Проповедь в Седьмую Неделю по Пасхе

Сегодня мы празднуем и прославляем святую память 318-и отцов Первого Вселенского Собора, поскольку они своим богомыслием, своей ревностью о Господе защитили чистоту святого Православия, и даже до днесь, мы с вами, благоговейно воспоминаем те подвиги, которые подъяли на себя эти святые благословенные мужи. Это были поистине героя духа, это были исполины веры, поскольку многие из них еще незадолго до Первого Вселенского Собора были узниками за веру Христову, многие из них претерпели лютые страдания и муки. Имена этих святых угодников Божиих близки, родны и дороги слуху каждого православного верующего человека, о многих мы знаем с вами вне контекста этого Собора, так как они своею жизнью стяжали великий подвиг благочестия и святости, и как следствие, исходящее из этого, дар чудотворения.

Это имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, это имя святителя Спиридона Тримифунтского, конечно же, в центре этого дивного святительского собора стоит имя святителя Афанасия Александрийского, которого Церковь по праву именует Великим, это имена Осии Кордубского, святителя Евстафия Антиохийского, священномученика Ипатия Гангрского и многих, и многих иных святых угодников Божиих, память которых Церковь вполне самостоятельно чтит и прославляет. А сегодня мы чтим эти святые имена в числе тех святых угодников Божиих, которые отстаивали и утвердили веру святого Православия на Первом Вселенском Соборе.

Мы знаем с вами, что первые три века христианства Церковь одолевалась внешними скорбями, внешними гонениями. Римская империя гнала Церковь Христову всеми  возможными способами и средствами, и мы знаем с вами, что бесчислен сонм страдальцев за веру Христову, пострадавших во время этого трехвекового гонения. Спустя много столетий, эти гонения на Церковь Христову возобновились уже в пределах нашего с вами славного и многострадального Отечества. А тогда равноапостольный император Константин так называемым Медиоланским эдиктом 313 года утвердил Православие как государственную религию и только лишь благодаря этому акту равноапостольного государя гонения на христиан прекратились. Наступила новая эра в жизни христиан. Даже понимание государя, как верховного правителя того или иного государства, того или иного народа, приобрело совершенно иной смысл и иное содержание.

Начиная с равноапостольного Константина, государь стал быть ответственным не только за благосостояние своего народа — экономическое, финансовое, но прежде всего, государь стал заботиться о спасении душ, вверенных ему людей. Спустя немногое время, его ярчайшим преемником, стал иной Византийский император Юстиниан Великий, который построил знаменитую Софию Константинопольскую, как самый главный храм христианского мира. Именно он оставил удивительное свидетельство своего благочестия, тропарь этому храму.

Мы знаем с вами, что есть тропарь тому или иному празднику, тому или иному церковному событию, тому или иному святому, а благочестивый император Юстиниан составил тропарь храму Святой Софии, и Церковь вобрала в себя это удивительное гимнографическое произведение. За каждой Божественной Литургией мы с вами слышим этот удивительный тропарь, написанный в честь Святой Софии Премудрости Божией, главного храма христианского мира, это песнопение «Единородный Сыне», именно эти слова принадлежат императору Юстиниану, как достойному и доброму преемнику своего равноапостольного предшественника императора Константина.

С тех пор в христианском понимании быть правителем своего народа, прежде всего сводится к самой главной миссии и главному содержанию этого правления – пещись и заботиться о спасении бессмертной души своих верноподданных.

