Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Господь в одной из бесед Своих говорит ученикам Своим и народу, который окружал Его, что дружба с миром – это вражда с Богом, поэтому примирить два этих взаимоисключающих понятия просто немыслимо и невозможно. Мы можем с вами недоумевать и приходить в некое даже уныние от того, как же возможно спастись нам? Как нередко и ученики Христовы подходили ко Господу и говорили: Кто же, Господи, спастись тогда может, если такие требования предъявляются всем нам? И действительно, мы можем просто по-человечески рассуждая, говорить: как, живя в мире, живя законами этого мира, законами далеко не всегда справедливыми и далеко не всегда праведными, как мы можем спастись, как можно вообще вести речь о том, чтобы быть наследником вечной жизни? И вот, сегодняшнее Евангелие, нам очень ярко об этом говорит. Мы слышим с вами некие взаимоисключающие вещи, какие-то категоризмы, которые ставят человека перед выбором: что он предпочитает — служить Богу и всё остальное, как апостол Павел говорит, вменить в тщету, т. е. ни во что вменить, или служить миру и жить его законами. 

Евангельское повествование сегодня очень многогранное, очень яркое, очень выпуклое, оно заканчивается словами, которые мы очень часто с вами вспоминаем и говорим: Ищите, прежде всего, Царствия Божьего и правды его, и всё остальное приложится вам. Т.е. в жизни каждого человека, каждого из нас должны быть чётко и точно соблюдены жизненные, как говорят сейчас, приоритеты, может не совсем уместное слово, но, по крайней мере, мы должны научиться отдавать предпочтение главному. И вот именно об этом сегодня говорит нам Господь.

 Среди многого, сегодня прочитанного в Евангелии, мы слышим такие замечательные слова Христа, Он говорит: Не заботьтесь о том, что вам есть и что вам пить, не заботьтесь о том, во что вам одеваться и приводит замечательные и очень понятные примеры. Посмотрите, — говорит Господь, — на птиц небесных. Когда мы взираем на их, казалось бы, легкомысленное порхание, у нас создаётся впечатление, что они кроме этого ничем другим не занимаются, на деле же это глубочайшее заблуждение. Они трудятся по-своему, они вьют свои гнёзда, они питают своих птенцов, они совершают то, к чему они призваны. С другой стороны, Господь говорит: Посмотрите на лилии полевые, которые благоухают и радуют глаз человеческий, и даже Соломон, царь Израильский, при всём своём могуществе и величии не облачался в такую красоту, как облекается этот цветок, который сегодня утром, расцветая, благоухает и радует взоры, а к вечеру засыхает и превращается в обыкновенную солому, от которой единственная лишь польза, что сорвать её и бросить в печь, чтобы хоть что-то она доброго от себя могла дать. 

Вот если даже о вещах, которые столь скоротечны в своём существовании, Бог помнит и о них заботится, то кольми паче о вас, маловеры, говорит Господь, обращаясь к нам. Не в том смысле не заботиться, чтобы ничего не делать, этого никто нам не скажет. Напротив, Господь нам заповедует трудиться и возделывать то пространство, которое окружает каждого из нас в нашей жизни. Но когда мы прилепляемся к земному и ставим это центром, смыслом своего человеческого бытия и существования, вот тогда мы идём мимо цели. Поэтому Господь нам говорит: невозможно угодить двум господам одновременно, ибо невозможно служить Богу и маммоне, т.е. этому идолу богатства, идолу земного насыщения, потому что эти вещи, повторяю, взаимоисключающие, они не возможны для выполнения.

Один из святых угодников Божиих на эту тему, рассуждая, сказал, невозможно человеку одним глазом на небо смотреть, а другим одновременно на землю, просто так не устроено анатомически человеческое зрение, человек может только лишь в одну сторону смотреть. Конечно же, бывают какие-то заболевания, искажающие зрение человека, и поврежденный зрением совершенно в разные стороны смотрит, но это болезненное состояние, согласитесь. А для нормального, здорового человека противоестественно одновременно  смотреть и вверх, и вниз. Он всецело либо в одну, либо в иную сторону обращает себя. 

