Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. Благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев

Но, согласитесь, когда мы воспоминаем тех или иных угодников Божиих, как правило, половина из них – святые страдальцы, мученики Христовы, которые отдали свою жизнь, пролили свою кровь за Христа и за исповедание святой веры Христовой. Другая же половина, за небольшим исключением, это подвижники благочестия, это монашествующие, это аскеты, это отшельники, которые посвятили всецело себя служению Господу, удалившись от мира. В приходских условиях это очень возвышенно воспринимается, очень благоговейно и благочестиво, но нам хочется услышать и увидеть примеры, которые были бы для нас, людей семейных, понятны, из нашей жизни взятые. Но семейных пар святых угодников Божиих, прославленных Церковью, немного, и среди них празднуемые ныне святые – благоверные князья Пётр и Феврония. 

На следующей неделе мы будем праздновать столетие страшного, Вселенского злодеяния, расстрела Царской семьи. Почему я об этом сейчас вспомнил… об этом мы будем говорить тогда, когда мы будем вспоминать это событие. Но между прочим, хочу лишь упомянуть, что святая царственная чета, император Николай и его благоверная супруга и императрица Александра, это тоже удивительный пример того, какими должны быть супружеские отношения в семье, но об этом позже, через неделю, а сегодня говорим о празднуемых нами святых, святых и благоверных князьях Петре и Февронии.

 Их жизнь удивительна, жизнеописание необыкновенно. Пётр был князем,  воспитывался в соответствующих, скажем, аристократических условиях и возможностях, а будущая его супруга была простолюдинкой. Она была дочерью древолаза, как раньше называли пасечников. Раньше не было в привычном нашем восприятии ульев для разведения пчёл и соответственного собирания мёда, а на деревьях, в дуплах пустующих устраивали гнёзда для пчёл, и были так называемые древолазы. Так вот, отец Февронии, будущей княгини, был таковым вот пасечником, и этим  снискивал хлеб насущный. 

Разница в их социальном положении была огромной, он был власть имущим, она была бедной простолюдинкой. Но Господь попустил какую-то страшную болезнь юному князю, он стал заболевать, и его тело стало покрываться гнойными язвами и струпьями. Все попытки врачей что-либо изменить и уврачевать были беспомощны и бесполезны. Каким-то образом стало известно, что девушка по имени Феврония обладает некими врачебными секретами, которые могли бы помочь князю в исцелении от его неисцелимой болезни. А она, видимо наученная своим отцом, действительно имела    понимание того, что является предметом той болезни, и какими-то мазями смогла вылечить князя. 

За это время, князь проникся особенным чувством к необыкновенной девушке ради ее кротости, вместе с тем, ради ее мудрости, ради красоты и ради целомудрия. Он полюбил её и возжелал взять её себе в жёны. 

Мораль того общества, пускай даже христианского, была такова, что невозможно было брать в жены князю простолюдинку, это был позор для князя. Все эти условности для князя Петра ничего не значили, и он вопреки всем условностям взял в жёны эту замечательную девушку Февронию. 

Тогда на них обрушился целый шквал осуждений, порицаний со стороны бояр, власть имущих и прочих им подобным. Князя стали игнорировать, стали пренебрегать им, стали гнушаться им, и, в конце концов, его поставили перед выбором: либо он оставляет свою простолюдинку, выбранную им в жены, пускай даже по сердцу любимую им и, выбрав соответствующую своему положению жену, остается князем; либо, оставшись с Февронией, должен лишиться княжеского престола. 

Но князь оставил княжение и предпочёл свою любимую жену. Она его утешала и говорила: не беспокойся, муже мой, пусть тебя не тревожит грядущая нищета и бедность, мы проживём, потому что мы любим друг друга, и наши чувства выше какого-то житейского достатка, а тем более уж богатства, к которому ты привык. И действительно, они были выброшены за порог той жизни, к которой привык князь Пётр, и, тем не менее, его замечательная, мудрая, любящая супруга всегда его поддерживала во всех этих сложностях, треволнениях, невзгодах и испытаниях. 

В этой связи мне хочется остановиться и сказать, что не так давно я слышал одну ужасную историю, и таких историй, к сожалению, немало. Представляете, вот сейчас непростое для всех время, и каждый из нас по-своему его переживает и испытывает. Кто-то терпеливо, кто-то ропщет, кто-то не соглашается и бунтует всем своим существом против того, что происходит в его жизни, как это часто бывает. Но вот такая история, банальная очень примитивная, но очень узнаваемая. 

Одного мужчину сократили на работе, он приходит домой, оповещает свою жену о том, что он больше не имеет работы, его по возрасту или другим причинам сократили. Найти в зрелом возрасте работу, как мы прекрасно понимаем, очень затруднительно, а жена его выгоняет из дома, говоря: ты мне не нужен безработный. Т.е. она прогнала его из дома, выгнала, потому что он ей был нужен ради той зарплаты, которую он приносил. 

