Проповедь в четвертую Неделю по Пасхе. О расслабленном.

 

Святитель Николай, память которого мы сегодня чтим и прославляем, в этом смысле является поистине правилом веры и образом кротости, он является тем дивным ориентиром, взирая на который, каждый человек способен видеть до каких высот горних и небесных возносит человека содействующая сила Божия, и человек простой, сплетенный немощами и недостатками, соделывается не только причастником вечной жизни и радости в Царствии Небесном, но и способен даровать оное всем тем, кто взирая на Его жизнь и подражая ей, следует вслед за Христом.

Сегодня апостол Павел говорил всем нам, дорогие братья и сестры, в назидание: Поминайте наставников ваших и, взирая на кончину жизни их, подражайте вере их. Именно этот завет апостольский мы сегодня, придя в святой храм сей, прославляя дивного во святых угодника Божия святителя и чудотворца Николая, стремимся исполнить, поминая наставников наших. И в числе таковых одним из первых является тот, кто сегодня занимает по преимуществу наше сердце и наш ум – этот дивный святитель и чудотворец Николай. Мы знаем с вами об удивительных подробностях его жизнеописания, которые не способны ни одного из внимающих им оставить равнодушным, и вместе с тем, празднуя из года в год его святую память, мы вновь и вновь наслаждаемся этими дивными примерами любви, которую он свидетельствовал и являл всем тем, кто нуждался и нуждается в его помощи.

Я думаю, что все здесь присутствующие без исключения являются теми людьми, которые имеют собственный личный опыт живого общения с этим великим угодником Божиим, поскольку обращенные к нему молитвы никогда не остаются не услышанными. В любой жизненной скорби, невзгоде и проблеме, обращаясь за помощью к этому великому угоднику Божию, мы твердо и несомненно веруем, что Никола-угодник никогда не оставит нас без своего внимания, без своей отеческой заботы и своего покровительства, каких бы сфер нашей жизни это не касалось. Мы знаем, что его святые и богоприятные молитвы являются всемощными, скоропослушными и дерзновенными, и поэтому, думаю, молитвенным опытом каждого христианина является ежедневное призывание этого святого имени в своей молитве о вспомоществования во всех наших житейских невзгодах и печалях.

В сегодняшний день мы празднуем перенесение в итальянский город Бари мощей этого дивного святителя из малоазийского града Миры, Ликийской области. В древности на территории, которую сейчас занимает современная Турция, находился регион, именуемый тогда Ликия. Столицей этой Ликийской области был небольшой город Миры, портовый город, сегодня он многим из нашим современников достаточно известен под названием Демре. Это местечко является одной из туристических достопримечательностей для  всех тех, кто посещает, по преимуществу с пляжным туристическим отдыхом, Турцию. В программах для туристов заявлен и этот небольшой городок, где по милости Божией сохранились остатки того древнего храма, где находились мощи святителя и чудотворца Николая. Раньше, повторяю, этот город назывался Миры, и именно там в храме, сооруженном над ракою с многоцелебными мощами святителя и чудотворца Николая, он почивал в течение нескольких столетий. В XI веке, а именно в 1087 году его мощи были перенесены в итальянский город Бари, где и до днесь пребывает эта святыня как центр дивного паломничества к этому святому угоднику Божьему.  

Это мы так церковно изъясняясь, называем сегодняшний день перенесением его святых мощей, исторически это носило более прозаический характер, потому что мы знаем с вами, что итальянские купцы в буквальном смысле этого слова похитили эти мощи и те из вас, наверняка такие присутствуют в храме сегодня, кто был в храме в Демре у гробницы святителя Николая, могли видеть варварскую попытку похитить эти мощи. Гробница древняя, каменная, и венчающая ее огромная толстая барельефная плита вряд ли позволила бы человеческими усилиями быть отнятой от гробницы, тем более, что все это делалось спешно, в тайне, чтобы жители Мир Ликийских не узнали о коварном намерении итальянцев похитить самую величайшую их святыню, их заступника и их покровителя. Тогда похитители сделали совершенно иначе, они выломали боковую стену гробницы, которая была достаточно тонкая. И сегодня видно выломанную стенку этой гробницы, откуда они и похитили мощи святителя Николая чудотворца и поспешно бежали с этой величайшей святыней на корабль свой и увезли ее в свой город.

