Проповедь в день празднования Собора великих учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

И неслучайно христианское сознание навсегда соединило эти имена – «апостолов единонравных и учителей Вселенной». Бесконечными дарованиями блистали эти великие мужи, оставившие нам замечательные свои творения. Но прославлены они в веках не только как великие иерархи, глубокие церковные писатели, мудрые учителя и добрые руководители паствы, но и как христиане, обладавшие замечательным даром милосердия, считавшие милость врачевством для души, а немилосердие и жестокость – самым тяжким и непростительным грехом.

Какой Божественный мир, какую свободу духа имели они! Какая полнота благодати была в них, какая пламенная любовь к Богу и ближним! Это и о них сказал Господь: Вы – свет мира (Мф. 5, 14), ибо до сих пор неоскудевающе светят миру эти три великих светила Церкви. За святую жизнь Господь возвысил их и поставил, как светильники на свещнице, чтобы входящие видели свет (Лк. 11, 38), а их исполненные благодати слова и поучения просветили всю вселенную, соделав святителей подобным Апостолам. И самое лучшее почитание памяти святых отцов – следование их примеру, подражание их вере и благочестию.

И тот день, когда творится Церковью память Вселенских учителей и Великих богословов, посвящён также прославлению и самого богословия как служения Церкви, как особого образа любви к Богу, которую надлежит осуществлять не только всем сердцем и всею душою, но и всем разумением своим (Мф. 22, 37). Оно есть особый дар духовный, ибо в числе других даров даётся Духом слово мудрости и знания (1 Кор. 12, 8), и, соответственно сему, иных Бог поставил учителями в Церкви (1 Кор. 12, 28). Не все призваны к учительству, но всем христианам вверено учение, соблюдаемое как предание церковное, священные догматы веры.

Вселенские учители и святители учат нас не только богословию, имеющему руководящее значение для своего времени и сохраняющему авторитет для всех времён в истории Церкви, но ещё более и самому богословствованию. Они являют собой, в чём сила и источник богословского вдохновения. И важнейшим в этих образах является то, что Вселенские учители есть святые, прославленные Церковью. Все христиане призваны к святости и являют её собой в меру христианской жизни. И от каждого требуется на этом пути воля к святости, её хранение через принятие и усвоение святейшей силы Церкви. Это значит, прежде всего, что началом и источником богословского вдохновения должна быть молитвенная жизнь, освещённая Таинством Церкви, жизнь во Христе со стремлением стяжать Духа Святого, живая и личная любовь к Богу.

Не случайно и то, что Вселенские учители при своей возвышенности и силе их пастырского богословского труда являются ещё и литургистами, носителями молитвенного вдохновения. Не говоря уже о том, что имена двух из них связаны с особым изложением Божественной литургии, носящим их имена – святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. А сколько молитв или последований обязано своим существованием их собственному вдохновению! Богословствование в них переходит в молитвенный гимн, а последний снова вливается в богословие – черта в высшей степени важная и знаменательная. Господь хочет от нас любви к Нему всем разумением, а не краем лишь поверхностного ума, избегающего усилия. Можно сказать, что Вселенские учители являют нам образ и научной совести, которая повелевает узнать всё, что можно узнать, и изучать всё, что лишь доступно изучению, для углубления в избранном вопросе.

Есть и ещё одна драгоценная черта в образе Вселенских учителей. Все они, каждый по­своему (в особенности же святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст), являются не только мыслителями и учёными, но и художниками мысли и слова, которые богословские созерцания превращали в достижения искусства, поэзию понятий. В их творчестве чувствуется не только молитвенное, но и художественное вдохновение и напряжение. Вспомним неотразимую красоту и особую проникновенность «Слов» святителя Григория Богослова, которые не только убеждают, но и пленяют. Вспомним его религиозную лирику, в которой искала себя выразить его пламенная душа. Вспомним словесное искусство «златоустого» проповедника, которому дано было восхвалить Святую Пасху, выразить торжество её не на человеческом, но как бы на сверхчеловеческом языке, словом поистине боговдохновенным. Вспомним красоту священнических молитв в Литургии Василия Великого, в которых возвышенное богословие соединяется с потрясающей величавостью словесного выражения и молитвенного вдохновения. Это свидетельства того, что и художественный дар может быть посвящён богословию и может принести ему свои богатства, ибо церковное вдохновение неразделимо связано с художественным в своём служении небесной красоте Царствия Божия, в его искании.

Не менее важно и характерно ещё и то, что учители Вселенские в своём иерархическом служении являлись деятельными устроителями церковной жизни, хранителями церковного строя, составителями и блюстителями правил церковных, также и для иноческого общежития. Своею жизнью и трудами Вселенские учители восславили подвиг богомыслия как пути к боговедению, о котором сказано самим Словом Воплощённым: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Аминь.