Понимаете, ради чего люди, собственно говоря, только лишь и могут себя называть мужем и женой. Если нет денег, то пошёл вон, уходи с глаз, ты такой мне не нужен, бездельник. Но он же не лентяй, он же не специально бросил работу, потому что был пьяницей или лодырем и тунеядцем — человек просто лишился работы, с каждым это может произойти. А его, как щенка, выбросили из дома – не нужен ты такой. 

И вот мы видим удивительный пример того, как мудрая жена, любящая жена, говорит своему мужу: не беспокойся, не это самое главное. 

Конечно же, мы всё это понимаем, абстрактно мы можем на эту тему рассуждать, но мы живем реальной жизнью, конечно же, все хотят кушать и прочее, но вместе с тем, когда люди, называющие себя мужем и женой, поступают таким образом, отворачиваются и закрывают двери своего сердца и в буквальном смысле двери квартиры, дома и выбрасывают человека в никуда, потому что он работы лишился, как это можно назвать? 

Так вот, какое-то время Пётр и Феврония, эти молодые супруги, которые предпочли свою любовь мирской славе и богатству, находились в нищете. А потом Муромские князья, увидев пустующий княжеский престол, стали воевать друг с другом, начали соперничать за этот престол, которого лишился Пётр, и, в конце концов, начались распри и междуусобицы. И тогда, когда они видя, что все их попытки заходят в тупик, и ничего кроме войны, ненависти, злобы не происходит, вот тогда они вновь попросили Петра, чтобы он вернулся на княжение. И они вновь стали править Муромом, он князем, а Феврония, его благочестивая супружница, княгиней. 

Есть такой совершенно замечательный рассказ в их жизнеописании, тоже говорящий о мудрости, о целомудрии этой удивительной женщины Февронии. Однажды ей пришлось переплывать на лодке на другой берег реки, и её сопровождал один из вельмож её мужа-князя, и она поймала на себе страстный, жадный, похотливый взгляд этого вельможи. Февронии было горько и омерзительно это видеть и она ему сказала: боярин, зачерпни рукой с правой стороны лодки, попей воды, попробуй, какова она на вкус. Он услужливо сделал это, зачерпнул и попробовал. – А теперь с левого бока возьми, зачерпни и тоже попробуй, он это исполнил, попробовал и с левого борта воды, – Ну что, какова она на вкус? Да совершенно одинакова, –  отвечает этот похотливый вельможа. Благочестивая жена и говорит ему грозно: вот также и женское естество, оно везде одинаковое, поэтому ты не смотри на меня, чужую жену, своими мерзкими, похотливыми глазами. Как тебе не стыдно и не совестно, ты имеешь собственную жену, а на другую женщину смотришь с вожделением. 

Таким образом, она обличила этого человека, и он даже не мог ничего вымолвить в ответ. Вот такая мудрая была княгиня Феврония. 

Конец их жизни был тоже замечателен и удивителен. Перед смертью они приняли монашество. О них действительно можно сказать, что они прожили долго и счастливо и умерли в один день. Господь их призвал в один день предстать пред престолом Своим. 

В моей жизни был один такой единственный случай, и думаю, он вряд ли повторится. Будучи еще совсем молодым священником, я служил в деревне, там были свои особенности, и отпевали очень часто просто в доме. И вот я однажды приехал отпевать на дом и вижу в доме два гроба. И это как-то меня поразило жутко, в доме два гроба, оказывается муж и жена, бабушка и дедушка умерли в один день с разницей в несколько часов. Вместе с тем, это было так трогательно. С одной стороны, печаль для детей, внуков, хотя они уже были старенькие, им было уже за восемьдесят обоим. Но в один день Господь их призвал к вечности, а потом когда уже после свершившегося отпевания мы беседовали с детьми этих умерших супругов, дети сказали: вы знаете, наши родители никогда в своей жизни даже на день не разлучались, вот никогда не было, чтобы они были порознь. 

Вот так Господь рассудил, долгую, счастливую жизнь прожить и в один день умереть, это счастье такое, о чём и мечтать иному даже не приходится. 

И вот Пётр и Феврония, прожив долгую и счастливую жизнь, – сказочно звучит, – предстали перед Богом в один день, в один день они умерли. И это действительно пример и великий идеал того, какими должны быть супружеские отношения, дорогие братья и сестры. 

Противостоит же всему этому гнусная похоть, гнусная распущенность, когда человек своими липкими грязными глазами выискивает, высматривает, вожделеет. Даже в Священном Писании есть такие глубокие слова: да не будет для вас чужой красоты. 

Для супругов не должно быть чужой красоты, ибо любая чужая красота, это есть посягновение на верность друг другу, это измена, потому что самым главным и основополагающим принципом настоящей любви является верность и преданность. Когда говорят о похоти, что она животная, люди глубоко в этом заблуждаются, люди этим даже оскорбляют   бессловесных тварей. Даже в бессловесной природе, в мире животных мы можем увидеть удивительные примеры верности и преданности. 

