Проповедь в первую Неделю по Пятидесятнице

 

            Сегодняшним днем завершается та чреда, которая отчасти в сознании нашем могла утратить свою новизну и свою остроту, но все-таки не так давно начиналась Постная Триодь, и мы с вами воспоминали евангельское событие, повествующее нам на страницах Священного Писания о мытаре и фарисее, с которого начиналась Постная Триодь, преуготовлявшая нас к началу Великого поста. Мы милостью Божиею пережили это святое и благословенное великопостное делание, то время, которое было для каждого из нас непременным и обязательным, спасительным и очень важным для очищения и обновления нашей души.            

С празднования Светлого Христова Воскресения в силу вошла Триодь Цветная, т. е. те богослужения, которые отображали радость и ликование о воскресшем Спасителе Христе и Господе нашем, которое перешло в своем логичном продолжении в празднование Вознесения Господа на небо. Неделю назад мы праздновали с вами День Святой Пятидесятницы и воспоминали событие величайшее в мироздании, поскольку Дух Святый Утешитель сошел в виде пламенеющих огненных языков и почил на учениках Христовых, и через это Церковь Христова родилась для того, чтобы посредством ее всякий верующий во Христа стал наследником вечной жизни и Царствия Небесного. И вот сегодня мы, повторяю, завершаем этот многомесячный цикл празднованием памяти всех Святых, от века Богу угодивших.

            Неслучайно, что Церковь Христова избрала воскресный день после воспоминания сошествия Святого Духа на учеников Христовых, усвоив его празднованию памяти всех святых, от века Богу угодивших. Это является свидетельством того, что нашлись в истории люди, которые способны были так отозваться благодарным своим сердцем на зов Христов и на все то, что Бог устроил во спасение рода человеческого, что явили и принесли своею жизнью плоды, достойные того, что Христос Господь желает и благоволит видеть в каждом из нас. Поэтому день празднования всех святых – это день глубокой, сугубой благодарности Богу за то, что Господь осуществил в истории рода человеческого Свою спасительную миссию. В лице святых угодников Божиих мы видим тот добрый, святый плод, который человечество способно было принести в лице лучших своих представителей, потому что таковыми являются святые угодники Божии.

           Святитель Кирилл Иерусалимский говорит замечательные слова о том, что печать благородства в каждом человеке выражается прежде всего тем, что человек способен или не способен благодарить. Благодарность – это самое величайшее качество, которое воистину приближает и соединяет человека с Господом. Неумение благодарить – это есть состояние, крайне удручающее в человеке. Святые угодники Божии явили глубочайшую благодарность Богу за его неизреченный дар, за Его величайшую милость тем, что они, забыв обо всем, избрали только лишь Его, Господа, и последовали за Ним. Очень важно каждому из нас научиться именно этому свойству и качеству – благодарности, не спиною стоять по отношению к Богу, не вполоборота быть обращенным к Нему, а лицом, всецело мы должны быть обращены к Солнцу правды, только лишь тогда мы способны стать сынами света, в противном же случае, мы никогда этому не научимся, и никогда мы этого с вами не приобретём. Поэтому благодарность является краеугольным камнем в наших отношениях с Богом, а то величайшее призвание, к которому каждый из нас Богом предопределён, призывает нас с вами ни больше ни меньше быть святыми.

            Мы об этом часто с вами говорим и на эту тему нередко с вами рассуждаем, и особенно сегодня, в день празднования памяти всех святых, от века Богу угодивших, мы говорим с вами не только и не столько о святости тех святых угодников Божиих, которые просияли святостью своею жизнью пред Богом здесь, в этом роде человеческом, но еще мы говорим о том, что каждый из нас призван к тому, чтобы стать святым. Это не преувеличение это не нечто не достижимое и не досягаемое, это то, к чему каждый из нас призывается. За каждой Божественной Литургией, мне думается, каждому из нас должно внутренне содрогаться от того возгласа, который звучит в устах священника перед причастием Святых Христовых Таин, когда священник возглашает, подъемля Пречистые Тайны Христовы, и говорит: Святая святым; т. е. нас Христос называет святыми. Верующие во Христа призываются быть святыми, и та Святыня, которая предлежит на Престоле благодати, она дарствуется нам безмездно, чтобы мы с вами освятились, чтобы мы были призваны в эту степень, степень святости. Какое невероятное, величайшее доверие Бога к человеку! Господь никакими иными нас не желает видеть, а только лишь святыми, и поэтому святость – этот тот удел, к которому призывается каждый из нас.