И вот миновали три века лютых, беспримерных для того времени гонений на христиан, казалось бы, торжество Православия должно было утвердиться и укрепиться в сознании многих и многих верующих во Христа, но враг рода человеческого, человекоубийца искони, диавол, который потерпел поражение от того, что гонения на христиан завершились, стал изыскивать совершенно иные пути для того, чтобы раздирать Церковь Христову. Он стал это делать не внешне, а изнутри самой Церкви, и начали возникать всевозможные лжеучения и еретические заблуждения и одним из таковых стало арианское злохуление, воздымающее свою пяту на Божество второй Ипостаси Святой Живоначальной Троицы – Сына Божьего Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Арий был александрийским пресвитером, это был чрезвычайно талантливый человек, образованнейший для своего времени, он был блистательным проповедником. Говорят о том, что он даже стихи складывал, т.е. для современников он был еще и незаурядным поэтом, и многими другими достоинствами и внешними талантами отличался этот александрийский священник. И вот в сознании этого гордого – а он был именно гордым,  надменным, тщеславным, самолюбивым человеком – взошла мысль о том, чтобы как-то более доступно переложить евангельское учение для народа.

Мы знаем с вами иные примеры в истории человечества, когда горделивые умы, полагаясь на свое собственное понимание и самосознание, пытались подобные попытки осуществлять. Известен и в нашей с вами истории и литературном мире граф Лев Толстой, который тоже пытался своим разумением перетолковать Евангелие Христово для простого народа. Во что это выродилось? В обыкновенную, примитивную, банальную секту. То же самое произошло и в случае с Арием злохулителем, который настолько увлек своим безумным нововведением людей, окружавших его, доверявших ему, что многие и многие пленились этою ересью и стали её в свою очередь распространять вокруг себя. Т.е. целая беда возникла внутри Церкви. Новое, совершенно чуждое, безумное учение о том, что Христос не является истинным Богом, а лишь совершенным творением Бога. Многие впоследствии, даже Царственные особы, пленялись этим лжеучением и тем самым ставили себя вне Церкви Христовой.

Как некая раковая опухоль эта ересь стала охватывать всё большее и большее число людей, верующих во Христа, и вот тогда сознанием Церкви в лице епископов, святителей и всех правомыслящих христиан возникла необходимость созыва Собора, который мог бы соборным разумом опровергнуть нечестие злочестивого еретика. Этот собор по настоянию императора Константина был собран, как об этом уже было сказано, в Никее в 325 году. Из разных мест, претерпевая всевозможные сложности пути, отцы числом 318 епископов, как об этом тоже было сказано, собрались в Никее для того, чтобы сокрушить нечестивое учение арианское.

Рассказывают летописцы и свидетели, кем были участники этого собора. В самом начале, произнося имена некоторых из них, я упомянул, что многие из них были еще свидетелями недавних гонений на христиан. Иные из них были с выколотыми глазами, иные  с отрубленными руками или ногами, изуродованные злобою диавола, который обрушивал свою ненависть на Церковь Христову. Историки повествуют о том, что когда эти исповедники и герои духа заходили в залу, где должен был проходить Вселенский Собор, император Константин, сойдя со своего царского места, подбегал к этим страдальцам Христовым и лобызал их раны, коими они свидетельствовали о вере Христовой. Поистине никто иной не мог так безусловно и авторитетно настаивать на чистоте святого Православия, нежели они, засвидетельствовавшие истину своими страданиями.

Мы знаем с вами множество примеров, связанных с прениями, проходившими на Первом Вселенском Соборе. Мы знаем с вами, что ревность о Боге, дерзновенное свидетельство о Христе как о истинном Боге подвигло святителя Мирликийского Николая даже пойти на некую крайнюю меру, он ударил по щеке злохулителя Ария, который изрыгал из себя хулы и всякую нечистоту на Сына Божьего. Мы знаем с вами дивное, непостижимое человеческим сознанием чудо, которым явил триединство Святой Живоначальной Троицы святитель Спиридон Тримифунтский. Многие и многие поусердствовали в том, чтобы запечатлеть истину Святого Православия. Арий был посрамлен и его ересь была осуждена отцами Первого Вселенского собора.