Раньше женщин в Древней Руси называли лебёдушками, почему? Потому что лебедь, как известно, это даже научно доказано и утверждено, потеряв пару, никогда не будет искать себе вторую половину взамен утраченной. 

Говорят, длинноногие прекрасные аисты, потеряв свою пару, камнем бросаются с высоты и разбиваются насмерть, потому что не мыслят своей жизни без утраченной половинки. Вот какие отношения даже в мире животных, у бессловесных тварей, и только лишь человек может, имея свою жену и имея своего мужа, признаваясь в любви, в верности и преданности, одновременно бегать постыдно на сторону, без зазрения совести. 

Как это можно совместить, как это возможно вообще допустить, как это может существовать? Поэтому апостол Павел говорит: брак у всех да будет честен и ложе нескверно, блудников же и прелюбодеев судит Бог. Вот это слова апостола Павла, а в другом месте Священного Писания, тоже у апостола Павла в послании к Коринфянам мы обнаруживаем иные страшные слова, он говорит нам всем: не обольщайтесь, не обманывайтесь: не блудники, не прелюбодеи, ни убийцы, ни хищники, ни пьяницы Царствия Божия не наследуют. 

Заметьте, на одну линию, на одно пространство он выводит все эти грехи, очень разные и не похожие друг на друга, и говорит, что люди, творящие эти беззакония, Царствия Божьего не могут иметь, потому что это чуждо вечной жизни и Царствия Небесного. 

Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня празднуя и прославляя память этой удивительной четы святых благоверных князей Петра и Февронии, мы говорим с вами о честном супружестве, о супружестве каждого из нас, и о том, каким оно должно быть, и на каких принципах оно должно строиться. 

Прежде всего, на преданности друг другу, верности, целомудрии, чистоте, деликатности, благоговении друг к другу. Вот эти самые главные основополагающие, жизненные принципы должны быть во главе угла  любого супружества, любых супружеских отношений. 

Современных супругов, которые стараются, стремятся блюсти и сохранять святость и чистоту своего брака, верность и преданность друг другу, их без преувеличения можно и должно назвать исповедниками, потому что несмотря ни на что и вопреки всему тому, что пытается грешный мир, окружающий нас, диктовать своими законами, эти люди все равно верны и преданны друг другу. 

И радостно, что в нашем государстве есть такой замечательный праздник, и люди, стремящиеся к тому, чтобы сохранять чистоту и святость своего брака, видя этот удивительный пример святых Петра и Февронии, ободряются, ликуют и радуются, находя подтверждение   своей жизни, благочестивой и целомудренной в браке и супружестве. 

Люди, которые колеблются и разными рода ветрами мира сего склоняются то в одну, то в другую сторону, слыша этот удивительный пример, празднуемых сегодня угодников Божьих, тоже приходят в чувство и отрезвляются от осознания того, каковым должна быть семья, какова должна быть семья настоящих христиан. 

А люди, цинично и распущенно иронизирующие и ухмыляющиеся по поводу приводимого им примера, в глубине своего сердца тоже понимают, насколько они далеки от того идеала, каковым долженствует быть  христианскому браку, да и вообще просто супружеству, впрочем, не обязательно только христианскому, потому что самым главным и основным его принципом, как уже сегодня было сказано, является верность и преданность. 

Возвращаясь ещё раз к этой мысли, радуемся, что в нашем Отечестве есть такой замечательный не только церковный, но и государственный светский праздник, праздник Семьи, Любви и Верности. 

Сытая, благополучная Америка, она о чём беспокоится, о чём она волнуется, за что воюет? За то, чтобы у неё был полный бак дешёвого бензина и жирный гамбургер — это самое главное. 

А Европа, за что она воюет, за какие ценности? За то, чтобы какому-нибудь Джону какого-то  Джеймса называть своей женой, вот за что борется современная Европа. 

Какая-нибудь Саудовская Аравия за что борется? За то, чтобы принципы шариата царствовали, доминировали и господствовали над всем миром. 

А за что воюет Русь Святая? За святость семьи, за святость брака, за святость  супружества. Вот это самое главное для нас, самая главная ценность. Поэтому неслучайно мы очень часто слышим с вами в церковном обиходе, что семья – есть малая Церковь, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, — говорит Господь, — там Я посреди них.

Поэтому дай, Господи, чтобы мы все, семейные люди, имеющие свои семьи, жён, мужей, детей, чтобы мы полагали себя всецело, жертвенно служению супружеству своему, чтобы мы дорожили, и не просто дорожили, а берегли, лелеяли, и боролись всячески за чистоту, незыблемость наших семей. 

И в этом наше спасение, потому что если мы будем к этому стремиться, если мы будем души свои за это полагать, а это адекватная цена того, чтобы за это положить душу свою, тогда Христос будет посреде нас, вот тогда мир Христов будет всегда царствовать и в наших семьях, и в нашей жизни, и в нашем Отечестве. Аминь.

Протоиерей Георгий Гуторов