Проповедь в день памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла

Апостол Пётр – удивительная личность, человек, который был призван от рыбарских мрежей к апостольскому служению. Когда Христос повелел ему с его друзьями, закинуть сети одесную сторону корабля и продолжить тот безуспешный лов, который они совершали в течение всей минувшей ночи, Петр всё же идёт по пути послушания и исполняет повеление Христа, хотя, казалось бы, вся ночь, самое лучшее время для рыбной ловли уже минуло. Господь пришел на берег Геннисаретского озера и увидел этих уставших, раздражённых, быть может, рыбаков, которые трудились всю ночь и безуспешно, не уловив не единой рыбки из этого озера, и тут они слышат повеление какого-то незнакомого им Человека, Который повелевает им: отплывите на середину озера и забросьте вновь сети в озеро. Несмотря на всю усталость, изнурённость, Петр поспешает исполнить повеление этого дивного Мужа, Которого не знает, но вместе с тем, перед Которым благоговеет, ибо Он, этот благословенный Муж, говорит не как книжники и фарисеи, но как власть имеющий, и потому он отвечает: По слову Твоему я это сделаю, Учитель. И забрасывает сети. И от этого чудесного лова рыб, которого ни до того, ни после того никто никогда не видел, он уверовал в Господа и, выйдя из лодки с этим необыкновенный уловом рыбы, он говорит: Господи, выйди от меня, ибо я грешный человек.

Пётр свидетельствует о своём недостоинстве, о своём несовершенстве, о своей греховности и даже о несовместимости с тем, чтобы быть рядом со Христом, ибо  его слова подчёркивают это: «Господи, выйди от меня, ибо я грешный человек». А Господь ему говорит оставить эти мрежи, оставить этот необыкновенный улов рыбы, который мог бы обеспечить Петра и всю его семью на многие годы. Он оставляет и, забыв обо всём, следует за Христом, ибо Господь говорит ему: Отныне, Я сделаю тебя ловцом человеков. И тот становится именно этим духовным рыбарем, который в духовные сети Царствия Небесного улавливает души людей, с тем, чтобы, уловив их евангельской проповедью, соделать их наследниками вечной жизни и Царствия Небесного. 

Тот же самый Пётр, на том же самом Геннисаретском озере, или Тивериадском озере, что одно и тоже, увидев Христа, шествующего по воде как посуху во время обуревания моря, говорит и просит: Господи, повели мне идти вслед за Тобою! И Господь повелевает ему, и Пётр делает несколько шагов по бушующей поверхности моря и, начиная утопать, взывает ко Христу: Господи, спаси меня! И Господь протягивает ему Свою Божественную десницу, говоря: Зачем ты усомнился, маловерный. 

Мы встречаем Петра во многих евангельских рассказах, тогда, когда Господь возвёл учеников Своих на гору Фавор, где они узрели своими глазами то, что невозможно узреть естеству человеческому – они узрели свет невечерний, свет пребожественный, они увидели Христа в Его Божественном величии и могуществе. И настолько эта благодать коснулась Петра, что он, как не могущий более ничего произнести, воскликнул: Господи! как хорошо нам здесь быть! Позволь нам остаться здесь навсегда. Он тогда ещё не понимал и не осознавал того, чтобы остаться на Фаворской горе, необходимо было бы прежде взойти на гору Голгофу и там, сораспявшись Христу и совоскреснув Ему, насладиться неизреченного небесного радования на Фаворе. 

Необыкновенная, превосходящая всякое человеческое представление, радость о Господе переполняет сердце ученика Христова, и вместе с тем, тот же самый Пётр божится и клянётся Господу, что если даже все отвернутся от Христа, он будет преданным и верным Ему. Но, не прокричавши петуху поутру, он трижды отрекается от Христа и плакася горько отходит вон от Христа. 

