Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 8-ю по Пятидесятнице 26 июля 2015 г.

В Евангелии от Иоанна, когда речь идет об этом чуде, Господь произносит удивительные слова, которые звучат очень горько, но вместе с тем, мы должны с вами их вспомнить. Народ после чудесного насыщения хлебами поспешил найти Христа, так как весть об этом моментально распространилась, Господь же удалился от них, и этому был повод, потому что хронологически описываемое событие произошло после мученической смерти Иоанна Крестителя. Господь, услышав о том, что произошло с Его Предтечей, удалился, скорбя об участи этого дивного пророка, вместе с тем, народ, все же чающий Христова утешения, сам нашел Господа в этом безлюдном месте и пребывал со Христом даже до того, как день склонился к вечеру. 

И вот тогда Господь на просьбы учеников, которые подошли ко Христу, говоря, что день склонился, и люди голодны, что они обессилены и нуждаются в пище, и что пусть они пойдут в близлежащие селения и там, быть может, подкрепят свои телесные силы. В этом мы видим удивительную заботу учеников Христовых об этих людях, но они, еще скудные в вере, и еще не верующие вполне во Христа, как Сына Божия — Спасителя мира, они и представить себе не могут то, что Господь может насытить их здесь же, никуда не удаляясь. Господь говорит ученикам Своим: вы дайте им есть; на что они разводят руками и не понимают, чего Господь от них требует. Правда, один из апостолов, это имя даже звучит в Евангелии, апостол Андрей, говорит: как мы можем накормить такое количество людей? Согласитесь, это невероятное количество, оно даже цифрою обозначено в Евангелии — пять тысяч человек, кроме женщин и детей, наверное, десять тысяч точно было людей. Чем мы способны накормить их? — недоумевает апостол Андрей и вместе с тем добавляет, как-бы размышляя сам в себе: правда, здесь есть один мальчик, у него есть пять небольших ячменных хлебов и две рыбки, но что это для такого невероятного количества людей? 

Вместе с тем, Господь обращается к ученикам, чтобы они повелели народу возлечь на траву и, воздав благодарение Отцу Небесному, Он преподает им пять небольших хлебцов, и их оказывается достаточно не только, чтобы насытить всех этих людей, мало того, — остаются избытки, которые Господь повелевает собрать в корзины, которых насчитывается двенадцать, т.е. по корзине на каждого из учеников. В этом есть, конечно, глубокое символическое значение. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на эту тему, говорит, что потому двенадцать корзин, чтобы даже Иуда одну из них понес на своих плечах, потому что этими хлебами и не только вещественными, должно было утолить голод тех, кто нуждается в этом. В этом чуде Господь является совершенно иное знамение, прообраз того подлинного чуда, которым Господь напитает все человечество. 

Сказав в начале о словах, которые произносит Господь уже после этого события, я вновь обращаю на них ваше внимание. Мы с вами обнаруживаем их в шестой главе Евангелия от Иоанна, когда Господь удалился после описанного и сегодня прозвучавшего во все всеуслышание события, и многие поспешили найти Его, когда же они Его обрели, Господь произносит очень горькие и скорбные слова: Вы ищите Меня, потому что ели хлеб. Ищите другого, не этим исчерпывайте свое стремление к Богу, не земным, не вещественным, потому что Я вам дам иной хлеб; Моисей послал вам хлеб с неба, продолжает Господь, т.е. манну, но Я вам даю хлеб небесный, ибо Я есть хлеб, сшедший с небес. 

Эта беседа Христа о Себе, как о Хлебе Небесном приводит в страшное недоумение многих и многих окружающих, даже верующих в Него, даже некоторых, которые называли себя учениками Христовыми. Господь произносит слова, которыми пронизано это евангельское благовестие, Он говорит: всяк ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем есть. Эти слова мы всегда читаем в молитвах, когда готовимся ко святому Причащению, и согласно святым отцам, коими составлены эти Боговдохновенные глаголы, самая главная мысль именно эти слова Христа: кто будет причащаться Пречистых Таин Спасителя, не будет иметь в себе смерти, но будет иметь в себе жизнь с избытком, об этом говорит Господь. Именно эти слова не способны были вместиться в сознание тех, которые слушали и которые внимали Ему. После этой проповеди о Себе, как о Хлебе Небесном, как сказано в Евангелии, многие перестали ходить за Иисусом, на что Господь, обратив свой взор к двенадцати, спросил их: быть может, и вы хотите отойти от Меня? Он не умоляет, не упрашивает их, чтобы они остановились, что эти высокопарные и выспренние глаголы не просто суть некое отвлеченное иносказание, а Он им говорит: может и вы хотите отойти от Меня? На что Петр отвечает, пылкий последователь Христов, горячий в своей вере, говорит: Господи, к кому нам идти, Ты имеешь глаголы вечной жизни! Это, действительно, свидетельство апостольское: не к кому нам более идти, кроме как к Тебе, Господи, потому что Ты имеешь глаголы вечной жизни. 

