Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Мы с вами, дорогие братья и сестры, сегодня тоже пребываем в преддверии этого великого, мироспасительного и Богоблагодатного события – Рождества Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Без малого еще две седмицы отделяют нас от этого прерадостного события, но уже ощущается некое ликование от того, что самое богослужение наполняется всё более и более дивными рождественскими мотивами и напевами, которые преуготовляют нашу душу к встрече нашего Спасителя.

Вместе с тем, так уж сегодня совпало, что среди необозримого сонма угодников Божиих, ведомых нам и неведомых, Церковь чтит особого святого угодника Божьего, в пределах новозаветной благодати просиявшего, и имя которого является столь многолюбезным и дорогим для большинства, я думаю, здесь присутствующих православных христиан – это имя святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского. Мне хотелось бы по преимуществу сегодня сказать о нём, об этом великом угоднике Божием, который по великому дару благодати, преизбыточествующей в нём, наверняка равен святителю и чудотворцу Николаю. Неслучайно на Святой Руси два этих святых имени были поистине равнозначными в том смысле, что особенная любовь, которая в нашем народе выражалась и выражается к святителю Николаю, в той же мере выражается и к святителю и чудотворцу Спиридону Тримифунтскому.

Они были современниками, и, безусловно, они знали друг друга, хотя бы по тому историческому факту, что они оба были участниками Первого Вселенского собора, а, следовательно, они в духе, безусловно, были братьями, и то удивительное событие, которое мы и сегодня воспоминаем и воспоминали совсем недавнее время назад, когда праздновали память святителя и чудотворца Николая, а именно событие Первого Вселенского собора, позволяет нам мыслить об этих двух угодниках Божиих в категориях той равной святости, которую они стяжали и приобрели благодатью Всесвятаго Божиего Духа.

Сегодня Русская Православная Церковь празднует и прославляет святителя Спиридона Тримифунтского, и этот день является поистине одним из самых чаемых и желаемых православным сердцем. Почему я подчеркнул, что сегодняшний день составляет празднование Русской Православной Церкви, потому что греки чтут его около десятка раз в году, и те из вас, а я думаю, из присутствующих здесь их немало, кто был у мощей святителя Спиридона Тримифунтского на острове Керкира, они знают о том, какою любовью этот святой угодник Божий пользуется там, в том святом месте. Его святые мощи, действительно, нетленны. Он лежит в гробнице, и по-восточному обыкновению открыты его руки, его лицо, его ноги, свидетельствующие о нетлении его святых и многоцелебных мощей. В дни его святой памяти там, на Керкире, на острове Корфу его мощи обносятся через весь город, по крайней мере, через всю центральную часть старого города, торжественно, так, что нам с вами, в категориях русского благочестия очень трудно себе это представить. Но у них это празднество всего города: город украшается флагами, цветами, какими-то всевозможными иллюминациями. Во время празднования памяти святителя Спиридона не только церковная процессия свидетельствует о почитании этого святого угодника Божьего, представьте себе, огромный сводный духовой оркестр шествует впереди этой церковной процессии. Он играет церковные гимны, всё это очень необыкновенно, совершенно поразительно, мало того, повторяю, что нашей русской традиции не совсем привычно воспринимать, например, как этот оркестр заходит в храм, где лежат его святые мощи и там продолжает играть, таким образом, торжественно прославляя своего небесного покровителя, и через весь город своими нетленными мощами шествует святитель Христов и чудотворец Спиридон. К нему не оскудевает толпа паломников, потому что люди, которые слышали об этом святом угоднике Божием, которые прикоснулись к нему мысленными своими очами, читая его дивное жизнеописание, которые в молитве обращались к нему и соприкасались с его дивной, скоропослушной помощью, желали и желают побывать у его святых многоцелебных останков. Поэтому это святое место является одним из самых посещаемых православными паломниками, и мы задаёмся вопросом, кем же был этот святой угодник Божий?