Вот такой порывистый, такой эмоциональный, такой экспрессивный, как бы мы сказали сегодня, человек. Но только лишь о темпераменте человеческом мы говорим, воспоминая личность апостола Петра? Отнюдь нет, а прежде всего о том внутреннем сердечном горении, которое наполняло сердце этого человека. И если даже он, будучи порывистым и не способным свои силы человеческие рассчитывать с тем, на что он был бы готов, и даже отрекшись от Христа, он всё же кается, плачет горько о своём предательстве, о своём отречении от Господа. И Господь не лишает его радости покаяния и плодов этого покаяния, ибо трижды уже после Своего Воскресения Господь вопрошает его: Симоне Ионин, любиши ли Меня паче сих? На что Пётр с радостью и ликованием восклицает: Ей, Господи, Ты веси, что я люблю Тя. И Господь посылает его на паству Своих овец, пасти словесное стадо, предрекая вместе с тем какою смертью он умрёт, смертью подобною той, которую Господь вкусил ради нас и ради нашего спасения. Вспомним о самом дне Воскресения Христова, помните, мы читаем это на воскресных утренних Евангелиях. Когда все шли ко гробу, о Петре сказано иначе, он бежал ко гробу, ибо он стремился своими глазами узреть то, о чём Господь говорил и предрекал – о Своём Воскресении. Все прочие шли, пусть и торопились, но Пётр бежал сломя голову, чтобы первым увидеть, удостовериться. Вот таково было горение сердца этого дивного последователя Христа. 

А уж что касается его служения апостольского, конечно же, есть очень яркие, удивительные эпизоды, повествующие даже в Священном Писании о его апостольском подвиге. В Книге Деяний апостольских мы обнаруживаем несколько таких моментов. В частности тогда, когда от проповеди Петра уверовало сначала  три тысячи человек, – вдумайтесь в эту цифру! Человек неграмотный, обыкновенный рыбак, какую твёрдость духа, какую власть он получил от Христа, что люди не могли противиться Божественным глаголам в его устах. В другой раз после проповеди апостола Петра уверовало пять тысяч человек, свидетельствует Священное Писание. 

Но мне хотелось бы обратить ваше внимание несколько подробней на замечательный эпизод, который описывается в десятой главе книги Деяний, когда некий римский сотник по имени Корнилий, командовавший гарнизоном воинов в захолустном городке, в прибрежной Кесарии, просил, по особому откровению свыше, чтобы в его дом пригласили апостола Петра. А тот находился в Иоппии, это древнее название сегодняшней Яффы, тоже прибрежного городка на Средиземном море. И вот, Пётр пришел и всего несколько слов сказал Корнилию и домашним его, и они уверовали в Господа и крестились. 

Это событие, о котором повествует Священное Писание, является поворотным моментом в истории рода человеческого, потому что это были первые язычники, которые приняли Христа. Это были не иудеи, которым было вполне органично уверовать во Христа, потому что Христос Господь пришёл из этого народа и явил  Божественную власть всем видевшим Его. Но это были уже люди совершенно иной культуры и иных религиозных представлений. Это были язычники. В лице сотника Корнилия они признают Христа, и уже после этого начинается проповедь в мире язычников, о чём говорит апостол Павел, ныне празднуемый вместе с апостолом Петром, святой угодник Божий. 

Вспомним первую главу первого послания к Коринфянам, где Павел говорит о том, что слово крестное для погибающих юродство, т.е. безумие, а для нас спасаемых – сила Божия: Я проповедую вам Христа распята и Христа воскресшего, для иудеев соблазн, – потому что они соблазняются таким Мессией, они не такого себе мыслили и представляли Спасителя, каковым явил себя Христос, – а для язычников, для эллинов, безумие, – ибо как может Бог, которого проповедуют христиане, взойти на крест и позорною смертью умереть на кресте — как понимает это языческий мир. И, однако же, в лице сотника Корнилия язычники принимают благую весть о Христе и уже с этого момента, повторяю, начинается благовестие всему миру о Христе распятом и о Христе воскресшем. 

Вот мы коснулись с вами второй личности празднуемых ныне святых, святого апостола Павла, который входит в наше сознание на страницах Священного Писания как юноша Савл. О нём упоминается уже в седьмой главе книги Деяний, когда произносил вдохновенные свои глаголы первомученик архидиакон Стефан, а иудеи в синедрионе, беснуясь от бессильной злобы от всего того, что он проповедовал, бросаются на него и побивают его камнями. 

Как сказано, они свои одежды, чтобы не мешали им усерднее избивать этого проповедника Христова, складывают у ног юноши Савла, гордого, надменного фанатика, который лишь об одном мыслил, чтобы жить ради славы того ветхозаветного Бога, в которого он веровал и веры в Него, которой был обучен с детства, учась у ног Гамалеила премудрого. 

