Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. О заимодавце

Сегодня мы слышали о том, чему, или вернее кому Господь уподобляет Царствие Небесное, и на это мне хотелось бы обратить ваше внимание. Мы слышим в Евангелии именно это слово: уподобим. Его Господь нередко произносит в той или иной притче, потому что сказать о том, что есть Царствие Небесное, немыслимо и невозможно. Ибо по неложному глаголу апостола Павла, который мы часто вспоминаем: око того не видело, ухо того не слышало, на сердце то не приходило, что Бог уготовил любящим Его. Поэтому рассказать, как там, в Царствии Небесном, невозможно, ибо не достанет никаких человеческих понятий, уж не говоря о словах и разумениях, чтобы охватить ту радость, то неизреченное блаженство, которое Господь уготовил любящим Его. Поэтому Господь говорит: уподобим Царствие Небесное тому или иному. 

Сегодня Он приводит подобие, которое способно человеческому разумению вместить в свое сердце, в свой рассудок. Господь предлагает нечто, благодаря чему мы способны хотя бы отчасти понять, о чём идет речь. Так вот, чему уподобим Царствие Небесное? —  говорит Господь. — Человеку-царю, который захотел испытать своих рабов, своих должников. И вот приводят к нему должника, который был должен ему тьмою тысяч талантов. Кто-то попытался пересчитать на современное денежное исчисление эту сумму, – это несколько миллиардов долларов, т. е. сумма астрономическая, и невозможно себе ее представить. Пусть это будет не десять тысяч, пускай это будет пять тысяч талантов, в любом случае, это сумма, которую невозможно выплатить, невозможно отдать. Тем не менее, таковой должник был приведен к царю, и, узнав о том, что он не способен ему выплатить долг, царь повелевает продать его – самого должника, его жену, его семью в рабство, чтобы они хотя бы таковым образом выплачивали ему свой неоплатный долг. Тогда этот должник пал перед своим государем, рыдал и плакал, стенал и просил хоть какой-то отсрочки, хотя все прекрасно понимают, какую отсрочку ни бери, невозможно этот долг возместить, нигде не взять этих денег, чтобы рассчитаться со своим заимодавцем. И, однако же, происходит необыкновенное – этот государь столь великодушен, столь добр и невзыскателен, что он просто прощает долг, он не дает отсрочки, он не назначает новые сроки выплаты долга, он просто берет и всё прощает, делает так, как будто этого долга не существовало никогда, и отпускает должника с миром. 

Какая радость, какое ликование, какое торжество, внезапно обрушившееся, наполняет сердце этого человека, но здесь мы с вами видим совершенно страшную картину чудовищной неблагодарности, которую мы конечно все прекрасно знаем из этого евангельского повествования и знаем его продолжение и завершение. 

Мы видим то, что этот обрадованный человек, исполненный глубочайшего снисхождения к нему и милосердия его заимодавца, бежит в дом свой, чтобы рассказать об этой радости своим домочадцам. И надо же такому случиться, что по дороге он встречаем своего собственного должника. Не раньше и не позже, а именно сейчас идет некто, кто когда-то ему задолжал сто динариев. 

