Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы свидетельствуем эту непреложную Евангельскую истину торжеством, воспоминающим дивное Введение во храм Иерусалимский святой Богоотроковицы Приснодевы Богородицы, маленькой девочки, которая в благодарность Богу была приведена и оставлена в Иерусалимском храме. Мы с вами многажды об этом говорили, и особенно тогда, когда праздновали Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, что только любящему и бесконечно доверяющему Богу человеческому сердцу мыслимо и возможно понять эту дивную и неисповедимую тайну благодарности сердца человеческого, обращённого к Богу.

Мы с вами знаем о том, что рождение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Богоотроковицы Марии, было исполнено глубочайших скорбей для её праведных родителей. Она была плодом молитвы Богом дарованной, всю жизнь они претерпевали поношения от бесчадства, всю жизнь они терпели скорби от неимения детей, и Господь на склоне их жизненного пути дарствовал им рождение ребёнка. И вместо того, чтобы всецело насладиться радостью от этого неизреченного чуда, они посвящают Ее в дар Господу. Они отрывают Ее от своего родительского сердца и ведут в храм, для того чтобы этим воздать подобающую благодарность Богу. «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми» восклицает Псалмопевец Давид. Действительно, чем можно выразить благодарность сердца человеческого Богу, кроме как отдать Ему самое дорогое.

Для верующего сердца нет иного выражения благодарности, нежели отдать самое ценное, самое важное, составляющее для тебя, быть может, даже смысл твоего человеческого существования. Как это, к сожалению, далеко от нашего с вами понимания благодарности, а вот святые Божии человеки иначе не мыслили, и святые родители Богоотроковицы Марии, дождавшись трёхлетнего возраста своей Дщери Преблагословенной, вымоленной у Бога, они сами ведут её в Иерусалимский храм и говорят: Господи, прими в дар то, что мы можем Тебе принести. А ведь можно было по-другому выразить свою благодарность, можно было принести по закону ветхозаветному соответствующую жертву, что наверняка ими было сделано в своё время, но этого было мало, потому что любящее сердце жаждет иного, жаждет всего себя отдать Господу без остатка. И они ведут через этот пространный путь от Назарета в Иерусалим эту маленькую девочку для того, чтобы Она была посвящена на служение Господу.

Это не было чем-то чрезвычайно необыкновенным, потому что в Иерусалимском храме было множество таких строений, где воспитывались девицы, где люди проходили то или иное своё какое-то послушание, давая обет Богу и так далее, поэтому само по себе то, что будущая Матерь Божия Преблагословенная Богоотроковице Мария находилась в Иерусалимском храме не является чем-то удивительным. Удивительным является то, что Она, как мы видим с Вами на изображенной и посреде храма положенной иконе, воспоминающей это дивное событие, Она сама вошла в Иерусалимский храм, и никто, ни иереи Божии, ни даже первосвященник, никто не смог воспрепятствовать Ей это сделать. Она сама поднялась по высоким, огромным ступеням Иерусалимского храма. До сегодняшнего дня сохранились фрагменты этих ступеней, которые возводили человека в храм Иерусалимский, ныне разрушенный, о котором Господь, наш и Спаситель Иисус Христос предрёк, что здесь камня на камне не останется. Остались лишь фрагменты ступеней, как свидетельства его былого величия. Никем не поддерживаемая, никем не внушаемая, будущая Матерь Божия, эта маленькая трёхлетняя девочка, восходит в храм Божий, а потом к изумлению всех находившихся там, и в первую очередь первосвященника Захарии, Она восходит во Святая Святых, то есть в то место, куда единожды в год, единожды в лето, мог войти лишь первосвященник, приносивший жертву умилостивления Богу за грехи людские. Он, дерзавший лишь единожды в год войти в это святилище, взирает со страхом и трепетом, как маленькая Дщерь, Отроковица восходит в это святилище и никто Ей в этом не препятствует, поскольку этим явлено было дивное прообразование того, кем Она должна была стать.