Мы задаемся вопросом, почему Николай чудотворец допустил такое, с позволения сказать, святотатство? К слову говоря, греки не знают такого праздника, какой празднуем мы с вами, русские православные люди, и еще празднуют итальянцы, потому что для них это приобретение величайшего сокровища. Почему не празднуют греки? Совершенно очевидно и понятно — для них это трагедия, для них это катастрофа, они лишились святителя. Так вот вернемся к вопросу, которым мы задаемся и многие задавались доселе: почему это было попущено? Но ответ на этот вопрос лежит совершенно на поверхности, он очевиден, потому что к историческому периоду того времени, о котором мы сегодня воспоминаем и говорим, относится уже не только ослабление, а всяческое разрушение той некогда славной Византийской империи. Всевозможные племена уже населяли эту некогда славную христианскую территорию, и турки уже мало-помалу осваивали эту землю и прибирали ее к своим рукам. И совсем через короткое время падет столица Византийской империи Константинополь. Мы знаем, как надругивались и глумились магометане и варвары над святынями христианского мира, и этим промыслительным действием святитель Христов Николай благоволил уйти из этой многострадальной земли совсем в иное место, чтобы там остаться невреждённым для всех тех, кто будет обращаться к нему, не только в молитве, но и приходить к нему на поклонение, чтобы его святыми и дерзновенными вопрошаниями к Богу Господь дарствовал бы свою многоцелебную помощь. И до днесь, до сегодняшнего дня уже почти что тысячу лет в итальянском городе Бари находятся святые мощи святителя и чудотворца Николая.

Я не единожды, быть может, уже рассказывал о истории, которую мне посчастливилось услышать именно там, в Бари, у мощей святителя Николая, впрочем, она рассказывается и в житийных свидетельствах о Христовом святителе. Думаю, среди присутствующих есть люди, которые были и там у мощей этого святого угодника Божия. Сам храм очень высокий, огромный, романской по преимуществу постройки, мощи же находятся в крипте, т.е. в нижнем храме этого большого величественного собора, и  вся эта крипта исходя из инженерных соображений подпирается огромным количеством колонн, что совершенно оправданно. Надо сказать, что этот храм строился специально для того, чтобы в нем почивать мощам святителя Николая, потому что многие храмы этого города вступали в спор, где находиться святителю и каждый хотел, чтобы в именно в его храме находились мощи, тогда пришли к решению Соломонову –  решили построить новый в храм в честь святителя Николая и там водрузить его святые останки.

Так вот рассказывают о том, что когда всё уже было рассчитано, всё было предусмотрено, всё уже было приготовлено для строительства и так далее, начали сооружать храм, то, представьте себе, вдруг не досчитались одной колонны, всё было рассчитано, выверено, а одной колонны не хватало. К слову говоря, эта колонна до сегодняшнего дня находится в этом храме, и те, которые имели счастье быть в нем, они знают эту колонну, потому что она ограждена решеткою и только лишь на расстоянии вытянутой руки человек может прикоснуться к ней. Почему? Да потому что наше благочестие с вами таково, что каждый из нас норовит кусочек с собою унести какой-то святыни, отломать, откусить, все это очень известно. Взять камешек, песочек и прочее, поэтому так уж видимо сделали, чтобы никто не мог иначе, как прикоснуться лишь своими дланями к этой колонне.