Сегодняшнее чудо, которое Господь совершил, и в том числе на наших с вами глазах, в глазах нашей с вами веры во Христа Спасителя, говорит нам о том, чтобы мы не столько искали земного и вещественного, потому что, по апостолу Павлу, пища нас не приближает и не удаляет от Бога. Она является лишь необходимым условием здесь на земле, но когда мы с вами разрешимся от уз бренного своего тела, то мы уже отнюдь не будем нуждаться в этой пище, мы не будем нуждаться в том, что связывает и каким-то образом прилепляет нас к земному и вещественному, поэтому она является лишь средством для поддержания наших человеческих сил и не более того, но чтобы, самое главное, все наши помышления и все наше человеческое существо было устремлено к небесному. Потому что там есть то неоскудеваемое сокровище, которое Бог уготовил всем нам прежде создания этого мира, и прежде всего именно к стяжанию Хлеба, Небесного, мы должны с вами стремиться и все свои человеческие силы устремлять. 

Удивительный парадокс, мы можем с вами увидеть в этом предмете совершенно поразительные и противоположные наставления. Помните, чем лукавый искушал Спасителя, когда приступил ко Христу в первом своем искушении? Он предлагал Спасителю, взалкавшему в пустыни: Ты скажи этим камням, пусть они хлебами сделаются. В «Великом инквизиторе» у Достоевского есть потрясающее размышление на этот счет: действительно, говорит этот гордый инквизитор, если бы Ты сделал бы это чудо, Ты бы всех за собою увлек, что этим людишкам-то надо – хлеба и зрелищ, они ни в чем другом не нуждаются, но Ты, видите ли, свободу предпочел, Ты не захотел, чтобы за Тобою шли только лишь ради какой-то корысти, Ты был высок в своих намерениях и идеалах, — говорит прегордый инквизитор. И действительно Господь отказывает прегордому лукавому духу, Он не превращает камни в хлебы, а здесь Господь насыщает всего-навсего пятью хлебушками, какими-то булочками небольшими, пять тысяч человек кроме женщин и детей. Почему там Господь не совершает чудо, ведь оно тоже было бы чудом и наверняка многих бы пленило, почему же здесь Господь, даже без просьбы этих людей насыщает их пятью хлебами? Причем это чудо повторяется еще раз, и мы помним, что спустя короткое время Господь четыре тысячи насыщает семью хлебами. Почему такие разные цифры? Не нужно уделять этому особенное внимание, Златоуст говорит о том, что это только лишь потому, чтобы мы не перепутали одно чудо с другим, но как это чудо невероятно, так и то невероятно, потому численная разница невелика. И в том случае, и в другом, это чудо не подлежит человеческой логике и человеческому пониманию, потому что оно выходит за границы человеческого рассудка и естественных возможностей. А Бог чудотворит и являет это дивное знамение к тому, чтобы они уверовали, что Он поистине Сын Бога Живаго. 

Вместе с тем, Господь никогда не совершает ничего бессмысленного. Заметьте, в Евангелии есть тоже подобного рода противопоставление. Помните, нередко приступают книжники, фарисеи, законники ко Христу и говорят: сотвори знамение, и мы уверуем в Тебя. Господь же говорит: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, но не дастся ему никакого знамения кроме знамения Ионы пророка; как Иона был три дня и три ночи во чреве китове, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи во чреве земли, т.е. одно лишь знамение, которое будет вам дано – это знамение Креста, самое величайшее чудо из всех существующих — бесконечная любовь Спасителя мира, ибо так Господь возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. 

С другой же стороны, Господь отказывая в том, чтобы явить знамение фарисеям, лицемерам, книжникам и законником, и при этом Он многочисленные знамения и чудеса совершает в других, совершенно иных жизненных ситуациях и обстоятельствах: Он исцеляет болящих, Он воскрешает мертвых и так далее. Почему? Да потому что подобного рода просьбы прегордых фарисеев, неверующих книжников не для того были у Христа испрашиваемы, чтобы ими познать Бога и через это уверовать в Него, а для того чтобы найти еще и еще дополнительные поводы к осуждению самого Христа. Поэтому бессмысленных чудес Господь не творит, а только лишь тогда, когда человек действительно в этом нуждается, когда это для него жизненно необходимо и спасительно, вот тогда Господь совершает действие своей неизреченной божественной премудрости и человеколюбия, как сегодня мы видим в прочитанном евангельском повествовании. 

И мне хотелось бы выразить самую основную мысль сегодняшнего евангельского благовестия, о которой уже было сказано несколько слов. Мы с вами, дорогие братья и сестры, стремясь к тому чтобы наше земное поприще не позволяло нам испытывать нам какие-то тяготы и невзгоды, хотя и они необходимы на нашем жизненном пути, не забывали в достижении земного и временного самого главного, поскольку, повторяю, все это имеет лишь скоропреходящий характер и скоропреходящее для нас значение. Мы должны устремить все наши чувства, все наши желания и наше сердце к тому, что никогда не оскудеет, потому что, как говорит Господь в Евангелии, где будет сокровище ваше, там и сердце ваше будет. 

Мы должны не на земле, опять же пользуясь этими благоуветливыми евангельскими словесами Христовыми, стяжать сокровище, а прежде всего на небе, а если наше сердце будет на небе, и наше сокровище будет там, тогда и смысл нашего человеческого существования всецело будет нас устремлять к небу, к Царствию Небесному, которое Бог уготовил всем любящим Его прежде сложения мира, к Царствию Небесному, в котором Господь царствует во веки, Единый и Истинный Бог, в Троице славимый и поклоняемый, Отец и Сын и Святый Дух, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь!