Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе, святых богоносных отцов Первого Вселенского Собора

Главнейшие деяние, которое было совершено на Первом Вселенском Соборе, это осуждение ереси Ария, увлекшей множество людей по всей Греко-Римской империи. Зародилась эта ересь в Александрии. Некий пресвитер Арий, очень горделивый, опираясь на логику человеческой жизни и восприятия и, как ни странно, на тексты Евангелия, на слова Самого Христа, сделал вывод, что Бог наш, Господь Иисус Христос, есть не Бог, а есть высшее творение. Многих людей увлекла эта ересь, многие ей симпатизировали, потому что выводы Ария были понятны человеческому уму. 

Но верующие встали на защиту учения о том, что Господь наш Иисус Христос есть Истина и Бог, множество исповедников отстаивали истинную правоту веры, и полилась кровь верующих, кровь мученическая. 

В 325 году в Никее был созван Собор (Константинополя еще не было в то время), 318 отцов стали его участниками, среди них многие святые отцы нам известны и близки. Председателем Собора был святитель Осия Кордубский, среди его участников – святитель Афанасий Александрийский в сане диакона, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон Тримифундский и другие. В Соборе приняло участие множество исповедников, то есть тех, кто ради веры истинной претерпел гонения, страдания, истязания. 

Есть церковное предание о том, почему клобуки монашествующих имеют такой вид: задняя часть черного полотна, прикрепленного к камилавке, разрезана на ленты. Этими кусками материи исповедники, обезображенные пытками, с изуродованными лицами, с отрезанными носами, выколотыми глазами, выбитыми зубами, закрывали свое лицо, чтобы не пугать людей. Но когда на Соборе встал вопрос о свидетельствовании той истинной веры, которую мы называем православием, то от них не требовалось много слов: они просто вставали и раскрывали свои лица. И тогда людям становилось понятно, где истинная вера, потому что человек, не жалея своей жизни, шел на мучения ради того, чтобы это вера восторжествовала.

Итак, ересь Ария была низложена. Помимо этого отцами Первого Вселенского Собора было утверждено несколько дисциплинарных правил уставной, богослужебной жизни церкви, которые стали называться канонами, сформирован основной остов Символа веры, установлено празднование праздника Пасхи, даны правила его совершения. И уже не только столетия, а тысячелетия хранит Святая Церковь эти важнейшие уставы и догматы. 

Но мы говорим о том, что это не только теоретические знания, это знания того, как спасаться, как любить Бога. Потому что вне любви немыслимо Спасение. Святые отцы не защищали, не отстаивали сухие догмы, никому не нужные, как мы это часто воспринимаем. Святые отцы на Вселенских Соборах отстаивали возможность правильно любить Бога. Потому что слово «любовь» в голове каждого из нас преломляется по-особому, и поэтому на свой манер мы воспринимаем любовь к Богу, которую нам Священное Писание заповедует. 

Но где гарантия того, что мы думаем о любви правильно и любим той любовью, какой она должна быть? Отцы Вселенских Соборов дали нам возможность четкого представления о том, что есть истинная, спасительная любовь к Богу. Те правила, которые утверждали святые отцы, с одной стороны, направлены на то, чтобы развивать в человеке, воскрылять любовь истинную к Богу, с другой стороны, направлены на то, чтобы в человеке вызывать отвращение ко всему тому, что противно Богу, например любовь к миру, к суете, в которой мы постоянно погрязаем. 

Именно в силу этого Святая Церковь призывает верующего человека более тщательно, более внимательно, более ответственно изучать то наследие церковное, святоотеческое, каноническое, которое есть знание, а без него, по слову самого Христа в сегодняшнем евангельском чтении, мы не можем иметь жизни вечной. 

Но задумаемся: кто из нас последний раз открыл не то что догматы Первого Вселенского Собора, а просто посмотрел хотя бы краткую справку о том, какие отцы присутствовали на этом Соборе, когда был Собор по какому поводу? Очень и очень немногие. А почему? А потому что нам это абсолютно безразлично и ненужно. И здесь, конечно, мы должны признать, что наше понятие о любви совсем не такое, какое должно быть. И поэтому, соответственно, наше спасение, которое мы для себя придумали, это совсем не то спасение, которое заповедует нам Святая Церковь, которое принес нам истинный воплотившийся Бог.

Святая Церковь в Неделю между праздниками Вознесения и сошествия Святого Духа на апостолов, а в их лице – на все человечество, призывает каждого из нас, коль мы дерзаем призывать Духа Святаго в нашу жизнь, в наши сердца и умы, все-таки знать, зачем мы это делаем. Потому что если Дух Святой придет и не найдет в нас точки опоры, которой является истинное знание о Боге, то Он уйдет от нас. 

Поэтому, дорогие братья и сестры, желаем всем нам более ревностно, более тщательно приникать к тому церковному учению, которое оставлено нам святыми отцами. И если 30 или 40 лет назад можно было сослаться на то, что даже Евангелия нигде не достанешь, не то что историю Вселенских Соборов, то сейчас в книжных магазинах, на сайтах церковных столько книг, столько литературы, что ее даже нельзя морем назвать, это океан. Поэтому перед Богом в нашем незнании мы абсолютно безответны.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

20.05.2018