Так вот вернемся к этому удивительному чуду. Одной колонны не досчитались, и когда недоумевали все строители и учредители этого храма, тогда кто-то пришел в храм и говорит: вы колонну свою потеряли, а она там в заливе плавает. Действительно храм находится почти что на берегу, метрах в пятисот от залива Адриатического моря. Что за безумие, что за глупость?! Как это колонна каменная может плавать в заливе? Однако же послушали и пошли, благо не далеко было идти, вышли на берег и, действительно, колонна каменная, мраморная плавает так, как если бы это было деревянное бревно. В совершенном недоумении, горожане предприняли попытку на лодке подплыть и посмотреть, по крайней мере, поближе, что это такое. Подплывая на лодке, а этих лодок собралось несколько, они действительно увидели своими глазами, что это каменная колонна, т.е. вопреки всем физическим законам находилась на поверхности воды. И когда они, придя в себя от первого восторга и восхищения, пытались ее в лодку перенести, тогда эта колонна вдруг скрылась под водой, она утонула, как поплавок, который реагирует на заглоченную наживку. Они отплыли, а эта колонна вдруг подобно тому же предмету, в качестве примера приведенному, опять всплыла наверх. Они опять попытались это сделать, и то же самое вновь повторилось, колонна опять ушла на дно. И вот тогда они поняли, что это дело особого устроения Божия, и они, выплыв на берег, стали служить молебен святителю и чудотворцу Николаю, потому что понимали, что эта колонна для его храма. И когда они отслужили молебен и едиными устами и единым сердцем призвали святителя Христова и чудотворца Николая, тогда все горожане града Бари увидели своими глазами сшедшего с неба, дивного, в лучезарном сиянии пребывающего святителя, который без какого бы то ни было труда сам поднял эту колонну, извлек ее из воды и водрузил в том недостающем месте, где этой колонны не хватило в храме, и до днесь, подчеркиваю и возвращаюсь вновь к сказанному, эта колонна находится в этом святом храме рядом с его святыми и многоцелебными мощами. 

Это совершенно необыкновенное чудесное явление, свидетельствующее о том, насколько святитель Николая близок к нам, и если мы подобное повествование  можем отнести к некоему древнему преданию, то думаю, и опять к этой мысли возвращаю и себя и вас, что личный жизненный человеческий опыт каждого из нас может уверить нас в том, насколько его святые молитвы, в которых нуждаемся все мы, близки каждому из нас в наших многомощных скорбях и всевозможных жизненных испытаниях. И мы знаем твердо и несомненно: помолимся святителю Николаю – обязательно всё Бог устроит, устроит чудесным образом, о котором мы даже сами и не помышляли и не думали. И это, и многое другое неисчислимое чудес море, как мы читаем в акафисте святителю Николаю, побуждает сердце христианское так беззаветно любить этого великого во святых угодника Божия.

            Русский народ особенным образом полюбил этого святого. Его земная жизнь проходила в совершенно иных географических и временных просторах, он удален от нас на многие и многие столетия, по крайней мере, тысяча семьсот лет отделяет нас с вами от жизни этого святого угодника Божьего, однако же память о нем, любовь к нему не только не оскудевает и не теряется в веках, а еще более и более умножается и воспламеняется в сердцах, любящих этого святого угодника Божьего. Мы веруем в кров его святых и богоприятных молитв, которые он возносит ко Престолу Благодати о всяком обращающемся к нему человеческом сердце. Посему пусть эта вера в его небесное заступничество и предстательство у Престола Божия всегда наполняет наше сердце, и какие бы жизненные испытания мы с вами не претерпевали бы, мы должны твердо и несомненно знать, что о нас есть кому позаботиться, о нас есть кому помолиться, о нас есть кому вознести богоприятную молитву ко Престолу Божию, и таковым угодником Божиим является ныне празднуемый и прославляемый святитель Христов и чудотворец Николай.

Вчера мы с вами, совершая ему акафист, взывали этими трогательными и удивительными словами: радуйся по Бозе и Богородице все наше упование! Это не преувеличение, это действительно то, что соответствует правде и истине, потому что после Христа Спасителя, после покровительства и предстательства Царицы Небесной, по преимуществу для русского сердца, это святое имя является самым родным и самым дорогим. И сегодня мы с вами, празднуя и прославляя его святую память, едиными устами и единым сердцем несомненно взываем, обращаясь к нему: святителю отче Николае, моли Бога о нас!             Для нашего же храма этот святой и благословенный день, который для каждого православного христианина является радостным и торжественным умножается и увеличивается по нескольким поводам. Во-первых, потому что один из пределов нашего святого храма посвящен этому святому угоднику Божию.

