Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. Спасение утопающего Петра.

Наступила ночь, и это время Господь посвящает молитве Своему Небесному Отцу, а ученики тем временем переправляются на другую сторону озера. И вот в это время разражается буря, которая устрашает и ужасает учеников Христовых, как, впрочем, и любого человека. Те из вас, кто имели хотя бы приблизительное соприкосновение с тем, что означает буря на море, могут хотя бы представить себе, о чём идет речь, а для тех, кто этого опыта не имеет, всё это достаточно абстрактно и отвлечённо. Неслучайно в нашем народе была такая пословица: «кто по морю не плавал, тот Богу не маливался». Так говорили потому, что такой страх, такое несомненное приближение смерти человек ощущает и испытывает, что по-настоящему он может молиться именно в это время, как перед лицом неминуемой смерти. 

Вот, собственно, с этим и столкнулись апостолы и поэтому были в ужасе, и поэтому были устрашены, и вместе с тем, среди всего этого ужаса, постигшего их, они вдруг видят идущего по глади этого бушующего моря, по поверхности Генисаретского озера, Господа, приближающегося к ним. Они в ужасе ещё большем, чем тот, который они испытывают от бури, воскликнули: Это призрак! Увидя Господа, идущего по воде, они не поверили, что Христос может быть рядом в эту страшную минуту. 

Прежде чем продолжить пересказ этого удивительного Евангельского повествования, мне хотелось бы обратить ваше внимание на одно обстоятельство,  потому что оно заслуживает того, чтобы мы с вами об этом заговорили сегодня.

 На глазах учеников произошло чудо, Господь напитал пять тысяч человек, кроме женщин и детей, пятью хлебами, это огромное, невероятное количество людей стали тому очевидцами, свидетелями, и казалось бы, они должны были бы утвердиться раз и навсегда во всемогуществе Божием. Ибо для Него нет ничего невозможного, однако же они в страхе, они в ужасе, они испуганы до невозможности. Очень часто и с нами так бывает. Мы находимся в храме, мы причастились Святых Христовых Таин, казалось бы, что еще может быть выше этого, что еще более могло нас утвердить в вере несомненного исповедания Христа. Однако же мы знаем своим опытом и заранее знаем, что совсем через короткое время, мы выйдем из храма и через час мы забудем с вами, что были в Церкви сегодня. Забудем о том, что причащались Святых Христовых Таин, что Сам Христос, Владыка неба и земли, благоволил избрать наше сердце Своею обителью, мы это забудем, потому что суета, повседневность, обыденность нас настолько охватит, и мы будем как все остальные, прочие люди, ничем ровным счётом от них не отличающимися. Не в том смысле, что они хуже нас, а в том смысле, что мы, имея Христа в себе, будем вести себя также обыденно, суетно, маловерно, ничтожно и не достойно своего христианского звания. 

Вот от этого становится страшно, страшно потому, что Христос всего Себя нам дарствует, а мы об этом забываем, ведём себя так, как будто ничего сегодня в нашей жизни не произошло. И когда в нашей жизни нам выпадают жизненные скорби и испытания, болезни, несчастья, невзгоды, мы ведём себя так, как порой себя даже люди неверующие не ведут, потому что мы не имеем в себе этого твёрдого незыблемого упования, каковое должны иметь в себе. 

Мне думается, об этом очень важно задуматься нам сегодня, слушая сегодняшнее литургийное благовестие. Будучи в храме или вне его стен, мы должны всегда осознавать себя христианами. Поэтому святые отцы говорят, что не столько важно причаститься Святых Христовых Таин, сколько важно сохранить эту благодать в себе, удержать её в своём сердце, не дать стихиям мира сего поглотить нас тою суетою, беспечностью, каковую предлагает нам окружающий мир. Или наоборот, какою-то чрезвычайною заботливостью, суетностью и какими-то всевозможными, ненужными по большому счёту попечениями, потому что мы должны всегда в себе хранить Христа, ту благодать, которую Господь прещедро нам даровал от причастия Святых Его Таин, чего многие здесь из нас за сей Божественной Трапезой удостоились получить. 

