Проповедь в Неделю 8 по Пятидесятнице.Чудо о пяти хлебах.

Сегодня, воспоминая вновь это удивительное событие евангельское, мы с вами говорим о том, что Господь поистине является Творцом и Зиждителем, во власти Которого всё – и земное, и небесное, и поэтому для Бога нет ровным счётом ничего невозможного, и поэтому вместе с Псалмопевцем мы с вами произносим слова, знакомые каждому из нас, произносимые ежелитургийно: Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает. Если мы возложим все упование на Господа, то мы своим собственным личным опытом удостоверимся в правдивости и истинности того евангельского благовестия, которое сегодня всем нам с вами предложено. 

Это поистине чудо, чудо, которое удостоверяет учеников Христовых в Божественности их Учителя, и это удостоверяет людей, которые были среди названного числа и питались тою пищей, которую Господь так чудесно преподал им. Действительно, это немыслимо представить себе, чтобы таким чрезвычайно ограниченным количеством еды можно было напитать такое невероятно огромное количество людей. Но повторюсь в том, что для Бога нет ничего немыслимого и ничего невозможного. 

Мы с вами часто говорили на эту тему, рассуждали, затрагивали какие-то грани этого очень содержательного Евангельского повествования, но сегодня мне хотелось бы коснуться чего-то более прозаичного, на что мы нечасто обращаем с вами внимание, а именно на то, что когда насытились эти люди, Господь повелел ученикам собрать оставшееся от этой необыкновенной чудесной трапезы. Заметьте, не только насытились те, кто вкушали эти пять хлебов, но ещё осталось огромное количество остатков, а именно 12 полных коробов, как говорится в Евангелии. То есть по коробу каждому ученику, чтобы каждый из них нес этот небесный хлеб тем людям, которым он будет благовествовать и проповедовать слово евангельской истины. На это я хочу обратить ваше особое внимание, т. е. ничего не остаётся и не пропадает в никуда. Господь повелевает оставшееся от чудесной трапезы этих людей сохранить и собрать.

Сегодня мы говорим с вами о грехе, на который порою не обращаем вообще никакого внимания и даже не осознаём это грехом – о грехе расточительства. Когда человек бездумно расточает то, что Бог по милости Своей, по Своему необыкновенному человеколюбию ему дарствует. Как это страшно больно и даже чудовищно видеть, как люди остатки от своей достаточно порой содержательной трапезы выбрасывают в помойку, считая это для себя ничем не важным и не значащим. Несколько десятков лет назад это невозможно было себе представить, потому что люди помнили трагедию и катастрофу Великой Отечественной войны. Многие пережили время недостатков и ограниченности. 

Я помню из детства свое  впечатление, которым уже делился с вами. Ещё в дошкольное сознание мне врезалась чья-то реплика, – часто так бывает, мы произносим какие-то слова, для нас ровным счетом ничего не значащие, по крайней мере, мы можем произнести какие-то слова и тут же забыть их, а вот для детского сознания они очень и очень важны и памятны. Думаю, у каждого есть свой собственный опыт того, что осталось из детства, какие-то кем-то случайно брошенные слова и фразы, которые запечатлелись в сознании на всю жизнь. Достоевский в этой связи говорит очень страшные слова о том, какую мы, взрослые, несём ответственность перед детьми, потому что мы можем сказать походя, не обратив на это внимания, какую-нибудь мерзкую фразу, какое-нибудь гадкое гнилое слово, и тут же его забыть, может быть, машинально что-то сказали, а в сознании рядом находящегося ребёнка это запечатлелось навсегда. Он пронесёт это через всю жизнь благодаря нам, потому что мы заразили его какой-нибудь скверной. Поэтому как мы должны блюсти свои уста, свой язык от всего того, что мы произносим. 

Так вот, вернусь к своему собственному впечатлению. Я помню, что кто-то в автобусе сказал, что ленинградцы – особые люди, они такие добрые, такие отзывчивые, потому что они пережили блокаду и поэтому,  никакого такого другого города, кроме как Ленинград (в ту пору еще Ленинград),  нет. К кому бы ты не обратился в этом городе, о чём бы ты не спросил простого обыкновенного прохожего: как пройти туда-то, он обязательно остановится, обязательно подробно расскажет, если сам не знает, постоит с тобою, остановит другого прохожего, у того поинтересуется, и вот до тех пор пока он вам не поможет в вашей просьбе, до тех пор от вас не уйдёт. 

Я думаю, сейчас мы этого не найдём. Почему так, дорогие мои? Потому что прошло много лет со времени пережитых страданий. Дай Бог, чтобы такие люди оставались, неравнодушные, небезразличные. Люди, которые пережили своим собственным опытом жесточайшие скорби и страдания, они совершенно всё по-другому воспринимают. 

Сейчас видеть выбрасываемые в помойку пищевые отходы от нашей трапезы это никого не удивляет, и поэтому бедные люди выуживают для себя остатки от того, что осталось не нужным и не доеденным. Господь повелевает в Евангелии собрать оставшееся от той чудесной трапезы, и мы  сейчас говорим вовсе не о скупости с вами, а о нерасточительстве. 

В дореволюционной России было золотым, в хорошем смысле этого слова, купеческим правилом, что копейка рубль бережёт, и не, потому что человек такой скупердяй, скупец и сребролюбец, что он чахнет над своим состоянием. 