Я думаю, что подавляющее большинство здесь присутствующих прекрасно знают жизнеописание этого святого угодника Божия, но вместе с тем, из года в год, воспоминая о событиях его жития, мы неустанно с вами повторяем и не перестаем изумляться тому дивному, благодатному присутствию в нём живущего Духа Божия, Который прославил его жизнь, ибо его жизнь внешне, по-человечески, мало была чем примечательна. О нём известно, что он был обыкновенным, простым, некнижным человеком, более того, он приобрел и снискивал свой хлеб насущный тем, что он был пастухом и пас овец. Он был женатым человеком, имел детей, а когда он овдовел, то ради его жизни, исполненной неподдельной и искренней любви ко Господу и к ближним своим, люди, окружавшие его, избрали его быть епископом своего града. Т.е. этот некнижный человек, простец, был удостоен высочайшей ступени церковной иерархии, он был поставлен на епископское служение, но и как он до этого пас своих овец, он также, с таким трепетом, с таким благоговением, с такою тщательностью и заботливостью относился и к тому стаду словесных овец, которое вручил ему Пастыреначальник Господь и Спаситель Иисус Христос.

Я сейчас прервусь, сделав некое отступление. Совсем недавно, чествуя одного замечательного священника, я услышал от него такую историю. Он стал священником, когда была еще советская власть, служил он в деревне. И вот он идет по деревне, а рукоположили его достаточно молодым человеком, и видит, идёт пастух колхозного стада, он спрашивает у этого пастуха: как дела, как живешь? Пастух отвечает: ну как, стадо – оно, знаешь, разное бывает, и послушное, и непослушное, порою разумное и порою неразумное, одни мычат, другие разбегаются, приходится их собирать, утешать, уговаривать, кормить, на водопой водить. И молодой батюшка говорит: у меня – то же самое, моя паства точно такая же: кто мычит, кто недоволен, кто разбегается, кто там ещё чего-то, правда есть послушные, они утешают, вот и приходится от одних к другим бегать. Вот действительно, какой точный образ, иногда этот образ может горделивого современного человека унизить, ну как это так, почему меня уподобляют какому-то стаду, каким-то бессловесным, понимаешь, животным. Но действительно, если мы смиримся, мы увидим в этом удивительный, совершенно поразительный образ, который предлагает нам Господь и Владыка, Спаситель мира, Он говорит: Аз есмь Пастырь добрый, душу свою полагающий за овцы Своя. Есть наемники, есть волки, которые расхищают это Христово стадо, но есть добрые пастыри, добрые пастухи. У пророка Исаии, есть такой замечательный образ, он говорит, что есть пастыри стригущие — нетрудно догадаться, о чём идёт речь, – а есть пастыри пасущие. Так вот святитель Спиридон был пасущим пастухом, и он о каждой своей овце словесной проявлял не только попечение, а душу свою полагал за нее. И если мы с вами представим жизнеописание святителя Спиридона, то мы, наверное, представим такое яркое, совершенно удивительное жизнеописание, потому что одно чудо, сменяясь другим, оно не то, чтобы не уступает предыдущему по своей яркости, по своей содержательности, а ещё более и более обогащает, наполняет его жизнь.

Есть такие замечательные иконы, иконы с клеймами, их нечасто можно увидеть, но это достаточно известное явление, когда в центре иконы изображается сам угодник Божий, а по полям иконы располагаются небольшие изображения, так называемые клейма, которые изображают некоторые сюжеты из жизни этого святого угодника Божия. Личность святителя Спиридона напоминает икону с клеймами, которые говорят нам о ярких, удивительных, совершенно поразительных свидетельствах его жизни. О чём бы мы с вами не говорили, какие бы его чудеса мы с вами не вспоминали бы сегодня, каждое из них поражает величием того, как этот простой, совершенно неискусный в книжной грамоте и иных премудростях человек был носителем Духа Всесвятого Божиего.