Опять же обращу ваше внимание на соотношение цифр сегодняшнего Евангельского повествования, т. е. по мере тех денежных эквивалентов, которые были в то античное время, разница в долге, как кто-то опять же подсчитал, была миллион раз. Сумма в сто динариев была меньше не в два раза, не в десять раз, не в сто раз, не в тысячу раз, а в миллион раз, потому что сто динариев, умноженные на миллион, составляли как раз десять тысяч талантов. Талант – это вообще даже не денежная единица, а это мера веса, это кусок золота. Что в соотношении с этой неисчислимой, астрономической суммой, которая была прощена этому человеку, составляли какие-то несчастные сто динариев? Но, однако же, он очень крепко помнил, что у него есть должник, и что он должен был вовремя с ним рассчитаться. Увидя его, он тут же забыл напрочь о том, что еще час назад произошло в царском дворце, когда он умолял и на коленях просил со слезами, чтобы ему прощено было. Об этом он уже забыл, он помнит о своем, и начинает трясти его за грудки, и требует отдать причитающийся ему долг. Тот, в свою очередь, умоляет со слезами: потерпи еще немного, сейчас соберусь силами, подкоплю, уже начал пытаться с тобою рассчитываться… Кому это не знакомо? А тот и слышать ничего не желает, требует долг обратно, потому что все сроки уже прошли. А тому нечем воздать, нечем рассчитаться, и тогда его заимодавец ведет его, – не лень ведь было, –  в тюрьму долговую и требует, чтобы должника оттуда не выпускали, пока тот не рассчитается.

Тогда друзья этого бедняка услышали о том, что первоначально тому заимодавцу был прощен неимоверный долг, а он в свою очередь не захотел простить ничтожно малого долга своему должнику, тогда они пошли к царю и сказали о том, чему были свидетелями. Разгневавшись, и совершенно справедливо, царь велит привести лукавого раба, называя его именно так: лукавый раб! не весь ли долг я тебе простил, почему ты не захотел простить своего должника, который был несоизмеримо меньше тебе должен? На безмолвие своего должника, царь повелел его заточить в темницу до того времени, пока он с ним не рассчитается. 

Так будет с каждым, – говорит Господь, и этим заключается сегодняшнее Евангельское повествование, – кто не простит от сердца своему должнику, – обращаю на это особое внимание, не просто не простит, а от сердца не простит своему должнику. 

Притча прозрачная, совершенно очевидная для каждого из нас. О чём мы сегодня говорим и о чём мы сегодня слышим? Мы слышим о том, что мы должны Богу бесконечно, это даже не десять тысяч талантов, это просто человеческое воприятие хоть как-то воспринимать арифметические величины, и все наши должки, дрязги по отношению к друг другу — это не более чем ничтожная сумма, сто динариев, по сравнению с тем, что мы должны Богу. 

Господь нас научает прощению. Если мы не найдем в себе великодушия и желания простить нашим должникам, нам никогда прощено не будет. Мы должны себе это, как говорится, зарубить на носу. Для нас это должно быть совершенной очевидностью. 

На Афоне есть многовековая традиция, там запрещают причащаться всякому, кто находится во вражде с ближними своими. Мало того, на Афоне во всех монастырях запрещают читать молитву «Отче наш» тому, кто с кем-то находится во вражде, не саму молитву, а ту часть, в которой мы просим оставить нам долги наша, «якоже и мы оставляем должником нашим». 

Как можно молиться Богу, прося у Него прощения своих бесчисленных грехов, взамен не прощая ближним нашим. Это действительно величайшая цена, это величайший труд, поэтому Господь и вменяет нам прощение всех наших грехов, сколько бы их ни было, одним условием, если мы простим должникам нашим. Но подчеркивается, если от сердца простим, не просто что-то процедим сквозь зубы, дескать, да, я тебя прощаю, я должен прощать, но, чтобы глаза мои тебя больше не видели, чтоб духу твоего в жизни моей не было. Разве это прощение? 

Нас никто не обязывает вешаться на шею своему обидчику, но от сердца ради Христа мы должны всем всё простить. Выбор перед каждым из нас: хотим, чтобы мы были прощены Господом, были помилованы, мы должны простить всякого, кто бы он ни был, каким бы он ни был и как бы невыносимо тяжело это было бы сделать. Поэтому мы всегда стоим перед выбором, дорогие братья и сестры. 

Сегодняшнее Евангельское повествование красочно об этом рассказывает, о том, что может быть с каждым из нас. Мы можем оставаться при своей правде, мы очень любим оставаться при своей собственной правоте, мы можем очень легко себя в чём угодно оправдать, мы очень легко находим виновника любых своих неудач и неуспехов, но даже если человек заслуживает к себе отношение отрицательное (просто по-человечески, как с ним можно общаться, как с ним можно какие-то разговоры вести?), но мы и такового должны простить.

