Проповедь в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи

 

Смерть человека всегда по земным представлениям несет в себе особый трагизм, и наверное отчасти это справедливо, потому что жизнь человека прерывается, тем более, если эта жизнь прерывается насильно. Какие же ещё могут быть переживаемые в это время человеком чувства, кроме горечи, трагизма и печали, но для христианина совершенно иным содержанием наполняется то, что призывает его к празднованию того или иного святого угодника Божия, тем более мученика Христова. Того, кто жизнь свою отдал за свои Христоименитые убеждения. Сегодня именно таковой день, с одной стороны, мы празднуем и величаем великого из рожденных женами, как называет его Сам Господь и Владыка, и вместе с тем сегодня Церковь полагает на всех нас пост. Несмотря на то, что день сегодня воскресный, праздничный, радостный, мы облекаемся в некий траур и в некую скорбь, и поэтому устав церковный предполагает сегодня воздержание от скоромной пищи, от каких бы то ни было развлечений и праздного времяпрепровождения.

Мы сегодня воспоминаем, и об этом подробно говорилось в евангельском повествовании, смерть великого во святых, последнего ветхозаветного пророка и первого мученика Нового Завета, Иоанна Крестителя. Мы слышали о том, как Ирод царь заключил его в темницу, за то что он бесстрашно и безбоязненно обличал пороки, греховную и беззаконную жизнь царя. Сложно себе представить, чтобы кто-нибудь мог в лицо обличать правителя страны, говорить бесстрашно о всём том зле и беззаконии, которое тот творит и призывать его к покаянию. Нам очень трудно это представить, но именно так, Иоанн Креститель бесстрашно обличал безумие и беззаконие правителя.

Казалось бы, правитель, стоящий над народом, он имеет полноту власти и может делать всё, что желает и всё, что ему захочется, но это безбожная, безумная и лживая мысль, поскольку правитель прежде всего должен быть примером для своего народа. В первую очередь нравственным примером, потому что если он являет пример безнравственности, то чего ждать от его подчиненных, от тех людей, которые вверены его правлению.

Так вот Ирод творил беззаконие на глазах у всего народа. В Священном Писании нередко звучит это имя – Ирод. Оно родовое, это не просто фамилия — это целая династия правителей. Мы знаем с вами в контексте празднования Рождества Христова об отце того Ирода, который сегодня воспоминается в свете усекновения главы Иоанна Предтечи.

Родоначальником этой царской династии был Ирод Антипатр, тот самый которого называют историки Великим, великим прежде всего по той степени жестокости и кровожадности, которая была свойственна этому человеку. Именно он отдал чудовищный, страшный приказ об уничтожении 14 тысяч вифлеемских младенцев, услышав о рождении Спасителя мира. Даже такой жестокосердный и беспощадный тиран, как император римский Тиверий, который был современником этих событий и земной жизни нашего Спасителя, и тот однажды сказал: у Ирода лучше быть свиньей, чем его сыном. Здесь имеется ввиду то, что Ирод убил трех своих сыновей, беспощадно, и прежде всего потому, что они когда-то должны были наследовать его престол.

Другой Ирод, тот, о котором мы сегодня с вами слышали в Евангелии, это его сын, который не отличался той степенью жестокосердия и кровожадности, которая была свойственна его отцу, но он был человеком совершенно иных порочных качеств. Он был человеком развратным, человеком безнравственным, ему были свойственны низменные пороки и страсти, и об этом говорит то преступление, которому он послужил виновником.

Когда выше упомянутый император Тиверий призвал Ирода к себе в Рим, из-за многочисленных жалоб, поступавших на него как на четвертовластника, то Ирод расположился в Риме не в гостиничных палатах, а у своего сводного брата Филиппа. И когда все судебные тяжбы с императором закончились в пользу Ирода, тогда Ирод в свойственной ему низменной манере «отблагодарил» прещедро своего сводного брата Филиппа. Он, обольстив его жену, Иродиаду, увез ее вместе с собою в Палестину. Но ему было мало этого премерзкого, чудовищного, гнусного поступка, он нашел возможность, чтобы и его самого, т.е. брата Филиппа, заключить в темницу.