Кроме прочих деяний этого дивного Вселенского Собора его плодом является составление первой части Символа Веры, который мы с вами исповедуем, начиная день свой с молитвы. Неслучайно именно этими словесами начинается чтение утренних молитв. Неслучайно и то, что за каждой Божественной Литургией мы с вами едиными устами и единым сердцем свидетельствуем эту веру апостольскую, веру отеческую, веру православную, веру, которая вселенную утвердила. Неслучайно потому, что мы Богу говорим только лишь в том случае мы можем быть причастниками Пречистых Таин Его,  –  если мы право верим в Него, если мы право Его исповедуем.

Сейчас очень многие люди в силу духовного расслабления, в силу некоего безразличия и равнодушия говорят, что не важно как веровать человеку, что все веры говорят примерно об одном, все они свидетельствуют о добром, о хорошем, о светлом, о Боге, и так далее, поэтому как веровать не имеет значения, все люди в этом смысле равны в своих взглядах и убеждениях. Это глубочайшее заблуждение, потому что истин даже двух не может быть. Истина одна. И та истина, которую Христос Спаситель Своим воплощением принес в мир, та Истина, которая была распята на Кресте,  она является единственной и непреложной, и непререкаемой, ибо так Бог возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, говорит нам Евангелие устами евангелиста Иоанна Богослова.

            Мы с вами, дорогие братья и сестры, не должны поддаваться ветрам современных либеральных взглядов и убеждений, дескать, каждый человек вправе исповедовать то, что ему близко и понятно. Нам же с вами православным людям должно знать и твёрдо исповедовать ту веру, которую Христос Спаситель принес на землю. Сегодня мы с вами слышали в апостольском чтении замечательные глаголы апостола Павла. Перед тем как ему отправиться в Иерусалим для претерпения мучений и уз, он произнес такие пророческие слова, обращаясь к первым христианам, говоря: и из вас, братия, восстанут лютые волки, которые будут превратно учить о Христе, для того чтобы погубить избранных.

Мы должны знать, что те, которые нечестиво, в заблуждении своего гордого, надменного ума нас отвращают от чистоты и непреложности святого Православия, поистине являются лютыми волками. Нам должно не только об этом слышать и к сведению своему это принимать, а исследовать Писания и стоять в вере отцепреданной, в вере православной и быть неколеблемыми в исповедовании святого Православия.

Мы видим с вами величайшие примеры святых угодников Божиих, которые являют нам образец того, каким должен быть христианин.

Мы можем сказать, что всё это касается чего-то более древнего. Да, мы восторгаемся примерами этих святых угодников Божиих, святителей, преподобных и праведных, но в наше время всё совершенно иное, всё оценивается и воспринимается по-другому, но ведь многие из вас, большая часть здесь присутствующих прекрасно помнит, что произошло не так давно и что наверное не могло не ошеломить сознание каждого из нас. Буквально несколько недель тому назад воспоминалось двадцатилетие мученической смерти воина Евгения Родионова, солдатика, убитого в первой чеченской войне 1996 года. Кто-то из вас помнит это страшное событие, мы помним о том, какая была политическая нестабильность, какая была братоубийственная война и прочее в это время. Так вот солдатик, которому было 18 лет, мальчик, который до этого даже и в Церковь не ходил, он просто был крещеным и крестик носил, попал в плен к чеченцам, и с него стали требовать снять этот крест. Его сначала били, изощренно, чудовищно, совершенно непередаваемо, всё это фиксировали и снимали на видеокамеру, требовали, чтобы он снял с себя крест. Он не снял с себя крест, и ему голову отрезали штык-ножом. Это даже в сознание не укладывается. Потом видеокассету с этой записью и крестиком отправили его матери, чтобы она это увидела своими глазами.

Этот мальчик не отрекся от Христа. О чем это говорит? Хотя другие рядом с ним отрекались и кричали «аллах акбар», а он не отрекся. Его никто особенно в вере не воспитывал, в Церковь он не ходил, просто был крещеным, но для него было невозможно снять с себя крест.

Мы говорим, что все это в глубоком прошлом, осталось где-то там позади, дела минувших дней, преданье старины глубокой. Оказывается, нет. И мы тому являемся современниками.

