Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице. О званых на вечерю. Напутствие на Новый год.

Прежде всего поблагодарим Господа за то, что для нас сегодня открыты двери храма. Святая Церковь совершает необходимые для нашего спасения Таинства, и каждый верующий может участвовать в них свободно и открыто. Во все времена церковной истории подвижники благочестия отмечали такую возможность как удивительную милость Божию. Мы же зачастую принимаем как должное то величайшее богатство, которое находится в наших руках: прибегать к Господу практически в любое время и по любым обстоятельствам. А между тем опыт показывает, что воцерковленные люди, которые в силу обстоятельств подолгу не могут прий­ти в храм, сильно переживают это лишение. Однажды, когда я пришел причащать одну старую, уже не могущую передвигаться женщину, она сказала удивительную вещь: «Батюшка, я бы все отдала сейчас только за то, чтобы прийти на Всенощное бдение и вместе со всем народом пропеть «Воскресение Христово видевше». Постараемся стремиться к тому, чтобы земные ценности не заменяли нам переживания общения с Божественной благодатью.

Помимо этого поблагодарим Господа за то главное, что часто скрыто от наших глаз: постоянно над каждым из нас в отдельности и над всеми вместе совершается Промысл Божий. Как говорит Священное Писание, Господь дождит и на злых, и на добрых, то есть изливает Свой дождь, дает плоды для вкушения в пищу, укрепляя наши души и телеса, независимо от того, благодарны мы Ему за это или нет.

Сегодня мы пришли в храм, движимые желанием измениться, жить  по­новому. Наше нерадение мешает нам исполнять заповеди Божии, а душа не может определиться, кому служить – Господу или мамоне. Мы испрашиваем у Бога благословения на новый год и так подчеркиваем свое стремление к обновлению. Примечательно, что в обновлении всего естества и заключается спасение человека. Не случайно в самый важный момент Божественной литургии священник читает молитву: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.

Трудно сказать однозначно, как происходит наше обновление. Ясно одно: оно совершается через покаяние, очищение от грехов в попытке сделать стержнем своей жизни стремление ко Христу. Евангельское чтение о званых на вечерю помогает понять, от чего мы должны отказаться, а к чему прилепиться, прильнуть, чтоˊ прославить. Вчитаемся в то, что говорят званые на пир к Царю, но отказавшиеся прийти: первый купил землю и идет посмотреть на нее; другой купил пять пар волов и идет испытать их; третий говорит: «Я женился и сего ради не могу придти». Важно понять: на самом деле эти люди уже не заботятся о том, чтобы что­то приобрести. Ведь первый уже приобрел землю, а значит, измерил ее как минимум семь раз. Зачем же ему еще раз смотреть на нее? Владелец волов наверняка испытал их перед покупкой. Они идут, чтобы насладиться пусть небольшим, но своим личным счастьем, которое уже находится в их руках, принадлежит только им и больше никому. То же самое можно сказать и о женившемся человеке. Получается, что Бог предлагает нам
Свою великую любовь, вводящую в вечную жизнь, а мы Ему говорим: «Господи, я понимаю, что Твоя любовь все вмещает и покрывает. Но пусть лучше у меня будет небольшая, крохотная, зато моя собственная любовь, в которой я смогу замкнуться на себе, получить то удовольствие, о котором всю жизнь мечтал. А больше мне никто не нужен».

В народе говорят: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Но в этом и заключается весь драматизм ситуации: Бог готов нам отдать журавля в руки, а мы не желаем верить, что это возможно.

Поблагодарим Господа за прожитое время от всего нашего любящего сердца. Он дал нам силы остаться в Правоверии. Испросим благословения на год грядущий. Пусть Господь благословит нас ревностно стремиться к тому истинному обновлению, которое может быть только в Церкви Христовой и которое совершается только через благодатные церковные таинства.

Имя этому обновлению – любовь. Аминь