Против этого беззакония, этого страшного, всенародного прелюбодеяния Иоанн Предтеча выступил с беспощадной обличительной проповедью перед царем, и он сказал ему в глаза, увидев его: не должно тебе брать жену брата своего. За это беснующаяся Иродиада, преступная сожительница Ирода, стала требовать у своего блудного сожителя, чтобы он заключил в темницу Иоанна Крестителя. Безвольный, малодушный, тщедушный Ирод послушался слов своей сожительницы и заключил Иоанна Крестителя в темницу. Но той было мало, жажда злобы и ненависть не успокаивались в сердце этой нечестивой, беззаконной женщины. Неслучайно святитель Иоанн Златоуст произносит такие страшные слова, он говорит, что гнев злой женщины хуже гнева драконов.

Действительно, Иродиада ожидала очень долго и терпеливо своего часа, и этот час наступил. Ирод праздновал день своего рождения, и когда уже опьяневшие, одурманившие себя винными парами гости нечестивого блудника Ирода находились в состоянии, в каком обычно находятся пьяные, потерявшие рассудок, или точнее сказать, потерявшие остатки здравого смысла люди, наступила ее очередь. Она внушила нисколько не отличающейся по нравственным качествам своей дочери, чтобы та вышла к этому пьяному сборищу и угодила им блудной пляской. Саломия, так звали эту дщерь, достойную дочь своей матери,  вышла в пиршественную залу и стала обольщать, соблазняя бесстыдными плясками пьяных мужчин, там находившихся. И они настолько были обезумевшими от всего того, что видели своими глазами, что главный из них, а именно Ирод, потерявший остатки рассудка, обезумевший от  виденного, стал ей обещать всё, чего она не пожелала бы, даже до полцарства.

Это было пьяное бахвальство, потому что Ирод не обладал никаким царством вовсе. Римские гарнизоны стояли во всех городах Палестины, и Ирод был номинальным царем, он просто лишь считался таковым, в традиции только, но не более того, никакой фактической власти он не имел. Тем не менее в этом пьяном угаре он стал обещать то, что ему абсолютно не принадлежало, повторяю, даже до полцарства. И тогда, услышав это обещание, которое было подтверждено клятвою, Саломия поспешно побежала к своей матери и сказала: вот он обещает мне всё, чего бы я не пожелала, даже до полцарствия, чего просить мне у него? И та с готовностью ей отвечала, потому что долго ждала своего часа: головы Иоанна Крестителя. И Саломия с поспешностью вернулась в эту пиршественную залу и сказала: сейчас и здесь желаю, чтобы на блюде принесли голову Иоанна Крестителя, это моя цена за то удовольствие, которое я вам принесла и доставила.

Как говорит Евангелие, опечалился царь, потому что не ожидал такого исхода, он был распутником, он был развратником, он был человеком ничтожным, малодушным, трусливым, но никак не ожидал, что так может закончиться день его рождения. Может в силу того, что он был трусливым и малодушным, поэтому и не мог решительно расправиться с Иоанном Предтечей, но поскольку клятвою подтвердил свое обещание, он уже не мог взять обратно своего слова.

И вот тогда послал палача, чтобы он пошел в темницу и исполнил требование этой блудной плясовицы. С поспешностью было исполнено это поручение, и пиршественная зала наполнилась еще одним блюдом, блюдом с окровавленной головой великого праведника. Обезглавлен Иоанн Креститель, уже похолодевшее чело, мертвый человек, глава только лишь, но он отверз свои глаза и воззрел последним своим взглядом на Ирода и сказал: не должно тебе брать жены брата твоего Филиппа. Это голова была отнесена Иродиаде, и как об этом свидетельствует Предание, она большой, огромной иглой стала колоть язык праведника, которым он обличал этих нечестивых прелюбодеев.

Мне посчастливилось видеть лицевую сторону нетленной главы Иоанна Крестителя, которая находится во французском городе Амьене. Когда-то крестоносцы похитили эту святыню из Константинополя, где она хранилась в храме святых Двенадцати апостолов, и вывезли ее в Западную Европу. Это нетленное лицо, оно сохранилось, там даже есть остатки кожи, так вот представьте себе, на нем сохранилась рваная рана рядом с верхней губой.  Является очевидным то, с каким остервенением Иродиада расправлялась с ненавистным ей Иоанном Предтечей, эта рана и сейчас заметна на лице великого праведника, великого Предтечи Христова.