Продолжим пересказ этого удивительного Евангельского отрывка. Когда ученики, видя Христа, грядущего к ним, ужасаются, не веруя, что это Христос,  думая и помышляя, что это призрак, что это некое видение нечистым духом внушаемое им, тогда Господь уверяет их, говорит им: Это Я, не бойтесь. 

С нами часто тоже такое происходит, когда в нашей жизни возникает период тех или иных жизненных скорбей и испытаний, мы говорим примерно те же самые слова, мы говорим: да где же Господь, разве Он может быть здесь рядом с нами? Почему Он позволил случиться всему этому со мною, почему Он допустил, что в моей жизни это произошло? Вот также и ученики говорят: это призрак, это не Христос, если бы был Христос здесь, то Он бы не допустил бы этой бури, была бы тишь и гладь на этом море. 

Но это не так, это глубочайшее заблуждение и ошибка, потому что Христос, Он как раз и есть в центре бури, в центре любого обуревания, потому в центре наших человеческих скорбей, болезней, невзгод, испытаний, искушений, прежде всего Голгофа и Христос, распятый на Кресте. Иногда люди говорят: а где же Бог, куда же Он смотрит, почему Он допускает те или иные скорби и невзгоды. Ответ очень прост – Бог на Кресте и с Креста взирает на наши человеческие страдания, потому что Он благоволит, чтобы мы с вами тоже причастились Его страданиям, в меру своих человеческих сил, в меру своих человеческих способностей и возможностей, ровно столько, сколько мы способны понести. 

Мы очень часто с вами воспоминаем эти удивительные слова, их можно назвать универсальными, слова апостола Павла в послании к Коринфянам, где он говорит, обращаясь к людям страждующим, т. е. ко всем и к любому человеку, испытывающему те или иные жизненные страдания, он говорит: Вас постигло испытание не иное, как человеческое, и верен Бог, что не пошлёт вам испытаний сверх ваших сил, но и во искушении даст вам силы, чтобы перенести эти испытания. То есть верен Бог Себе. Как говорит Псалмопевец: Свидетель на небеси верен. Господь верен Себе и не пошлёт нам испытаний сверх наших способностей, сверх наших сил, но в испытании пошлёт нам силы в перенесении этих скорбей.

Мы должны быть всегда верны этим словам, мы должны всегда хранить их в своем сердце как некое сокровище, нисколько не подвергая их сомнению, так как поступил апостол Пётр в сегодняшнем Евангельском повествовании. Ибо он увидел Христа, и, уверовав, что это Господь, ибо Господь ободрил Своих учеников, сказав, что это Я, не бойтесь. Тогда Пётр, тот самый порывистый, темпераментный, экспрессивный Пётр, говорит: Господи, если это Ты, тогда повели мне идти к Тебе, так же, как Ты идёшь по поверхности этого моря. 

И Господь повелевает ему, одно лишь слово говорит: Иди. И Пётр выходит из лодки. Буря, шторм, волны, но Пётр видит одного Господа перед собой, он выходит, переступая борт этой лодки и идёт. В это невозможно по-человечески поверить, но он идёт навстречу Христу. И как точно говорит об этом Евангелие, но вдруг он увидел, что ветер сильный, и море обуревается, и он тотчас же стал утопать. Т.е. пока он видел перед собой Христа и более ничего не замечал, тогда он шел, не взирая не на что и вопреки всему, даже вопреки законам тяготения, которые должны были неминуемо погрузить его в эту пучину вод. Но когда он отвлёкся, когда центр его внимания сместился на что-то иное, на бурю, на ветер, на волны, вот тогда он тотчас же стал утопать. И тогда он воскликнул из этой пучины: Господи, спаси меня! 