Я приведу один пример: святой царь-мученик Николай Александрович, который отличался необыкновенной благотворительностью и щедростью, однако же его собственные младшие дети донашивали за старшими одежду. Заметьте, это царская семья. Почему так? Да потому что он их воспитывал в скромности и в бережливости. Подчёркиваю, хотя сам был человеком чрезвычайно благотворительным, милосердным и сострадательным. Потому что это воспитывает человека вне расточительности. 

Если хотите, скупость и расточительность – это явление одного порядка. 

Когда человек скапливает, на так называемый «чёрный день», этот чёрный день неминуемо придёт. Я как-то приводил пример со слов одного замечательного священника о том, как одна старушка, будучи матерью нескольких детей, во время войны сберегала, копила, на черный день, а детей впроголодь держала. Время было тяжёлое, но, тем не менее, её дети гнилые и сухие корки жевали, а она от них пшеницу собирала на чёрный день. В конце концов, когда она открыла своё вместилище, куда она собирала зерно, то увидела, что всё было изъедено червями и превратилось в прах и в тлен. Вот так происходит с человеком, который полагается на свои собственные силы. 

Мы говорим сегодня о вере. Вера – это есть прежде всего доверие Богу, доверие в Его неизреченных милостях и щедротах к нам. Вера – это есть прежде всего доверие в том, что Господь никогда не оставит нас ни в какой жизненной трудности и ни в каких жизненных обстоятельствах. Есть множество тому замечательных литературных подтверждений, в частности, помните, я приводил замечательный пример, который является не литературным вымыслом, а реальностью поведения человека, который всё своё существо отдаёт на служение лишь тленному и материальному. До революции, один богатый человек, который прибавлял богатство к богатству, был безразличен к нуждам и скорбям людей, нуждающихся в его помощи. Достигнув глубокой старости, и уже чувствуя ледяное дыхание смерти в лицо, богач стал заглатывать ассигнации, при этом приговаривая, что это его собственное богатство и ни с кем он его не разделит, поскольку он сам своими собственными руками все это приобрёл. 

В этом смысле мы видим с вами другую безобразную крайность того, во что может выродиться человек, скапливая земное, взамен приобретения небесного. 

Сегодня Господь нам показывает удивительное чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек и это, как мне представляется, должно быть твёрдым и незыблемым примером для каждого из нас в том уповании и уверенности, что Господь никогда нас не оставит. 

Мы очень часто говорим об апостасии, о  последних временах, о неминуемом пришествии антихриста, сына погибели, который поработит и сознание, и волю людей, которые соприкоснуться с ним. Верные же Христу будут вынуждены быть выброшенными за порог этой жизни, потому что печать сына погибели, что, отнюдь, не фантазия и не вымысел, но несомненная реальность, неизбежность, всё ближе и ближе к нам приближающаяся. 

Наверное, человек, отрицающий самую мысль, о том, что это время когда-нибудь наступит, самый несчастный из живущих на земле. Тем более, современная действительность, технологии, обнаруживающие себя сегодня, несомненно, располагают к тому, что над каждым человеком уже совершается тотальный контроль. 

Человек становится объектом, который не способен никуда укрыться и даже личная жизнь человека и та становится прозрачной и для заинтересованных сил становится совершенно открытой. 

Конечно, электронные карточки и прочие подобного рода возможности улучшают нашу жизнь, более ее облегчают, но всё это, конечно же, позволяет человеку быть совершенно открытым и читаемым во всём, что бы он ни делал.

Так вот всё это располагает к тому, чтобы задуматься, что время это неминуемо приближается и это видно невооружённым взглядом. 

И вот когда каждый из нас будет поставлен перед выбором: признать Христа и отринуть, отвергнуть все поползновения человекоубийцы искони, диавола, и антихриста, что повлечет за собой то, что человек будет выброшен за пределы жизни, и он, как говорят святые отцы, будет, повидимому, обречён на голодную смерть, потому что он не сможет ни покупать, ни продавать. 

И вместе с тем, те, которые предпочтут некое временное земное благополучие, ссылаясь на невозможность по другому существовать, здесь на земле они примут то, что предлагает им враг рода человеческого, однако же они будут им обмануты. 

А те, которые проявят верность и преданность Христу, их Господь никогда не оставит, также как сегодняшнем евангельском повествовании пятью хлебами, Господь насытил пять тысяч человек, кроме женщин и детей ,и не один из них не остался голодным, и не один из них не остался вне памяти Божьей. Господь о каждом из них проявил своё Божественное промышление и попечение. 

Так же и человек, если он всё своё упование возложит на Господа, если он безбоязненно, бесстрашно отринет то, что предлагает ему мир, навязывающий ему свои ценности, и предпочтёт ему Христа и доверится Господу настолько, что презрит всё, что предлагает ему век сей, Господь такого никогда не оставит, подтверждением является сегодняшнее Евангельское повествование о чудесном насыщении пяти тысяч человек. 

Да дарует нам Господь твёрдую несомненную верность Ему. Твёрдую, несомненную веру в то, что чем бы Господь в этой жизни нас не посещал, будь это даже невзгоды или жизненные испытания, мы должны быть верны Ему до смерти. Неслучайно тайнозритель Иоанн Богослов говорит в своем Откровении: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. 

Да дарует нам Господь всем, дорогие братья и сестры, верность Христу до смерти, чтобы ничто: ни жизнь, ни смерть, не настоящее, не грядущее, ничто не способно было бы лишить нас верности Христу, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Георгий Гуторов