Именно этот Савл, вдохновляемый совершающимся на его глазах убийством архидиакона Стефана, поспешает в Дамаск, с тем, чтобы там возглавить и организовать масштабное гонение на христиан. И тогда Господь в этом самом, казалось бы, уже твёрдом его намерении и решимости истреблять христиан улавливает его в сети Своего спасения, ибо Он является ему на пути в Дамаск и вопрошает его: Савл, Савл, почему ты гонишь Меня? – Кто Ты? – ослеплённый от необыкновенного, пачеестественного сияния Савл вопрошает к небу. Откуда слышит необыкновенный, громоподобный голос: Я – Иисус, Которого ты гонишь, – слышит Савл. — Что мне делать Господи? И в ответ получает то послушание, которое он исполнит в течение всей своей жизни – свидетельствовать о правде Христовой всему миру. 

Апостол Пётр, начавший своё апостольское служение с крещения Корнилия сотника, и тем самым положивший начало обращения ко Христу языческого мира, как бы вручает это послушание своему собрату духовному, ещё пока Савлу, но в последствии Павлу, с тем, чтобы он был уже проповедником языческого мира, сам оставаясь проповедником среди своих собратьев иудеев. 

Вся их жизнь была  исполнена горящего, пламенеющего служения Господу. Казалось бы, Савл, к слову говоря, это производное от более знакомого нам в ветхозаветном контексте имени Саул, это имя апостола, и Павел – это тоже его имя и вовсе данное ему не при крещении, как неверно думают некоторые. 

В действительности традицией того времени было давать несколько имён человеку, Павел это более европейское звучание, поэтому его звали Саул- Павел, и уже потом, поскольку он уже проповедовал в пределах языческого мира Римской империи, в центре её, там он уже фигурирует как Павел, поэтому одновременно и Саул, и Павел. Проповедники часто говорят, что был ветхозаветный Савл, и родился новозаветный Павел, и в этом смысле мы нисколько не погрешаем, называя Савла Павлом. 

Так вот, двоицу этих братьев Христовых, мы сегодня чествуем и прославляем, и празднуем их святой подвиг, подвиг верности Христу и проповеди о Господе. 

Невозможно даже в границах самого пространного поучения охватить, осмыслить жизнь этих святых угодников Божиих, не существует таких человеческих способностей, чтобы это выразить. Но вместе с тем, хотя бы обзорно, некоторые вехи жития этих сподвижников благочестия мы с вами сегодня попытались охватить. 

Самое основное, что, в общем-то, послужило к всецерковному, почти уже двухтысячелетнему их прославлению и празднованию является то, что они пострадали за Христа в один день, вкусив мученическую смерть 29 июля 67 года по Рождестве Христовом, то есть по календарю юлианскому, а нашим сознанием воспринимаемом как церковным календарем, а по новому, т.н. григорианскому стилю – 12 июля, то есть сегодня. 

Апостол Пётр и апостол Павел, будучи арестованными как руководители христианского движения в Риме, были приговорены к смертной казни. Мы знаем с вами эти удивительные подробности, мы знаем о том, что Пётр, тоже проявив некое малодушие, уступив увещаниям своих учеников, своей паствы уберечь себя с тем, чтобы многих еще привести ко Христу, пытался уйти из Рима, когда увидел идущего ему навстречу Господа и Спасителя Иисуса  Христа. 

Прекрасно понимаю, что эту историю знают все и слышали её тысячу раз, но вместе с тем, она настолько трогательна, настолько умилительна, что невозможно не сказать, как за пределами Рима, на так называемой Аппиевой дороге, которая до сегодняшнего дня сохранилась и также упоминается в Священном Писании, в частности в последней 28 главе книги Деяний. Аппиева площадь и Аппиева дорога известны прежде всего тем, что император Нерон в то самое время, о котором мы с вами сегодня говорим и которое воспоминаем, развязав беспрецедентное до того времени гонение на христиан, водружал на этой дороге кресты с распятыми на них христианами и поджигал их. 

Идя, именно по этой дороге, апостол Пётр встретил Господа, Который шёл ему навстречу в том самом уничижённом  виде, в котором Петр Его видел, когда Он был предан Иудой и был приговорён к распятию. Увидев Христа, идущего в багрянице, в терновом венце, окровавленного, избиенного, Петр ужаснулся и спросил у Него: Quo vadis, Domini? Что по-славянски звучит: Камо грядеши, Господи? то есть куда идёшь, Господи? На что Христос отвечал ему: Я иду в Рим вместо тебя умереть. 