Удивительное сегодняшнее Евангельское повествование. С одной стороны, на любую человеческую просьбу, на любую человеческую мольбу Христос тотчас же отвечает. Пётр просит Господа, чтобы Он позволил ему идти навстречу Ему по бушующим волнам моря, и Господь позволяет, и Пётр идёт. Отвлекся своим вниманием, потерял Христа и своими человеческими мыслями, своим вечным взором стал утопать и просить Господа спасти его, и тотчас же Божественная десница протягивается ему. 

Господь с некой укоризной произносит, извлекая его из пучины: Зачем ты усомнился, маловерный? – вопрошает его Христос. Тотчас же, как свидетельствует Евангелист, буря умолкла, то есть ветер утих, волны успокоились, и лодка пристала к берегу. Вот это чудо Господь нам всем, не только Петру, не только самовидцам апостолам, но и всем нам на протяжении двух тысячелетий предлагает, чтобы мы, внемля этому Божественному вспомоществованию, всегда были тверды, и отнюдь не были маловерными, каковым Господь назвал Петра, малодушного и утопающего в пучине вод. 

Мы живем с вами, дорогие братья и сестры, очень часто испытывая всевозможного рода обуревания в своей жизни. В разных проявлениях они себя проявляют. Неслучайно и у святых отцов, и в церковных песнопениях мы с вами видим этот удивительный и очень убедительный образ и удивительное сравнение, которому уподобляется наше земное поприще – житейское море. Поистине житейскому морю можно уподобить нашу с вами жизнь. В этом море есть время и штилю, и лишь слабому ветерку, а очень часто в этой жизни есть место и штормам, и бурям. Тогда, когда казалось невозможно по-человечески всему этому сопротивляться, однако же, Господь уверяет нас и утверждает нас в той незыблемой истине, что Он рядом с нами, Он близ нас. 

У Тютчева, замечательного русского поэта, есть трогательная строчка, однажды он сказал так: «Чем ночь темней, тем ярче звёзды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог». 

Это действительно так, чем больше обуреваний настигают человека в нашей жизни, в жизни каждого из нас, тем горячей и пламенней молитва наша Господу, и тем ближе Господь к нам, и Господь никогда не оставит нас без Своего Божественного вспомоществования, без Своей всегда и присно протягиваемой нам Божественной длани, ухватившись за которую, мы способны будем спастись от любой бури, от любого шторма, от любой погибели, казалось бы неминуемой. 

Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня приемлем с благодарностью и с любовью премногою это Евангельское назидание, которое Господь за сей Божественной Литургией всем нам с вами прещедро дарствует. 

Будем внимать тому, как мы должны преодолевать все наши жизненные испытания и невзгоды, положась всецело на волю Божию, на Его святой благой Промысл, Его Божественное смотрение о каждом из нас. 

Даже когда ветры и стихии мира всего пытаются нас сломить, склонить и погубить, мы должны быть тверды в своём христианском уповании, твёрдо веруя, что Христос в нас, что Господь благоволил наше сердце избрать Себе обителью, и причащаясь Его Пречистого Тела, Его Животворящей Крови, мы являемся нерукотворенным храмом благоволящего жить в нас Бога, посему кто против нас, если с нами Христос? 

С нами Бог и нет такой силы, нет такого обуревания, нет таких штормов, которые могли бы склонить в неверие, в малодушие, в отчаяние  верующего в Христа. Мы очень часто вспоминаем удивительные слова апостола Павла, которые он произносит в восьмой главе послания к Римлянам, что любящему Бога, всё содействует ко благу. 

Поэтому, чем бы Господь в нашей жизни не посещал нас, какие бы жизненные испытания, невзгоды, штормы и обуревания не пытались бы одолеть нас, будем твердо и несомненно веровать и знать, что любящему Бога все содействует ко благу. 

Да будет так со всеми нами. Аминь!

Протоиерей Георгий Гуторов