Также и в духовной жизни, невозможно, называя себя христианином, служить и угождать Богу и следовать тем законам, которые навязывает этот  мир. С одной стороны, Господь обязывает всех нас трудиться, снискивать хлеб насущный и тем самым не только себя кормить, но и ближних своих, тех, за кого мы несём свою ответственность. И вместе с тем, это никак не противоречит сегодняшнему Евангельскому повествованию, поскольку, когда человек ставит смыслом своего человеческого существования только лишь стремление к земному обогащению, в чём бы оно себя не проявляло и не выражалось, это не может привести человека на небо.

Есть такое страшное состояние, и не нужно сразу от него отталкиваться, считая, что это к нам не имеет никакого отношения, этот грех, эта страсть называется алчность. Она может по-разному выражаться, это не обязательно накопление денег, хотя мораль сегодняшнего времени, как раз подталкивает человека к тому, чтобы это было главным и краеугольным камнем его существования. Обратим внимание, если в нашем обществе только лишь последнее десятилетие это занимает умы и сознание наших соотечественников, а порою и нас с вами, то там, для людей, находящихся в иных пределах, в иных странах, которые называли себя когда-то христианскими, маммона стала тем самым идолом и кумиром, ради которого для них всё в этом мире осуществляется. И это является главным смыслом и основным содержанием их человеческого существования. Но, следовательно, в жизни человека, служащего этому кумиру, этому идолу обогащения, который подменяет собой всё остальное, нет места Богу, и это абсолютно не преувеличение. 

Дорогие братья и сестры, мы, рассуждая сегодня на эту Евангельскую тему, должны прекрасно понимать, что ничто в этом мире не должно  овладевать нами так, чтобы мы были рабами той или иной страсти. Апостол Павел говорит замечательные слова в послании к Коринфянам, причём дважды по разным поводам, подчёркивая то, насколько важны эти слова: Всё мне позволительно,- говорит он, — но не всё мне полезно. Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 

Действительно, по дару свободы Господь нам всё даровал, и мне всё позволительно, я могу всё, что угодно себе позволить, но вместе с тем всё ли мне полезно из того, что мне позволительно? — Всё мне позволительно, — настаивает апостол Павел, — по неизреченному дару свободы, но ничто не должно обладать мною. И поэтому никакой идол, в чём бы он о себе не заявлял и как бы себя не проявлял бы в нашей жизни, он не должен владеть нашим умом, нашим сознанием, ибо, – вернёмся к самому началу сегодняшнего разговора, – невозможно угодить одновременно Богу и маммоне. 

Сегодняшнее апостольское чтение, тоже совершенно удивительное. Апостол Павел в послании к Римлянам сегодня говорил нам замечательные слова, мы тоже с вами их периодически вспоминаем, и они очень важны. Апостол Павел, рассуждая, говорит о том, какова любовь Христа к нам грешным, ко всем нам. Он говорит: вряд ли кто-то решится умереть за другого человека. Быть может, кто-нибудь, когда-нибудь, где-нибудь и решится умереть за своего благодетеля, но Христос, — продолжает апостол Павел, – заметьте, я всегда обращаю внимание именно на этот глагол в этой  строчке, – но Христос, говорит он, доказывает нам свою любовь. Если мы вдумаемся, это просто очень страшное слово. Бог доказывает человеку, что Он его любит. Творец мира, Творец видимого и невидимого, Создатель, Он что-то доказывает нам. Представьте, я, буду мурашу, насекомому, доказывать, что я потому его не раздавил, что я его бесконечно люблю, что мне очень дороги и бесконечно важны его переживания. Да я и думать о нём не думаю об этом насекомом, я даже не заметил его и растоптал. А мы в с соотношении с Богом несоизмеримо меньше и ничтожнее, чем перед нами мураш какой-то. Но Христос доказывает нам Свою любовь Своею смертью. 

