Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

 

И это действительно золотое правило спасения, потому что открывается Господь для сердца того, кто любит ближнего, как самого себя, и в жизни такого человека постоянно присутствует Дар Божественной Благодати. Но то-то и оно, что Дар Божественной Благодати – это Дар. Его нельзя получить или купить, невозможно заставить Бога низвести на тебя этот Дар. Но часто, к сожалению, в нашей жизни происходит так, что мы всеми силами пытаемся этого достичь путем обмана не только Бога и ближнего, но и самих себя.

Святая Церковь говорит нам: люби ближнего своего и люби Бога, – и мы, часто не разобравшись в учении Церкви – что значит любить ближнего своего и любить Бога – пытаемся ту любовь, которая имеется у нас, обозначить именно как эту правильную, истинную и спасительную любовь. И, договорившись сами с собой о такой любви, мы, как нам кажется, начинаем спасаться. И если человек задаст себе самому вопрос: а любит ли он ближнего? – в ответ он может перечислить столько добрых дел, которые он сделал для того-то дяди или тети, и так далее – за всю жизнь хороших поступков может набраться очень много.

Но чтобы мы не находились в этом заблуждении, не проводили в пустоте свои дни, которые отмерены нам для спасения, а не для игры во спасение, Господь произносит очень жестокие слова, если внимательно в них вдуматься. В Евангелии от Луки мы читаем слово «грешник» (а в Евангелии от Матфея – «мытарь»), но «грешник» – более страшное слово. И вот Господь говорит: «Не уподобляйтесь язычникам или грешникам, потому что они дают взаем, т.е в долг, только тем, от кого ожидают получить. Если вы так поступаете, то какая вам за это благодать, Дар Божественной Благодати, если вы ничего особого не делаете, не выходите за рамки того естественного закона жизни в социуме, который может соблюдать абсолютно любой человек, даже язычник и даже грешник. Если вы любите любящих вас, какая вам награда и какая вам благодать?» (см.: Лк. 6, 32-34).

И вот, если мы внимательно на себя посмотрим, то окажется, что, действительно, все что мы ни делаем, делаем ведь исключительно для того, чтобы впоследствии нам компенсировали нашу любовь, да еще и сторицею: не только нам отдали, допустим, те деньги, которые мы дали в долг, но еще и благодарили нас за это. Может быть, даже в ноги бы к нам упали и прославляли нас как великих спасителей.

А Господь как бы говорит: если ты хочешь проверить свою истинную любовь, свое истинное православие, а значит, в определенном смысле, то спасение, которое есть уже как дар тебе, то, пожалуйста, люби врагов твоих, благословляй проклинающих тебя, твори милостыню ненавидящим тебя – вот истинные критерии истинного христианства. И слыша эти критерии, в уныние может впасть человек, потому что свою душу не обманешь: она понимает, насколько далека от этих простых, но спасительных идеалов.

И вот тогда верующий человек ставит перед собою вопрос: как же все-таки быть, с чего же начать? Ведь когда-то нужно сдвинуться с мертвой точки. А то, что можно так поступать, каждый человек где-то в глубинах своей души чувствует. Господь не случайно говорит: «Будьте как дети» (см.: Мф. 18, 3). Многие помнят, как, будучи детьми, часто идеализировали мир и всех тех, кто их окружает, и готовы были любить всех и вся, и готовы были помогать всем. Казалось, что это осуществимо. Но потом, когда грех вошел в жизнь нашу через суету, оказалось, что все не так просто. Так вот, с чего же начать? Как справиться с этим страшным недугом, который называется, по сути дела, язычество в христианстве, когда мы ведем себя именно как неверующие во Христа люди?

Святая Церковь заповедует нам большое внимание уделять недугу памятозлобия, который гнездится в сердце практически всякого человека, входя туда под каким-либо благовидным предлогом. Чаще всего через самооправдание, когда мы говорим себе, что окружающие нас грешат и они неправы, а я прав. Но какой бы личиной ни стремился прикрыться этот страшный недуг, мы должны очень твердо противостоять ему. Потому что недуг памятозлобия напрямую связан с гордостью человеческой, а гордость – это, по сути дела, и есть то единственное, что мешает человеку покаяние перед Богом приносить. А без покаяния, как мы знаем, спастись нельзя.

И чтобы вывести себя на чистую воду, мы должны внимательно всмотреться в свою жизнь и увидеть, как часто мы запросто, даже не замечая этого, осуждаем наших ближних. Во-первых, мы лицемерим перед Богом, во-вторых, мы развиваем в себе эту страшную страсть – памятозлобие. Тем она и страшна, что мы ее не замечаем, а она, как ржавчина, входит в глубины нашего естества и с течением времени начинает буквально требовать, насилуя наше естество, своего удовлетворения.

Как часто бывает: успокоит нас ближний, условно выражаясь, погладит по головке, вкусно покормит, утешит, одним словом, – и нам хочется жить, хочется всех любить. Но проходит определенное время – у кого-то час, у кого-то день, у кого-то неделя – вроде, никто тебе ничего плохого не сделал, а, условно выражаясь, чешутся кулаки. Так хочется излить на кого-то свой негатив, хочется поучить человека, заставить его поменьше грешить в жизни или делать более правильно те праведные дела, которые он пытается делать, и так без конца.

С чем это связано? Это связано именно с недугом памятозлобия. И для каждого из нас самым важным деланием для того, чтобы справиться с ним и раскрыть в себе возможности истинной любви к нашим ближним, является борьба с грехом осуждения. На него нужно обращать наше пристальное внимание. Иногда люди на исповеди спрашивают: «Как же быть? Я же точно знаю, что он поступает неправильно, тот человек, я не могу его не осудить».

Во-первых, можно и не осуждая помочь человеку – любовью, кротостью, словом, взглядом. Увидев или услышав такую помощь, человек ее оценит, будет благодарен и сам поймет, что он неправ. Во-вторых, можно поступить по-другому. Даже если то, что совершает человек, кажется тебе неправильным, но это никак не отразится на твоем или на его спасении, то просто перетерпи. Пусть будет так. Только помолись об этом человеке и о себе, чтобы Господь помог тебе избавиться от недуга памятозлобия и от греха осуждения.

И ты увидишь, что этот навык иногда претерпевать то, что, по всей вероятности, неправильно, но не неправедно сделано, с течением времени вносит, вводит в сердце удивительный покой Христов, который обращает твои взоры внутрь твоего сердца. И тогда ты начинаешь понимать, что тебе самому есть, чем заниматься, возможно, осудить себя в том или другом недуге или грехе.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем забывать золотое правило спасения, будем почаще вспоминать эти слова нашего Господа – они спасительны, они вводят в наши умы и сердца Дар Благодати, если мы их принимаем. Неслучайно Христос сказал, что блаженны не те, кто только слушают, но те, кто слышат, те, кто творят Его волю (см.: Лк. 11, 28). А воля Господня – вот она, очень проста: любите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в 17-ю Неделю по Пятидесятнице.