            Мы можем с вами разочарованно развести руками и сказать, что этого мы никогда не достигнем и отчасти будем в этом смысле совершенно справедливы, но есть еще иная сторона этой правды –  невозможное человекам, говорит Христос в Евангелии, возможно Богу. Поэтому мы с вами призваны именно в этот удел, мы призваны быть и стать царственным священством, войти в удел живого богообщения, именно это является самым главным предназначением каждого человека. Неслучайно с какой-то определенной устойчивостью мы слышим в Евангелии слова Христа, Который говорит нам: Будьте совершенны, также как и Отец ваш Небесный совершен есть. Будьте милосердны, – говорит Господь, – также как и Отец ваш Небесный милосерд есть. Заметьте, мы призываемся в удивительную степень богоподобия, т. е. Бог благоволит, чтобы мы были Ему подобными, и если мы, к сожалению, таковыми не являемся, только лишь по одной причине – по причине своей внутренней расслабленности, холодности, равнодушия и безразличия. Эта теплохладность является причиной того, что благодать Божия не способна войти в эту, как говорит премудрый Соломон, злохудожную душу.

            Преподобный батюшка Серафим говорит, и мы все знаем эти слова, что только лишь одна разница есть между святым и грешником – это решимость и отсутствие этой решимости. Тот, кто решил всем своим существом к Богу обратиться, этот человек свят вне всякого сомнения. И напротив того, тот, кто опять же по библейскому выражению хромает на оба колена, который служит или пытается по крайней мере двум господам служить, Богу и миру сему, конечно же никогда не способен будет достичь того, чего Господь желает увидеть в каждом из нас. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны всем своим существом, всею своею жизнью быть открыты навстречу Богу с тем, чтобы Господь, воцарясь в нашем сердце, никогда его не оставил и никогда его не покинул, чтобы и нам с вами, как бы нам это не казалось недосягаемым, достичь той величайшей степени богоподобия, которая именуется святостью.

            Мы с вами много знаем и слышим о жизни тех или иных угодников Божиих, нас поражает с вами то, как они способны были без остатка всецело вручить себя Господу. Что мешает каждому из нас подражать этим удивительным примерам? Неслучайно они нам в толиком многообразии открыты для того, чтобы мы, взирая на жизнь этих святых Божиих человеков, достигали той радости живого богообщения, которого достигли они. Все то, чем обладает и преизобилует Церковь Христова, все эти средства всем нам без исключения, каждому из нас прещедро Богом дарованы, чтобы мы, превозмогая свои недостатки, свои пороки, свои грехи и беззакония, достигали того, чтобы и в нашем сердце воцарился Христос Господь и Владыка.

            Апостол Павел в известной 15 главе первого послания к Коринфянам произносит очень замечательные слова, он иносказательно говорит о той же самой святости, к которой призывается каждый из нас, он говорит: одна слава солнцу, иная слава луне, и звезда от звезды разнствуется во славе. Мы видим с вами на небосклоне, который усеян звездами,  удивительное подобие того, к чему призывается каждый из нас, эти звезды разные, по величине, по своим каким-то качествам, в конце концов даже по цвету. Есть красные звезды, белые, мерцающие ледяным холодным светом, голубые, желтые, разные звезды, но при всем их разнообразии они находятся на одном общем небосклоне.

            Или еще подобное сравнение можно сегодня в день празднования памяти всех святых привести. Мы представим себе мысленно удивительной красоты сад, который преизобилует самыми разнообразными цветами, они тоже очень разные и каждый из них не похож на другой, рядом с ним соседствующий, и по размеру, и по аромату, и по цвету, и по каким-то другим качествам, но все они являются растениями единого сада, прекрасного, благоуханного. И  христиане призваны быть такими же цветами. Мы все разные, непохожие друг на друга, и в этом тоже кроется удивительная особенность разнообразия, к которому Господь призывает каждого из нас, но самое главное, чтобы мы здесь все с вами процвели, в этом саду райском, небесном, к которому призывает каждого из нас Господь.

            Дорогие братья и сестры, мы должны прежде всего, как уже об этом сегодня было сказано, всем своим существом возлюбить Господа и стремиться к Нему. Все то, что недостойно вечной жизни, недостойно Царствия Небесного, пусть будет нами отринуто беспощадно и безжалостно, разве оно стоит того, чтобы мы этому отдавали все свое сердце и всю свою жизнь? По тому же замечательному слову апостола Павла отринем от себя запинающий нас грех и всецело обратимся сердцем своим ко Христу Господу и Спасителю нашему молитвами всех тех святых угодников Божиих, память которых сегодня мы  празднуем и прославляем, ибо они будучи подобными нам человеками, с такими же немощами, с такими же недостатками, с такими же, как у нас, человеческими несовершенствами смогли все это превозмочь и преодолеть, и достичь единого на потребу, что никогда не будет отнято от сердца человеческого – правды Божией и радости в Господе. Чего сподоби всех нас, Господи, молитвами и молениями Пресвятыя Преблагословенныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, от века Тебе угодивших, их же и память совершаем, для наследия вечной жизни и Царствия Небесного. Аминь.