ситуации заключается в том, что мы, люди верующие, церковные, знающие учение Церкви о том, что каждому из нас предстоит встретиться со своим Господом – хотим мы этого или не хотим, эта встреча будет обязательно – но мы к ней никак не готовимся. Абсолютно никак. 

Если Симеон знал наизусть Священное Писание и духом разумевал его, то почему многие из нас неспособны ответить на самые элементарные вопросы, касающиеся Откровения – той книги, где написано о том, как спасаться и кто будет спасен. Кто может сказать, сколько книг в Новом Завете, кто может сказать, что такое сборные послания, кто может сказать, чем отличаются принципиально друг от друга Евангелия? Пожалуй, единицы найдутся таких людей. А почему? А потому что нам, оказывается, все равно, что нам предстоит встреча с Самим Христом. Когда она будет? Нам кажется, что в очень далекой перспективе, и вот перед смертью, дня за два, за три до перехода в вечность мы полистаем эту книжечку и все узнаем, и примем, и встретимся со Христом. Это обман и прелесть.

В такие дни, как сегодняшний, Святая Церковь призывает каждого из нас духовно проснуться и взбодриться, протрезвиться и начать все-таки эту подготовку. Если Симеону потребовалось на подготовку 240 лет, а Анне-пророчице – 80 лет, чтобы постом, молитвой, изучением Священного Писания подготовиться к этой встрече, то какой встречи будем достойны мы?

Поэтому сегодня особенно желаем всем нам неленностно трудиться и учиться, раскрыв книгу, которая называется Священное Писание, а в первую очередь – Евангелие, на страницах, где прописаны заповеди Божии. Там все изложено, как будет, что произойдет, а самое главное, что нужно делать нам. Мы часто называем Священное Писание Книгой Жизни. В сегодняшний праздник как никогда хочется всем пожелать, как говорил один проповедник, чтобы эта Книга Жизни стала книгой нашей личной жизни.

Аминь.