Святитель Иоанн Златоуст в знаменитой своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Крестителя произнес многим здесь стоящим знакомые слова, он начал свою проповедь так: вновь пляшет Иродиада, вновь беснуется, вновь ждет головы Иоанновой. Действительно так. Мы с вами, дорогие братья и сестры, в таком духовном мистическом переживании сегодняшнего праздника можем увидеть то, что касается каждого из нас непосредственно. Это не просто историческое евангельское событие, это ещё и событие, имеющее прямое отношение к каждому из нас.

Святые отцы говорят о том, что Евангелие мы прочитываем двояко, мы можем прочитывать его буквально, и мы это делаем, когда читаем или слушаем словеса Божественных письмен евангельских, а еще и духовно, когда мы воспринимаем в духовном смысле то, что Господь открывает нам на страницах Священного Писания. Мы можем с вами увидеть то, что Саломия, та плясовица, которая угодила Ироду, это те страсти, которые обуревают каждого человека, постыдные, греховные, блудные нечистые, хульные. Всевозможные помыслы, горделивые, какие угодно, они своею бесстыдною пляскою пытаются навязать себя каждому человеку. Человек это царь, и от него зависит, как он воспринимает эти навязываемые диаволом помыслы. Он может отвергнуть их, ибо он царь, он властитель, он способен решительно отвергнуть всякое зло, которое пытается навязать себя ему. Но если этот царь пьян, если он бесстыден, если он распущен, если он развратен, разве он способен быть решительным? Этот царь подобен Ироду, который в бесстыдном любовании срамом воспринимает всё это в себя.

Иоанн Креститель в духовном смысле, это наша совесть, которая обличает и говорит: не должно тебе творить неправду, которую Бог не велит тебе творить. И от нас с вами зависит, как мы воспринимаем голос совести, обращенный внутрь нашего сердца. Мы можем заставить его заткнуться и замолчать. Как очень часто это бывает, человек может водкой или вином залить эту совесть, чтобы она безмолвствовала, это тоже один из выходов, когда обличаемая совесть повергается в безмолвие.

А можем не только прислушаться этому голосу своей совести и своего сердца, голосу свыше, а внять ему и отвергнуть всякое постыдное и греховное, всё, что нам навязывается темными силами. А темные силы это есть олицетворение той самой Иродиады, которая пытается поработить человека, его человеческую волю своей темной, злобной, беззаконной волей.

Мы видим сегодня в этом евангельском повествовании удивительные примеры того, кем можем стать человек, избравший путь правды Христовой. Даже если он лишается здесь на земле жизни, то тем не менее он восходит до небес горних, и Бог за следование этой правде дает человеку Царствие Небесное и вечную радость.

А может, подобно Ироду (Господь нам показывает это сегодня), до каких низменных падений  низринуться человек, если он предпочитает жизнь греха, жизнь страсти, жизнь беззакония, жизнь без Бога. Мы видим с вами сегодня страшное, чудовищное, поработившее очень многих и многих людей беззаконие.

Неслучайно за причастным стихом оглашалось послание Святейшего Патриарха Кирилла, обращенное ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, неслучайно в сегодняшний день Святейший Владыка благословил совершать молебное пение об исцелении от недугов пьянства и наркомании, и прочих иных страстей, которые обуревают и связывают наших с вами современников. Потому что грехи, которые предпочитает человек правде Божией, они влекут его непременно в вечную погибель и в вечный мрак, и в нескончаемое мучение. Поэтому сегодня мы, говоря об этих страшных пороках, которые послужили причиной смерти великого праведника, молим Бога, чтобы Господь исцелил и избавил нас, наших сродников, наших соотечественников от этих страшных недугов, от этих страшных пороков, которые омрачают самое сознание человека, лишают его ума и соделывают его нелепым орудием в руках человекоубийцы искони диавола.

