Проповедь в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Что же нам нужно делать, чтобы научиться понимать правильно писания апостолов? Ответ мы найдем в самих посланиях апостольских, а также в свидетельствах Священной Истории об апостолах Петре и Павле: они своею жизнью являют нам пример. Невозможно понять Писание, если ты живешь совсем не так, как оно призывает тебя жить. 

Мы знаем, что апостол Петр был проповедник величайший веры и покаяния, как никто другой он знал, что такое отречься, предать Христа, и как никто другой он знал, что такое любовь Христова, которая возвела его снова в апостольский чин. 

Апостол Павел прекрасно знал Ветхозаветный Закон, но, встретившись со Христом на пути в Дамаск, понял, что это только «тень будущих благ» (см.: Евр. 10, 1). Апостол Павел дал миру величайшую заповедь о любви. Он сказал: если мы не любим Бога и ближнего своего, то, что бы мы ни делали, даже если мы можем горы переставлять, это абсолютно ничего не значит в плане нашего спасения. Если нет у нас любви, то какими бы мы ни были усердными молитвенниками, все это будет всуе (см.: 1 Кор. 13, 2). 

Послание к Коринфянам, которое мы с вами слышали за литургией (см.: 2 Кор. 11, 21-32, 12, 1-9), показывает нам, насколько апостол Павел был мужественным человеком, претерпевая исключительно ради Христа изнурительные путешествия, кораблекрушения, побиение палицами, плетьми, камнями, нахождение в темницах, голод и жажду, стужу и зной, различные опасности от людей-варваров. Чего только не было с апостолом Павлом! Разве может человек, ищущий в христианстве корысти, претерпеть все это? Да никогда не сможет. 

Апостол Павел говорит о себе и о своих спутниках: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор. 4, 9). Читая эти слова, мы думаем, что выражение «последние посланники» означает «последние после Христа», то есть они пошли в мир и стали проповедовать о Господе, нести учении о спасении. 

Но «последние посланники» – это нечто другое: так на гладиаторских боях, на зрелищах у язычников назывались осужденные, которых после битв гладиаторов выводили на поле, чтобы выпустить на них диких зверей, раздирающих их на части. Когда апостол говорит о себе такое, он свидетельствует о том, какая величайшая Божественная сила оберегает и охраняет проповедников за их мужество, ревность по Богу и любовь. И они подвизаются. 

Нам часто бывает непонятно, о чем пишут апостолы Петр и Павел, потому что мы живем совершенно другой жизнью. Конечно, мы не последние посланники и никогда, даст Бог, ими не будем. Но мы знаем, что еще 100 лет назад было время, когда христиане опять стали такими «последними посланниками». Но в силу того, что никакого движения духовного в пользу аскетизма, подвижничества, ревностного служения Богу мы не делаем, и Писания для нас остаются закрытыми. 

В сегодняшний день, когда мы прославляем святых апостолов, мы призываемся стараться делать усилия, вырываясь из сетей комфорта и уюта, делать подвижки изменить свою жизнь так, как заповедают нам святые апостолы. Если будет так, тогда откроется Писание, просветит наши умы, и учение о спасении станет для нас самым великим и драгоценным сокровищем.

С Праздником вас всех, дорогие братья и сестры! 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

12.07.2018