Иерусалимский храм, мы много раз об этом говорили, в пору земной жизни нашего Спасителя был пуст. Почему? Потому что не было главной святыни, которая осмысливала и наполняла подлинным содержанием этот храм, не было Ковчега Завета, в котором хранились явные знаки живого присутствия Бога на земле, свидетельства того, что Бог близ народа Своего. Этот Ковчег был утрачен, и после Вавилонского плена о нём уже не было упоминаний в Священном Писании. Казалось бы, храм освящается Тем, Кто освящает его, но Иерусалимский храм в это время был пуст, и только сохранял видимое кажущееся подобие Святилища, самой святыни в этом храме не было. И вот здесь происходит удивительное чудо, когда избранная Богом Вместилищем Себе, святая Богоотроковица, прообразует Собою нерукотворенный Ковчег, ибо Она явилась этим Ковчегом, поскольку вместила в Себя Слово Божие, Живого Бога, вместила в Себя. Того, Кого небеса вместить не способны. Своим восшествием в Иерусалимский храм, во Святая Святых Она стала тем освященным Ковчегом, святилищем, через Которое родится Слово Божие, родится в мир Спаситель этого мира, Который искупит всех нас от клятвы законной и от вечного проклятия, и от власти греха.

Именно в храме возрастает будущая Матерь Божия, не в семье своих благочестивых родителей, ни в ином месте, а именно в святилище Божием, чтобы вобрать в Себя, всё то, что способствует Ей в будущем стать Царицей неба и земли и явить Собою спасение всему роду человеческому. Мы видим с Вами, каково было значение храма Божьего для людей Ветхого Завета. Мы постоянно вспоминаем слова Псалмопевца Давида, который говорит в 24 псалме «Едино просих Господа еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм Святый Его». Т.е. храм Божий является центром, средоточием жизни человека, и если люди Ветхого Завета, только лишь издали жаждавшие и чаявшие Христова утешения, так мыслили и так воспринимали храм Божий, кольми паче мы, христиане, верующие во Христа, следующие Его святым заповедям, должны относиться к храму Божию, как непременному условию нашего с Вами спасения. Нет на земле других таких дверей, кроме как дверей храма Божьего, которые способны человека возвести в Царство Небесное. Здесь стояще, на земле, как говорили благочестивые предки наши, мним стояти на небеси, потому что, когда мы приходим в храм Божий, мы с вами уже не подчинены законам земным, но уже всецело вступаем в пределы вечной радости с Богом. Храм Божий и совершающиеся в нём богослужения, наипаче средоточие  всех богослужений – Божественная Святейшая Литургия – является сердцевиной нашего с вами спасения, поскольку Божественная Литургия – это и есть Царствие Небесное.

Находясь во время совершения Божественной Литургии в храме, мы находимся вне времени и вне этого ограниченного земного пространства, потому что, мы находимся уже в чертогах вечности и Царствия Небесного. Таковое должно быть в сердце каждого из нас благоговение к этому святому месту. Как не только не уместны, но греховны, беззаконны иногда наши с вами вольности, которые мы позволяем себе в храме Божием, разговаривая, смеясь и так далее, когда мы теряем нить даже какого-то самого слабого понимания того, где мы с вами находимся. Неслучайно, преподобный Амвросий Оптинский говорил слова, очень многим из нас известные, они должны быть выжжены на скрижалях нашего сердца, что за разговоры в храме Бог попускает скорби. Как мы очень часто не то, что забываем об этих словах, а мы о них совершенно не задумываемся. Когда люди впервые приходят в храм Божий, делают в нём первые шаги, воцерковляются, как они благоговеют перед святыней того, что происходит в нём, как они в некоем священном благоговейном трепете воспринимают всё, происходящее здесь, и как со временем это стирается, утрачивается и вообще растворяется в нашей жизни. Очень часто мы видим людей, которые ходят уже по многу лет в храм Божий, казалось, они должны служить примером и образцом для всех прочих, но они приходят для того, чтобы поделиться последними новостями, какими-то сплетнями и так далее и тому подобное. Как это больно, как это скорбно видеть, что мы сегодня превращаем храм Божий в то, о чём Господь, изгоняя торгующих из того самого сегодня упоминаемого Иерусалимского храма, сказал, что дом Мой домом молитвы наречётся, а вы превратили его в вертеп разбойников. Мы порой своим легкомыслием, бездумностью, какой-то поверхностностью в отношении к тому, что нас окружает в храме Божием, превращаем это святое место в вертеп разбойников, потому что мы и есть те самые разбойники, которые позволяют себе так себя вести в храме Божием. Как это больно и скорбно сознавать.