Есть такой замечательный пример, который очень многим известен, помните, когда однажды человек, страдавший от страстей всевозможных, которые его обуревали, начал просить диавола, чтобы тот отступил от него, – это очень нелепо, не Бога просить о помощи, а именно лукавого, – тогда диавол говорит ему с готовностью: я тотчас же от тебя отступлю, ты только лишь исполни один из предложенных мною грехов: напейся пьян или убей человека, или блуд сотвори. Что-нибудь одно выбери, сделай, и я от тебя тотчас же отойду. Тот думает: ну убить человека это немыслимо и невозможно, впасть в блуд, грех мерзкий, постыдный и в нравственный смысле мало чем отличающийся от убийства. (Даже так можно поставить вопрос). А напиться чего страшного, ну сегодня напьюсь, завтра протрезвею, ничего особенного не произойдет. Напился. Тут какая-то женщина шла мимо, и он, пьяный человек ведь безрассудный, не имеет ума, он начал приставать к этой женщине, которая ответила ему определенной взаимностью, и он впал с ней в грех. Тут муж этой женщины, на которого восстал этот пьяный человек и убил его, и вместо одного, он совершил всё, что лукавый ему предложил. Вот такая зависимость человека от страстей.

Если человек впадает в страсть пьянства, то он теряет полное понимание происходящего. Неслучайно апостол Павел говорит нам слова, которые всем нам известны: не упивайтесь вином, ибо в нём есть блуд. Заметьте, не какой-то другой грех, а именно этот грех. Потому что пьяный человек теряет стыд, а потеряв стыд, человек теряет всё, он уже ничего не может с собою сделать, он абсолютно себя не контролирует, он является абсолютно открытой, доступной мишенью для любых стрел врага рода человеческого. Это является корнем всех зол или, по крайней мере, очень и очень многих. Если бы Ирод не напился пьян, то наверное не в силу каких-то человеческих достойных качеств, а хотя бы свою трусость и малодушие помнил бы, и наверняка бы не сделал то, что он сделал. Поскольку, потеряв остатки какого бы то ни было контроля над собой, человек готов на всё, что угодно: на любые обещания, на любые клятвы, на любые преступления, на любые беззакония.

Мне еще из детства помнится пример, когда один человек, живший где-то по соседству, шофером работал, пьяным домой приехал, машину поставил, лег спать, его жена уложила, вдруг через десять минут проснулся кем-то внушаемый, сел за руль, поехал на своем самосвале, по дороге сбил детей насмерть, приехал домой, лег спать, а утром его милиция будит, а он даже понять не может, что с ним произошло. Он помнить не помнит, что он натворил. Вот во что превращается пьяный человек — в существо крайне несчастнейшее. Я понимаю, что говорю вещи совершенно банальные поверхностные, очень часто произносимые, и тем не менее, действительно, это очень страшное горе, страшное несчастье и для самого пропойцы-пьяницы, и для его жены несчастной, для его детей. Когда каждый вечер приходит, приползает такое существо напившееся, начинает гонять всех по углам – это всё пьянство и, кроме всего прочего, это грех. Почему апостол Павел говорит: не обманывайтесь, не обольщайте себя, знайте, что ни блудники, ни прелюбодеи, ни убийцы, ни пьяницы, ни воры, ни хищники Царствия Божия не наследуют. Заметьте всё в одном общем синонимическом ряду, и убийцы, и пьяницы, и блудники, и воры, это всё тождественно. Таковые Царствия Небесного не наследуют, говорит апостол Павел.

Мы видим с вами следствие пьянства в сегодняшнем всецерковном воспоминании Усекновении главы Иоанна Крестителя. Помолимся Богу, помолимся Его Пречистой Матери, помолимся Крестителю Иоанну Господню Предтече, чтобы Господь их святыми, дерзновенными и богоприятными молитвами исцелил и избавил всех тех, кто недугует от этого страшного порока и этого страшного беззакония и греха – пьянства. Чтобы Господь исцелил всех тех, которые недугуют порочною пристрастию блудною, чтобы Господь избавил от всего этого и даровал трезвое, верное понимание всего того, что происходит с человеком в его жизни, чтобы человек всегда помнил, что он не является рабом своих страстей и своих пороков. Чтобы мы всегда помнили, что диавол, по слову апостола Петра, подобно льву рыкающему ходит, ища кого поглотить, поглотить для бездны вечной и вечного страдания, и вечного мучения.

От чего да избавимся все мы благодатию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Божия Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.