Проповедь в неделю о расслабленном

Ожидая, что рано или поздно будет исцелен, он не отходил от нее, хотя, конечно, надежды на это у него, вероятно, по человеческим понятиям не было. Дело в том, что эта купальня была чудотворной: один раз в год, как говорит Священное Писание, на нее сходил ангел и чудесным образом возмущал воду. Вода становилась целебной, и тот, кто первый доходил до этой воды и касался ее, какой бы болезнью не страдал, исцелялся.

Евангелие повествует о расслабленном, то есть о парализованном человеке, который никак не мог, даже гипотетически, оказаться первым возле этой купели по возмущении воды. И прошло 38 лет его ожидания, его надежд. Мы можем себе представить, те, кто прожил долгую жизнь, – что значит промежуток 38 лет, а многие и возраст такой имеют. И вот представьте: все это время человек находится в надежде, что что-то может произойти, хотя абсолютно не представляет, как это может произойти, он просто верит.

И вот, Господь с учениками подходит к этому человеку. Святитель Иоанн Златоуст задает вопрос: почему Христос подходит к расслабленному? И отвечает: для того, чтобы перед всеми нами обнаружить его веру. Это была вера, а самое главное, терпение адаманта, то есть алмаза. Ни прошедшее, ни будущее не поколебали его в уверенности в том, что рано или поздно Господь посетит его. И он сподобляется этого чудесного исцеления. 38 лет! Если мы внимательно задумаемся о том, как молимся мы: о чем просим и как долго можем находиться в молитве, то какие там 38 лет, или 38 месяцев, или даже 38 недель! Даже 38 минут не хватит нам, чтобы вытерпеть в молитве – стоять и просить у Господа то, что нам действительно требуется.

Но еще мы должны сделать поправку на то, что речь идет о Ветхом Завете. Если новозаветная благодать вспомоществует спасению человеческому: как Божественная, реальная сила, она укрепляет ум человека, его сердце и естество, помогает, иными словами, терпеть, молиться и верить, то в Ветхом Завете дара благодати не было. Тогда мы должны задать вопрос: что давало силы этому расслабленному быть таким терпеливым, таким с большой буквы Верующим человеком?

Ответ на этот вопрос мы найдем в словах Христа. Господь, вновь появившись перед этим человеком, говорит ему: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (горше) (Ин. 5, 14). Святые толкователи, внимательно всматриваясь в эти слова Господа, так объясняют их смысл: человек этот был наказан за какой-то страшный, смертный грех болезнью. Если бы причина болезни была другая, Господь не сказал бы ему: больше не греши. А это значит, что человек, находящийся в расслаблении, при полном осознании и понимании, что за грех свой он наказан этой болезнью, по всей вероятности, каялся – каялся в том, что совершил этот грех и просил у Господа прощения.

И именно это испрашивание прощения, именно это нахождение в процессе покаяния давало ему силы для терпения. Почему? Потому что только в покаянии человек способен соединиться с Господом, переживать присутствие Божие как реальность, находящуюся при нем и в нем, и для Бога нет ничего драгоценнее, чем такое нахождение человека в покаянии. Почему? Потому что ни в каком другом состоянии человек не может с Богом соединиться, потому что Бог ему не нужен. По словам святых отцов, Бог помощник человеку в скорбях его. Только в скорбях мы познаем Господа, и приближаемся к Нему, и жаждем Его, и готовы, и соединяемся с Ним.

И вот, Господь не посрамил веру расслабленного. Но перед этим Христос задает ему вопрос: Хочешь ли быть здоров? или по-славянски Хощеши ли целу быти? (Ин. 5, 6). И расслабленный отвечает на это: «Да, Господи, хочу, но только человека не имею» (см.: Ин. 5, 7). И вот здесь опять Господь совершает, вероятно, переворот в мироощущении, в сознании этого человека. Христос как бы говорит ему: «А какого человека ты ждешь? Все в твоих руках, и если хочешь быть целым, встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (ср. Ин. 5, 8).

Но, конечно, прикровенно в этих словах Господа заключается и другой, очень важный ответ: для каждого из нас тем единственным человеком, который нас никогда не посрамит, тем единственным истинным человеком, который пришел на землю как носитель образа Божия и исполнитель Божественной воли, является сам Господь наш Иисус Христос, и только Он один. Поэтому когда Христос говорит больному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой», – Он свидетельствует ему о том, что Он, Господь, есть истина, и жизнь, и путь, и Он сообщает ему эту силу, но все заключается в желании, в волеизъявлении самого человека.

Это евангельское повествование имеет очень важное приложение к нашей жизни. Почему? Потому что, когда нам бывает плохо, очень часто мы хотим, чтобы пришел кто-то со стороны, каким-то чудесным образом повлиял на нашу жизнь, все исправил, сделал так, чтобы была тишь и гладь. Но Господь нас призывает к другому: хочешь быть целым, сам вставай, бери постель твою, хватит лежать, хватит лениться, пора трудиться, иди в дом твой – Царство Божие твой дом. Как только встанешь и пойдешь, увидишь – очень многое исправится, очень многое просветится, очень многое прояснится, жить захочется по Божеским законам, а не по греховным человеческим. Именно это и произошло с расслабленным человеком.

Но, с другой стороны, человек немощен. Может быть, 38 лет нахождения в подвиге создало в этом человеке благоприятные условия для того, чтобы он принял слова Христа. Где же гарантия, что мы их можем принять? И вот в этом смысле, прославляя сегодня святителя Николая Чудотворца, мы можем свидетельствовать, что для каждого из нас Господь все-таки дает такое вспомоществование.

Этот великий столп православия, светильник Божий, святитель Николай не строгостью и справедливостью, а своею кротостью, своею любовью, своею нежностью действуя на наши сердца, как многие из нас знают по своей собственной жизни, сподвигает нас рано или поздно встать на ножки, иными словами, отказаться от того греха, который мы творим, и «пойти в дом свой».

В сегодняшний день мы припадаем к святителю Николаю, «колена сердечные преклоняем перед ним», как мы в молитвах читали, потому что он после Господа Иисуса Христа и Божией Матери наш следующий заступник и молитвенник за каждого из нас.

Святитель Николай – великий чудотворец, потому что для всех абсолютно он всегда открыт, доступен и помогает. Наверное, каждый верующий человек может засвидетельствовать: да, был в моей жизни святитель Николай, действительно, помог и согрел сердце мое, наставил на путь истинный, привел в храм, расположил к покаянию. А если это произошло и он коснулся наших сердец, то, значит, он действительно каждому из нас родной, родственник.

И подобно тому как при встрече с родственниками – на днях рождения или других торжествах – мы, встречаясь, не говорим много, а просто сидим, смотрим друг на друга и радуемся, то точно так же и в сегодняшний день, придя в храм к святителю Николаю, мы безмолвствуем и от радости, и от ощущения того, что он со всеми нами.

Сердечно всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с престолом!

Христос Воскресе!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в 3-ю Неделю по Пасхе, о расслабленном,