Дорогие братья и сестры, это касается меня и вас, потому что в каждом из нас есть некий червь, который подтачивает наше сердце и нашу душу – это привычка к святыне. Мы привыкаем даже, казалось бы, к вещам, к которым привыкать нельзя. Вот сейчас совершается Евхаристия, совершается Причастие святых Христовых Тайн, две кумушки идут и смеются, подходя к чаше Христовой, о чём они думают? К сожалению, это касается не только их, это касается каждого, мы думаем о чём угодно, о ком угодно. Мы думаем, подходя к чаше, о том, что мы будем делать, выйдя из храма, на рынок пойдём, в магазин зайдём. Я, может быть, утрирую, может быть, я ошибаюсь, но боюсь, что не ошибаюсь, и мне очень больно от этого. Я хотел бы ошибаться и себя одного только лишь видеть таким, но, к сожалению, я вижу совершенно иное. Находясь у Престола, мы можем болтать и смеяться, разговаривать. Во время совершения Святейшей Литургии, когда огонь с неба ниспадает и прилагает хлеб и вино в Пречистые Тайны Христовы, когда Живой Бог на Престоле восседает, мы можем шутить, мило улыбаться друг другу – это очень страшное состояние. Каждый из нас должен понимать, что приходя в храм, он должен отрешиться от всего того, что его заботило за порогом этого храма, пусть это звучит, быть может, очень формально, и мы очень привычно это говорим, но наше сердце должно быть исполнено именно таким отношением, когда мы приходим в храм.

Мы все с вами говорим, что мы не можем молиться, мы не умеем молиться. Мы просим вместе с апостолами: Господи, научи нас молиться. Что значит научиться молиться? Святитель Иоанн Златоуст говорит замечательные слова в одном из своих поучений, он говорит, что когда ты сердцем обращаешься к Богу, то в первую очередь восславь своего Создателя, вознеси Ему благодарность. Мы скажем, за что? За всё. За то, что мы живы, за то, что мы родились, за то, что мы крещеные, за то, что мы православные, что мы в храм Божий ходим, что мы здоровы, наконец, что у нас дети есть, у нас есть родители, за все блага, за всё, что у нас есть Богу слава! Вот с этого должно начинать каждый свой день, каждую свою молитву, с благодарности Богу. После этого облеки свою молитву в покаяние и попроси у Бога прощение за всё, что ты соделал в своей жизни, как нигде, в храме Божием это уместно, потому что мы у Престола Божия, а Престол Божий – это судилище Христово, поэтому здесь мы должны сказать: прости нас, Господи, за всё, за наше неразумие, за наши грехи, за наши недостатки, за то, что мы не исправляем нашей жизни, и уже после этого попроси Бога то, в чём ты нуждаешься. Именно так должно учиться молитве. Прежде всего, благодарить Бога, затем просить у Него прощения и потом уже после всего этого просить того, в чём ты нуждаешься от Господа. Это святоотеческая мудрость, святоотеческая мысль. Поэтому будем, дорогие братья и сестры, себя именно к этому приучать, к постоянному славословию Господа и постоянному осознанию своей греховности и своего несовершенства, и Господь, Который прежде нашего обращения к Нему уже видит все наши нужды и прошения, непременно воздаст нам по нашей молитве.

Сегодня, празднуя этот великий праздник Входа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Богоотроковицы Приснодевы Марии в Иерусалимский храм, и осознавая каждый для себя степень важности того, куда мы по милости Божией имеем возможность войти, и где мы можем уже здесь, будучи на земле, во плоти, причаститься вечности, будем учиться тому, как должно вести себя в храме Божием, как должно благодарить Бога за ту неизреченную величайшую радость того, что Господь нам даровал храм Божий в утешение. Думаю, все здесь присутствующие осознают и прекрасно понимают, как жизнь была бы бессмысленна, была бы совершенно пуста и, наверное, была бы совершенно не нужна, если бы в нашей жизни не было бы храма Божия, потому что нет ничего другого для христианина более важного, чем храм Божий.

 Ведь это не просто какие-то высокопарные слова, которые сейчас я произношу, что каждый, без исключения, здесь присутствующий живет ожиданием воскресного дня, того, что он пойдет в Церковь, он пойдет в храм Божий. Для него это самое главное событие всей недели. Есть какие-то будни, есть какой-то труд, работа, есть какие-то обязанности, семья и всё прочее, и всё это важно, всё это необходимо, но мы живем, прежде всего, самой главной ценностью в нашей жизни, тем, что в воскресение святое мы пойдем в храм Божий. И какая величайшая милость Божия от того, что мы имеем такое утешение от Господа, потому что это свидетельство того, что мы с вами предназначены для Царствия Небесного, для вечной жизни и уже здесь, радуясь от того, что мы в храме Божием, мы веруем и надеемся, и уповаем всецело, что Господь отверзет нам двери милосердия Своего и дарует нам вечную радость и Царствие Небесное, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу, единому в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.