Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Человек устроен так, что он не хочет думать о плохом, а хочет думать о только о хорошем. И в первую очередь это касается принципов духовной жизни. Но, хотим мы этого или не хотим, духовный мир – это не только мир святых ангелов, святых душ, сподобившихся Царствия Небесного, это не только наши души, которые веруют в Господа, но это еще и мир падших духов. И эти духи полагают целью своего бытия по отношению к человеку погубить его и лишить спасения.

В Евангелии от Иоанна мы находим очень важное свидетельство самого Богочеловека Христа, который однажды, полемизируя с иудеями, сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего… Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8, 44). А еще Господь называет дьявола человекоубийцей искони (Ин. 8, 44). И надо сказать, что падшие духи на земле настолько преуспели в деле обмана человека и введении его в погибель, что для них в определенном смысле слова несложно уловить человека в свои сети – дьявольские сети, как их называет Святая Церковь – и лишить спасения.

Но сегодняшнее Евангельское чтение говорит о другом: умений и желаний погубить человеческий род много, но на это нужна Божественная воля, попущение. Когда Господь исцеляет гадаринского бесноватого, бесы просят Его направить их в стадо свиное, и Господь попускает им. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая об этом событии, ставит вопрос: это что было – просьба бесов? Неужели они уговорили, убедили Христа так поступить? И святитель отвечает: конечно, нет. Богом было попущено, чтобы бесы просили Его направить их в стадо свиное, чтобы нас чему-то научить.

Так чему же мы должны научиться? Прежде всего, тому, что, как бы ни был силен падший дух и сколько бы зла он ни хотел выплеснуть на нас, без попущения Божьего он ничего не сможет сделать. И святитель Иоанн Златоуст говорит: посмотри, даже в нечистое животное без попущения Божьего не может войти падший дух, а тем более в человека – любимое творение Божественное.

Но надо признать, что наше сознание, наше мироощущение зачастую есть не воцерковленное, а только воцерковляющееся, причем не по правилам церковным, а по тем правилам, которые мы сами придумали для себя. И часто нам начинает казаться (и в этом заключается бесовская уловка), что падших духов нет вообще, в крайнем случае они касаются величайших подвижников благочестия, которые в пустынях, горах, чащобах лесных и вертепах с ними сражаются, но на нас, обычных людей, это не распространяется. Или же, наоборот, нам кажется, что враг настолько силен, что может с нами сделать все, что ни пожелает, все, что ни захочет, может поставить нас в такие тяжелые и страшные обстоятельства, что мы будем страдать и мучиться.

И еще об одном говорит нам сегодняшнее Евангелие – о людях, которые пришли из гадаринской стороны, услышав о том, что исцелился бесноватый. В результате, можно сказать, за счет этого исцеления, страшный урон им был нанесен – погибло огромнейшее стадо свиней, бросившись с крутизны в море. Согласно Евангелию от Марка, 2000 голов скота погибло (см.: Мк. 5, 13), наверное, со страшным криком, воем свиньи кидались в пучину Галилейского озера. И вот, один исцеляется, а другие? Не свидетельствует ли их реакция на случившееся о том, что они тоже имели это страшное духовное заболевание, которое называется на языке Церкви беснованием? Может быть, и не так явно выраженное, как у исцеленного человека, но задумаемся: не является ли оно еще более тяжелым, чем то, которым страдал гадаринский бесноватый?

Потому что исцеленный, как мы видим из дальнейшего повествования, сидит при ногах Господа, в одежде. Он просит, чтобы Господь взял его с собой, хочет следовать за Ним. И люди из страны гадаринской не могут не понимать очевидного: было сделано величайшее благодеяние, явлена сила, свидетельствующая о том, что Человек, совершивший это чудо, не может быть просто посланником Бога, это действительно Бог, пришедший на землю. Но они обращаются к Нему с единственной просьбой, чтобы Он отошел от пределов их, чтобы Он не мешал им жить. И Господь садится в лодку и молча отплывает на другую сторону Галилейского озера, оставляет этих людей, исполняет их желание, потому что на путях духовного «насилия» в Царство Божие человеку не войти. И если человек не хочет туда идти, его никто не может заставить это сделать.

