Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице.

И вот, мы слышим апостолов, которые просят Христа объяснить эту притчу, она им непонятна. Господь, объясняя, говорит, что речь идет о сердце человеческом. И нам, вроде бы, все становится понятно. Мы думаем в себе самих: слава Богу, в силу того, что я знаю Слово Божие, хожу в храм, постоянно участвую в церковных таинствах, мое сердце – не земля при дороге и не терние, не камни, мое сердце – это добрая почва.

Но добрая почва, как мы знаем из притчи, проверяется и определяется очень простыми критериями: она приносит плоды. В Евангелии от Матфея мы читаем, что одно семя дало урожай во сто крат, иное – в шестьдесят крат, иное – в тридцать (см.: Мф. 13, 8). Но задумаемся: что нужно сделать, чтобы принести плод в тридцать крат? Посмотрим внимательно на себя: хотя бы в два или три раза бóльший плод принесли мы Господу, начиная с того момента, как начали Ему работать, как обратились к вере, или нет? Наверное, ответ будет: нет. А еще Господь говорит, что уподобить доброй земле можно тех, кто в терпении хранит плод и взращивает его (см.: Лк. 8, 15). Вот еще один критерий – терпение Слова Божия и взращивание глаголов Господа в сердце и в жизни своей.

И если быть до конца честными перед собою, то ответить на вопрос: какая же земля есть наше сердце? – мы опять же не сможем однозначно. Потому что очень сложно разграничить эти метафорические понятия: утоптанная земля, камни или терние, нелегко между ними провести «водораздел». Скорее всего, мы должны будем признать, что наше сердце – это все виды почв, вместе взятых и перемешанных между собой, кроме, конечно, последней – доброй почвы. Ибо наше сердце и утоптано, и полно камней жестокосердия, в нем и терние – постоянная суета, которая заглушает абсолютно все Божественное, что в нашей жизни пытается как-то прорасти и пробиться.

Но если поставить главный вопрос: в чем отличие доброй земли от первых трех видов почвы, негодных для посева, – то ответ будет очень простым (правда, он не сразу приходит в голову верующему человеку). Так какое же это отличие? Добрая земля – это та земля, которая была… вспахана. Это та земля, на которую принес землепашец плуг и «вскрыл» ее полностью. И, может быть, до того, как плуг был поставлен на нее, она была землей при дороге, а возможно, там камней было полно или были тернии. Но при вспахивании все это вдруг исчезло: земля разрыхлилась, камни вышли наружу, их можно было просто выбросить вон, тернии потеряли свои корни и перестали расти – вот и все!

Не значит ли это, что каждого из нас Господь призывает озаботиться тем, чтобы сердечко-то свое вспахать. А как его вспахать и чем? Как вспахивает Господь наше сердце? Есть понятие крестоношения. Иже хощет по мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по мне грядет (Мк. 8, 34), – говорит Христос. И вот крестоношение есть не что иное, как подготовка сердца к тому, чтобы падающие в него семена Божественного сеяния находили добрую почву, приют, чтобы они раскрывались, укреплялись и начинали расти.

А как мы живем? Готовим ли мы свое сердце для этого? Напротив, мы постоянно его закрываем, чтобы в наше сердце не был поставлен этот «Божественный плуг», чтобы не произошло это вспахивание, разрыхление, избавление от камней, разрывание корней той суеты, которая порабощает и оплетает нас, как паутина, крепко связывая наши сердца. И поэтому эта притча – одна из самых простых и любимых верующим человеком – в определенном смысле является и основополагающей для нашей жизни во Христе, для нашего спасения.

Неслучайно в Евангелии от Матфея Спаситель рассказывает сразу семь притч подряд. И притча о сеятеле, именно о том, что семя падает в землю, – первая! Сразу после нее Христос говорит притчу о пшенице и плевелах (см.: Мф. 13, 24-30, 36-43), потом о зерне горчичном (см.: Мф. 13, 31-32), о закваске (см.: Мф. 13, 33-35), о скрытом сокровище (см.: Мф. 13, 44), о жемчужине (см.: Мф. 13, 45-46) и о неводе (см.: Мф. 13, 47-52). Таким образом получается, что начинается наше спасение исключительно с того, что наше сердце должно быть готово, способно принять глагол Божественной жизни.

Но принять этот глагол непросто, потому что он «улетучится» сразу: диавол, мир, во зле лежащий, похоть плоти нашей постоянно делают все, чтобы птицы прилетели и склевали это семя, чтобы не закрепилось, не утвердилось оно в земле. Неслучайно Спаситель говорит о том, что нужно уметь в терпении хранить этот плод. Давид-псалмопевец говорит для нас неожиданные слова: Мужайся, и да крепится сердце твое и потерпи Господа (Пс. 26, 14). Только тот, кто понимает эти слова не как-то абстрактно, символически, а именно как призыв действительно потерпеть Господа, подготавливает свое сердце и делает его истинно доброй почвой.

Еще раз вспомним о тех критериях, которые помогают проверить, является ли земля доброй: это плодоношение, это принесение с течением времени вкраты того блага, добра, света и любви, которые мы имеем. Если этого нет, не будем обманываться, признаемся честно перед Господом, покаемся, что сердца наши – это и земля при дороге, и камни, и терние. По крайней мере, сделав это и осознав, что мы недобры, мы уже встанем на путь истинного спасения.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 19-ю по Пятидесятнице.