Апостол Павел говорит, что доказывает Свою любовь тогда, когда мы ещё во грехах все. Он пытается доказать нам, что Он нас любит. Поэтому, когда человек стоит перед выбором, кого ему избрать в этой жизни, и что должно быть центром его существования, то это конечно же, Господь, потому что выше, даже не по существу, а по той бесконечной любви, которую Он являет нам и доказывает нам, по слову апостола, ничего нет. Но, если нам захочется служить, как говорится «и нашим, и вашим». И с Господом нам хочется быть, потому что мы понимаем, осознаём, мы верим наконец, в Него, мы даже любим Его по-своему, но при этом нас не оставляет мир с его удовольствиями, развлечениями и так далее — то так нельзя, невозможно и немыслимо. Это так, как знаете, был один поэт, который произнес такую строчку, – прошу прощения, что вспомню эти слова, – фраза может и недостойная, чтобы прозвучать с такого святого  высокого места, но по смыслу подходящая:

«В одну телегу впрячь не можно 

Коня и трепетную лань».

Примитивное сравнение, но на самом деле, что это за повозка такая будет – конь тяжеловес и трепетная лань? Вот и в жизни христианина невозможно сочетать служение миру и служение Богу, это вещи противоречащие друг другу. 

Вернусь к мысли, на которую обратил ваше внимание прежде – алчность. Алчность состояние очень страшное, ведь её невозможно ничем насытить, её невозможно утолить, потому что, дай тебе миллион долларов, тебе захочется два миллиона долларов, а потом захочется получить четыре миллиона, а потом это уже в геометрической прогрессии, а потом станешь Березовским, и всё равно тебе мало будет. Вот это состояние алчности. Человек ничем не пресыщается, он не скажет: всё, хорошо, теперь достаточно. Это бесконечная мука того самого Евангельского богача, который не понимал, что же ему делать, куда же ему ссыпать все свои богатства. 

Согласитесь, так и есть. Поэтому нужно бороться, прежде всего, с этим состоянием, состоянием алчности, повторяю, в чём бы оно не проявлялось. Не только лишь в каком-то пошлом, денежном насыщении — в чём угодно можно к этому стремиться, потому что это идол, маммона, это существо, которое требует себе жертв, и требует всецелого подчинения себе человека. 

То, что мы здесь находимся, это есть свидетельство того, что мы избрали Бога, а не то, что окружает нас в этом внешнем мире. Но этого не достаточно. Мы прекрасно понимаем, что каждого из нас, как поется в степеннах за вечерним богослужением: «от юности моея мнози борют мя страсти». 

Они, эти страсти, могут быть тайными, они могут быть и явными, но они разрушают, растлевают нас, и если мы не будем сопротивляться им, то они уничтожат нас. Маммона уничтожит каждого из нас, если мы не будем в служении ей каяться, если мы не будем честны по отношению к себе в осознании того, что мы все этим больны. Будем стремиться к тому, чтобы центром нашей жизни был Господь, Который, опять вернусь к этой мысли, доказывает всячески, что Он бесконечно любит нас. Доказывает нам, что мы Им любимы. 

Поэтому, дорогие братья и сестры, вслушаемся в слова сегодняшнего Евангельского  повествования, примем их к своему собственному сердцу, не как некое отвлечённое рассуждение, а как нечто касающееся нас лично и непосредственно. 

И завершу сегодняшнее многословие своё словами, которыми начинается сегодняшнее Евангелие. Господь говорит: Светильник для тела есть око, если око твоё будет светло, то твоё тело будет просто, свято, чисто, а если око твоё лукаво, то всё тело твоё будет темно, нечисто и злобно. Только лишь тогда можно научиться служить Богу, если око твоё будет светло, если на всё, окружающее тебя, и на всех, окружающих тебя, ты будешь смотреть просто, с любовью. Смотреть, как на некий дар, который Господь даровал тебе – на этих людей, которые окружают тебя в твоей жизни. И на то, чем ты в своей жизни обладаешь. На все это взирать с благодарностью, не стремясь к каким-то надуманным целям, которые подобно радужному мыльному пузырю лопнут однажды. А непрестанно благодаря Его, за всё то, что мы сейчас и здесь имеем. Воспринимая это как неизреченный дар Божий, который Господь нам даровал для того, чтобы здесь, в этом земном поприще нам не быть оставленным, и самое главное, чтобы всё это послужило нам к наследию вечной жизни и Царствию Небесному. Аминь.

Протоиерей Георгий Гуторов

!7.06.2018 г.