К слову говоря, я однажды захотел посчитать сколько в современной Москве (я не говорю о дореволюционной, потому что это намерение было бы наверное совершенно безнадежным и невыполнимым), так вот сколько в современной Москве храмов, посвященных святителю Николаю. Я насчитал более трех десятков действующих храмов, а сколько их было поругано, разрушено, уничтожено, но даже тридцать храмов, даже с избытком тридцать, и те говорят о том, какая удивительная любовь к этому святому угоднику Божьему сохраняется в сердце православного человека. А в наших храмах есть по несколько алтарей, по несколько пределов, потому что наши благочестивые предки мыслили в категориях того, чтобы память прославлялась не только одного какого-то святого, но и еще иных, чтимых и празднуемых угодников Божиих. Наши благочестивые предки решили, что в нашем храме в честь Царицы Небесной и иконы Ея чудотворныя Тихвинския должно быть алтарю, посвященному святителю и чудотворцу Николаю. Поэтому для нас сегодняшний день сугубый и является престольным праздником нашего святого храма.

Но не только этим ограничивается радость наших сердец, а еще и тем, что два священнослужителя нашего храма носят имя этого дивного святого угодника Божьего – отец протоиерей Николай и отец диакон Николай. Я думаю, они сейчас выйдут и вы еще раз насладитесь тем, что еще раз их увидите на этом церковном амвоне. Нам духовенству очень трудно иногда разделять этих двух служителей, потому что имя, как правило, если его носят несколько человек, вносит определенную путаницу. Слышим, отец Николай, сразу возникает вопрос, какой? Мы называем старший и младший, старший отец Николай протоиерей и младший совсем молодой диакон Николай. Мы сердечно их поздравляем с днем их небесного покровителя, у них такой великий покровитель, недаром его имя переводится с греческого как «победитель народов».

Нам, всем священнослужителям нашего храма, хотелось бы поздравить дорогих сослужителей наших, отцов Николаев, с тем, чтобы они побеждали своею жизнью, Христоподражательной, Христоименитой, все те человеческие, каждому из нас, к сожалению, свойственные немощи и недостатки, чтобы они побеждая всё это, соделывались наследниками вечной радости и близости со Христом и Господом. Выше пастырского служения, которое избрали наши дорогие именинники, ничего нет на земле, и поэтому я от лица всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю их с этим замечательным днем их небесного покровителя, и хочу привести пример, уже очень часто употребляющийся и поэтому всем конечно же знакомый, но мне хотелось бы сегодня вновь его употребить, потому что мне он кажется очень убедительным и очень важным.

Очень часто священника в его служении сравнивают со светильником, со свечой, но любая лампада не способна гореть, если она не будем наполнена елеем, который позволяет этому светильнику гореть, согревать и освещать. Этим елеем являются молитвы паствы и народа Божьего. Потому поздравляя сегодня наших дорогих именинников с днем их небесного покровителя, желаю им многой помощи Божией, здравия душевного и телесного и возрастания, и восхождения от силы в силу в их духоносном служении.

Просим и вас, дорогие братья и сестры, чтобы вы их всегда поминали в ваших святых молитвах, наших дорогих именинников и всех нас недостойных. Эти святые просфоры, которые сегодня свидетельствуют о нашей молитве за дорогих именинников будут, наверное, самым главным поздравлением, потому что нет ничего выше молитвы. Дорогой отец Николай и дорогой отец Николай! Эти просфоры говорят о нашей молитве за вас, а эти цветы являются выражением нашей братской любви к вам и пожеланием помощи Божией и всяческого благополучия вам в многотрудном пастырском служении. Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Аминь.