Но перед этим Господь дает повеление исцеленному человеку: «Пойди в дом свой и расскажи всем, что сотворил тебе Бог» (см.: Лк. 8, 38-39). Писание повествует нам о том, что человек пошел и начал рассказывать, что сотворил ему Иисус (см.: Лк. 8, 39), то есть в сознании, в ощущении, в чувстве духовном этого человека был поставлен знак тождества, равенства между Богом и Иисусом. Даже он смог понять, какая сила совершила чудо над ним, Кто находился перед ним, а жители этого не поняли. Из-за чего это произошло? Конечно, из-за того, что они были погружены в суету, вожделенную для их сердец. Она настолько их увлекла, настолько очаровала, что померещилась им счастьем, раем на земле, и они отвергли истинное блаженство, которое было бы принесено им Христом Спасителем.

И для каждого из нас Евангельское повествование ставит очень серьезный вопрос: как часто мы задумываемся или вспоминаем о том, что мы как духовные существа вращаемся не только среди святых ангелов, но к нам имеют доступ и падшие духи. А в силу того, что мы тоже погружены в суету, что многие из нас страдают страстями, буквально захлебываются в чувственности, мы просто «оголяемся», открываемся для их жесточайшего воздействия, постоянно его испытываем, но оно нам мерещится счастьем и блаженством. Но не значит ли это, что мы исполняем их волю, а не волю Божественную?

И как часто бывает так, что человек, получивший от Господа исцеление и направленный благовествовать в то селение, откуда он был родом, не принимается людьми. Ведь очевидно, что его все там знали: он так пугал во время своей болезни людей, которые пытались пройти через территорию, где он находился, что, наверное, жители его именем деток пугали. И вот, когда он приходит в здравом уме, умытый, причесанный и, можно сказать, преображенный лицом, когда его глаза светятся, а голос свидетельствует о духовном здоровье и о том, Кто ему это здоровье дал, согласитесь, ему можно было вообще ничего не говорить. Он одним своим видом благовествовал людям, что сотворил ему Бог. Но они не смогли ни понять, ни засвидетельствовать то, что произошло великое чудо. Очень часто так поступает Господь – посылает нам навстречу людей с благовествованием. И когда в нашу жизнь входит человек, может быть, на вид убогий, неуклюжий, но когда его взгляд, голос, обращение – все свидетельствует о том, что может сделать Бог, то иногда в наших сердцах откликается этот зов какой-то печалью по Богу, расположением и желанием стать чище и лучше. А если это так, то, наверное, такой образ действия Божия – некрикливый и ненасильственный – он самый правильный, но нужно уметь к нему расположиться.

Поэтому читаемое сегодня зачало об исцелении гадаринских бесноватых – это попытка расположить каждого из нас ко вниманию к тому, о чем нам говорит Слово Божие, чему нас учат в Церкви. Никто никого здесь, в Церкви, никогда заставлять не будет. Человек, приходящий сюда, современный человек, живущий в миру, может твердо сказать: никто никому ничего не должен абсолютно. Но, может быть, в том и заключается правда жизни, что зов Божественной Любви действует по-другому.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательны к слову Божию, будем почаще вспоминать сегодняшнее зачало, ставить себя на место тех людей, к которым пришел Господь, совершил величайшее чудо перед их глазами и призвал к Себе. Будем думать о том, как бы нам не оказаться в числе тех, которые, подойдя к Господу, сказали: отойди от пределов наших и не мешай нам жить. Будем молить Господа о том, чтобы оказаться в числе тех, кто сидел у Его ног, исцеленный и просветленный, и готов был сделать что угодно, чтобы только остаться со своим Богом.

Аминь!

 Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 21-ю по Пятидесятнице,
13.10.2016