Я вам расскажу историю, она недавно произошла, такая история с кем угодно может произойти. Речь идет об одном священнике, очень хорошем. Его папа, тоже священник, уже умер, осталась большая семья, и вот его родная сестра заболела раком, и врачи назначают сумму для лечения в зарубежной клинике, эквивалентную стоимости квартиры в Москве, т. е. огромную сумму. У этого священника таких денег нет, и тут среди его прихожан находится успешный бизнесмен, этот человек много помогал храму, какие-то ремонтные работы оплачивал, и он подходит к батюшке. Не то, чтобы батюшка просил, так получилось, что тот подошел и говорит: батюшка, знаете, у меня есть сумма, – и называет практически ту же самую сумму денег, которая необходима для лечения, – мне просто их деть некуда (есть люди, которым деньги девать некуда). Возьмите, батюшка! А батюшка не знает, как благодарить неожиданного благодетеля, рассказывает, что у него сестра нуждается в лечении. – Берите, пользуйтесь, потом когда-нибудь, будет возможность, рассчитаетесь. 

Одним словом, деньги истрачены, сестра умерла, а у кредитора- заимодавца, который сам эти деньги предложил, дела пошли вкривь и вкось, всё его дело начало пробуксовывать, и у него начались финансовые проблемы, и он приходит и говорит: Батюшка, я вам деньги давал, верните, пожалуйста, не прошу процентов, но деньги нужно вернуть. Батюшка говорит: у меня нет денег, потому что все деньги истрачены на лечение сестры, а сестра умерла. 

– Вы знаете, я человек деловой, — говорит тот, — я вам дал, пожалуйста, верните. 

Представляете, какой кошмар! Этот батюшка обращается к своим братьям и сестрам, те говорят: О чём ты говоришь, у нас многодетные семьи, у нас денег нет, про нас и думать забудь, мы конечно благодарны, что ты хлопотал, ты старался, но ты видишь всё равно бесполезно, так что сам как-то рассчитывайся. У батюшки сердечный приступ, мало того, со стороны заимодавца были подключены так называемые «коллекторы», чтобы из священника деньги выбить. Ну откуда ему взять эти деньги? Вот такая страшная, ужасная история. 

Но какие-то добрые люди нашлись, Господь все-таки помог. Эта история случилась несколько лет назад. Этот священник, он уже не служит, поскольку все эти скорби, обрушившиеся на него, его буквально раздавили, потому что человек хотел помочь своей собственной сестре.

Наверное, этот пример не имеет такого прямого отношения к тому, о чём мы нам сегодня читалось в Евангелии, хотя это имеет отношение к должнику и к тому, кто дает в долг. 

К нам тоже иногда обращаются, к каждому: займи, помоги, выручи. Мы говорим: не могу, не получается, какие-то гарантийные обязательства требуем. Но если мы даем кому-то в долг, мы должны уже знать наперед и быть готовы, ничего не получить обратно, причем не скрываться от того, кто у нас просит, не затыкать свои уши и находить какие-то глупые оправдания: ты знаешь, мне сейчас самому трудновато и прочее. Но если мы даем человеку, и мы не можем не дать, мы должны быть готовы к тому, чтобы покрыть меру этого долга без какого-то ни было ропота, зная, что с нами могут даже не рассчитаться. Вот тогда будет по-христиански.

Господь говорит в Евангелии: Какая вам за то благодать, если вы любите любящих вас, если вы даете взаймы, ожидая, что вам вернут назад. Вот это и есть та мера невыносимого жертвенного служения ближнему своему, ценой которого является Царствие Небесное.