Мы помним с вами это удивительное, уже сегодня отчасти воспоминаемое событие, которое прославило его на Первом Вселенском соборе в 325 году в Никее, ведь тогда, когда ариане были способны сломить Православие своим нечестием, своим еретическим злохулением, тогда без какого бы то ни было преувеличения, решалась судьба Церкви. Мы выделяем в среде защитников Православия не только святителя Спиридона Тримифунтского, там были и удивительные богословы – святитель Афанасий Александрийский, который свидетельствовал перед лицом всего этого священного собора веру во Святую Живоначальную Троицу, но были и такие, которые не только словесами премудрости, но и действием благодати Всесвятаго Божиего Духа являли истину святого Православия. К числу таковых относится святитель Спиридон Тримифунтский, он, повторяю, был неграмотным человеком, когда он порывался встать в защиту святого Православия, его собратья удерживали его и говорили: брат, не надо тебе выходить, не нужно тебе говорить что-либо; потому что они видели в этом ещё большее посрамление святому Православию, потому что он был неграмотный человек, крестьянин, но вместе с тем он горел и пламенел Духом Божиим, но эта ревность многими воспринималась как ревность не по разуму, и кроме некоей своей вспыльчивости, своих эмоций он ничего не мог выразить, по мнению многих. Однако же вопреки всем тем, которые пытались препятствовать ему засвидетельствовать своё исповедование на этом соборе, он всё же вышел вперёд и сказал: Вы, суесловы и суемудры, вы, отрицающие Божество Спасителя мира Господа Иисуса Христа, а через это отрицающие единство Святой Живоначальной Троицы, вы не можете кроме своих хитрословесных сплетений ничего привести в пример тому, во что вы веруете и что пытаетесь доказать, я же вам явлю сейчас же и здесь же единство Святой Живоначальной Троицы. И взяв кирпич, обыкновенную плинфу глиняную, он, обратившись к Богу с горячею сердечною молитвою, явил это дивное чудо, которое нередко изображается на иконе святителя Спиридона Тримифунтского, когда на глазах у всех присутствующих вверх из его длани воспламенился огонь, вниз потекла вода, а в руке оказалась бесформенная глина, потому что он этому образу уподобил непостижимую Святую Живоначальную Троицу, сказав о том, что этот кирпич внешне един по своей сути, но вмещает в себе одновременно и глину, и воду, которая смягчает её и огонь, который опаляет и закаляет эту глину. Это не просто были слова или удачный образ или удачное сравнение, а чудо, которое в его руках произошло и засвидетельствовало на глазах у всех присутствующих Триединство Святой Живоначальной Троицы.

Это чудо многих обратило к истинной вере, один из философов эллинских, который был одним из очень серьёзных и весомых оппонентов православным и доказывал взгляды ариан, он, увидев его, произнёс слова, которыми поверг в смущение многих и многих своих единомышленников. Он сказал: когда я слышу прение мудрецов, прение философов, которые словами, мудростью своею, аргументами своими пытались доказывать свою правоту, то я прекрасно понимал, что на любые аргументы найдутся еще более красноречивые и исчерпывающие свидетельства, поэтому я не обращал на них никакого внимания, потому что прекрасно понимал, что всё это, не более чем проявление человеческой мудрости, философии, но когда я увидел этого человека и увидел то, что он явил сейчас перед всеми, то я понял, что его устами не мудрость человеческая говорит, а прежде всего живой, исповедуемый им Бог, и я верую тому, что говорит этот человек, ибо он говорит, как власть имеющий, и посему те, кто верят мне, пусть примут ту веру, которую исповедует этот человек. Этот греческий философ исповедовал себя православным после этого дивного, исполненного особой благодати свидетельства Спиридона Тримифунтского.

Этот святой угодник Божий, с одной стороны, был дивен, грозен и дерзновенен, с другой стороны, был кроток, любвеобилен и милостив. И как уже сказано, что невозможно перечислить все те его дивные чудотворения, которыми он прославился при своей жизни, а уж тем более невозможно исчислить все те чудеса, которыми он известен и ведом всему миру после своей кончины, ибо предстоит у Престола Святой Живоначальной Троицы, проповедником Которой он был в пределах своей земной жизни. Лишь ограничившись тем, о чём мы сегодня вспомнили, прославим, дорогие братья и сестры, этого великого во святых угодника Божиего, прибегнем к нему с несомненной молитвой, веруя, что кров его дерзновенных предстательств и ходатайств пред престолом Божиим никогда не оставит всякого, кто обращается к нему.

Будем видеть в нём доброго, незлобивого, милостивого, всепрощающего пастыря, который душу свою полагает за овец Христова стада, будем к нему прибегать с несомненным упованием, что его святые, дерзновенные и богоприятные молитвы никогда не оставят нас, ни в сей юдоли, юдоли плача и скорби, и не оставит нас в день страшного судилища Христова, когда Господь призовёт нас к ответу на том страшном судилище. В нём узрим и в нём увидим доброго, милостивого ходатая и заступника, присно возносящего за нас грешных свои богоприятные молитвы, и сегодня празднуя его святую память, едиными устами и единым сердцем воскликнем ему: Святителю отче наш Спиридоне, моли Бога о нас! Аминь.

.