И тогда ужаснулся Пётр, что он вторично отрекается от Христа, и это видение исчезло. Он уже не видел Господа, но он обратился вспять и вернулся в Рим и отдал сам себя тем, кто поставил даже высокую цену за поимку Петра. Он сам вручил себя им и был распят на кресте как простолюдин, ибо смерть на кресте была смертью для простолюдина. Когда его приговорили к смертной казне, он попросил, чтобы его распяли вниз головой, ибо посчитал себя недостойным умереть так, как умер его Господь и Владыка. 

Вот это удивительное, совершенно необыкновенное чудо. На месте встречи Господа и апостола Петра остались следы ног Христа, две стопы отпечатались на камне, так как если бы оставили на мягком воске печать. В том месте, где стоял Господь и где спрашивал Его Петр: Камо грядеши, Господи? 

Вот такая совершенно поразительная история.

Пётр сначала был арестован и посажен в Мамертинскую темницу. 

В то время апостол Павел тоже был арестован, но он имел статус и положение римского гражданина, а это давало очень широкие права и возможности, и поэтому его приговорили к смертной казне, не как простолюдина через распятие на кресте, но через усечение мечом, как это делали с аристократами, если те приговаривались к смертной казни. 

Его тоже посадили в ту же самую Мамертинскую тюрьму в центре Рима, это недалеко от Колизея, и до сегодняшнего дня эта темница сохранилась, и там даже показывают место, где они сидели. Последнюю ночь их земной жизни они провели вместе в этой темнице, прикованными кандалами. Они там крестили темничного стража, подобно тому, как апостол Павел крестил темничного стража, о чём описывается 16-ой главе в книге Деяний апостольских. 

Даже в последнюю ночь своего земного пребывания они благовествовали Христа и Господа. А утром, эти два брата духовных, обнявшись, попрощавшись здесь на земле и уверившие друг друга в скором свидании на небе, расстались, и Пётр был уведён в одно место, где был распят на кресте, как об этом было сказано. А Павел был уведён за стены города, и там тоже существует храм, построенный на месте казни апостола Павла, он называется Сан-Пауло фуори ле Мура, то есть святого Павла за городом или правильнее сказать, за стенами. 

А еще есть храм, он так и называется  Тре фонтане, то есть Три фонтана, потому что на этом месте стоял эшафот, где отрубили голову святому Павлу, и голова, покатившись по ступеням этого эшафота, трижды ударилась о землю, и забили три фонтана. До сегодняшнего дня существуют и три фонтана и храм, построенный на месте мученической смерти апостола Павла. 

Таких дивных угодников Божьих, дорогие братья и сестры, мы сегодня празднуем и прославляем. И то, о чём хотелось бы сказать в итоге всего сегодня сказанного – это пламенное горение любви ко Христу, которое переполняло сердца первоверховных апостолов и Петра и Павла. 

Мы видим с вами убедительную картину, эти люди, отнюдь не сверхчеловеки. Они подобные нам, подобострастные нам люди, с такими же немощами, с такими же внутренними колебаниями и сомнениями. 

Мы видим с вами, сколько противоречий в личности апостола Петра, он даже от Христа отрекается. Павел гонит Христа. 

Но вместе с тем, это показывает нам то, чтобы мы не отчаивались в деле своего спасения, несмотря ни на какие свои немощи, ни на какие внутренние противоречия, сомнения, падения и прочее. 

Чтобы мы находили в себе мужество восставать, каяться в своих грехах и вновь идти вслед за Господом, ибо этому научают нас святые первоверховные апостолы Пётр и Павел. 

И чтобы мы прежде всего стремились к тому, чтобы горение этого пламени любви ко Христу, свойственное им в их земной жизни, было уделом и нашего сердца, чтобы наше сердце горело любовью к Господу, чтобы мы всегда возгревали это пламя верности Христу своей жизнью. Чтобы через это горение, пускай даже какими-то чуждыми и инородными силами, пытающимися угасить его, должно быть постоянно оберегаемо и охраняемо в нашем сердце. 

И мы сегодня, прославляя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, взирая на их святую жизнь, на их святой подвиг, должны подражать им и не дать тёмным силам, чёрным силам, погасить огонь Христовой веры, зиждущийся в наших сердцах.

В чём да помогут всем нам, дорогие братья и сестры, ныне празднуемые святые Богоглаголевые первоверховные апостолы Пётр и Павел.

Их же святыми и Богоприятными молитвами, Господи, Иисусе Христе Боже наш, Богородицею помилуй нас. Аминь.

Протоиерей Георгий Гуторов