В Царствие Небесное не войти просто так: вот, я так захотел и вошел. Со своими страстями, пороками, со своим раздражением, гневливостью, со своими дурными, скверными наклонностями мы не войдем в Царствие Небесное. Но есть возможность войти в него – это простить всё ближнему своему, вплоть до неоплаченного долга. 

Прости его, потому что по сравнению с тем, чем воздаст тебе Господь, это несоизмеримо совершеннее, и даже ни в какое сравнение не может быть поставлено, потому что все наши дрязги здесь на земле, они закончатся землей, потому что земля еси и в землю отыдеши, – говорит Господь о каждом из нас.  Всё прекратится, какие-то взаимные нестроения, мелочные выяснения отношений, и откроется то, что мы можем только лишь туда с собой унести. 

В ситуации с тем батюшкой, а она доходила до критической, и дело доходило до угроз ему физической расправы. Ему прямо говорили: нас не интересует, кто ты там, поп, или кто, нам деньги нужны, ты же занимал! – Да я не занимал, вы же сами предложили, — отвечал бедный батюшка.  – Мы тебе предложили, ты взял, будь добр рассчитаться! 

протоиерей Георгий Гуторов

Логика безбожного сознания подсказывает, зачем нам нужны эти лишние неприятности, в долги впадать, и зачем этот батюшка так суетился, сестру пытался спасти, все равно она умерла. Тогда получается, что и помогать больным не надо? Но мы должны, забывая себя, не жалея себя, не считаясь с собой, делать всё, чтобы помочь рядом находящемуся с нами человеку, сейчас, не потом: вот я, дескать, потом когда-нибудь помогу. 

Я о себе говорю, идешь к Матронушке по Таганской улице, сколько там бедных, и я уже знаю себя, такое вот лукавство: ладно, думаю, на обратном пути буду идти, подам. А обратно идешь, и нет уже этого человека на твоем обратном пути. Тебе Бог сейчас послал этого человека, сейчас и подай ему, используй эту возможность, потом или человека этого не будет, либо у тебя денег уже не будет, либо ты сам вынужден будешь с рукой протянутой стоять. Т.е. когда нам дает Господь возможность, каждому свою, сейчас и сегодня ее используй, на потом не откладывай, потом у тебя этой возможности уже может не быть. Это правда!

Поэтому, дорогие мои братья и сестры, очень важное сегодняшнее Евангельское повествование, которое мы с вами слышали, оно стучится в двери нашего сердца. Господь пытается уже силою убедить нас потрудиться немного ради ближнего своего, простить ему ради Христа всё, если он твоим должником является, потому что твой долг несравнимо выше того, чем тебе задолжали. 

Мы подходим на исповедь, говорим такие мерзости, такие гадости, такие гнусности, такую из себя выволакиваем погань, скверну в уверенности, что Бог нам всё простит, потому что священник, наделенный властью, говорит: прощаю и разрешаю тя. И мы уходим прощенными и разрешенными от этих грехов, какие бы они ни были бы. 

Благоразумный разбойник на кресте каялся и в последнем своем издыхании первым вошел в Царствие Небесное. Что значит наши мелочные выяснения отношений друг с другом, какими бы они важными нам ни казались? Это всё ничто, это прах в сравнении с тем, что Бог нам с вами прощает. Мы веруем в это и знаем это, и живем этим. И знаем, что немыслимо и невозможно жить на свете, если нет надежды на то, что Господь нас простит, в противном случае вся жизнь обессмыслится. А для этого необходимо самому потрудиться — простить ради Христа всем и всё, как апостол Павел говорит замечательные слова в Послании: сколько это от вас зависит, будьте в мире со всеми людьми. 

Поэтому будем прощать, будем Бога просить, чтобы Господь даровал нам эту благодать, научил нас прощать и молиться за своих недругов, за своих обидчиков, за своих должников, чтобы через прощение их, Господь и нас сподобил прощения и даровал нам через это прощение вечную радость в Царствии Отца Своего Небесного, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.