А вот, дорогие братья и сестры, другой пример, он по времени на три столетия отдален от приведенного только что случая. Те из вас, кто был в Сибири знает, что в любом сибирском храме есть икона мученика Василия Мангазейского. Этот святой юноша, молодой человек, очень почитается в Сибири, нам его имя не очень-то знакомо, только особо любящим читать жития святых, а в Сибири его все почитают. Он работал продавцом в лавке у богатого купца и был благочестивым и богобоязненным человеком. У своего хозяина он однажды отпросился в храм, потому что в деревне, где он работал, не было храма, и он пошел в другое село на Пасху. Он ушел, а в это время ограбили лавку, и хозяин посчитал, что это наверное сделал его продавец Василий. Он тут же послал за ним слуг, чтобы его привели, чтобы тот дал ответ за нанесенный ущерб. Шла пасхальная служба (и как православный человек может уйти из Церкви?), он остался на службе, сказав посланным за ним: я не могу, уже Литургия совершается, как я могу пойти. А хозяин еще более утвердился, в том, что раз не идет – значит виноват, он и есть вор. Так вот когда этот юноша Василий вернулся, купец забил его до смерти. Церковь прославила его как мученика. Казалось бы, благополучное православное время, и вот такой страдалец Христов. За что? За то, что он не оставил Церкви Божией и не ушел по первому зову своего хозяина, потому что Христос для него был гораздо важнее.

К чему я всё это говорю, какое отношение имеют святые отцы Первого Вселенского Собора к тем примерам, которые мною только что приведены были? Дорогие братья и сестры, умереть за Христа – это великая честь, и далеко не каждому Бог дарует такую честь, это величайшее свидетельство о Христе, выше этого нет ничего, всё остальное, преподобничество, учительство, проповедничество, какое-то иное благочестивое времяпрепровождение своей земной жизни, это всё уже вторично, а эти люди они жизнь свою за Христа не пожалели отдать, и, следовательно, им верить не только можно, но и должно.

Но вернемся к первоначальной мысли сегодняшнего нашего с вами разговора. Несмотря на то, что Первый Вселенский Собор одержал победу над Арием, спустя время эта ересь с новой силой вспыхнула и еще большее число безумствующих умов увлекло за собою. Повторяю, что даже императоры и цари увлекались этой ересью, но оставались те, пусть немногие, которые хранили чистоту и исповедование святого Православия.

Помните священномученик Ермоген, патриарх Московский, мы недавно праздновали его святую память, будучи заключенным в Чудовом монастыре, где он умер голодной смертью, он всех благословлял умереть за святое Православие, за ту Богом данную веру, хранить ее непогрешимо в чистоте, не идя на поводу у ветров времени сего, а хранить и быть верным тому, что Христос принес на эту землю Своею смертью и Своим тридневным Воскресением.

Так будем, дорогие братья и сестры, и мы верны вере православной, вере Христовой. Будем взирать на подвиги и древних и современных нам угодников Божиих, тому же самому убиенному воину Евгению, который пострадал за Христа, но не отрёкся от Него, не отказался. Ведь можно было сказать: Господи, какая разница, ну скажу я словами, что я не верую в Тебя, отрекаюсь и крест с себя сниму, а потом вновь на себя его надену, – у него даже мысли не было, чтобы так поступить и отказаться, потому что Господь и Владыка говорит – и я даже не думаю, что этот воин Евгений знал эти евангельские слова, но нутром своим, всем своим существом исповедовал это – Кто постыдится Меня в этом роде грешном и прелюбодейном, того и Я постыжусь пред Отцом Моим небесным и пред ангелами, а кто не постыдится Меня и слов Моих в этом роде грешном и прелюбодейном, того и Я не постыжусь пред Отцом Моим и ангелами.

Да не устыдимся, дорогие братья и сестры, веры нашей, прославим ее своею жизнью, своими делами, добрыми и милосердными, покаянием в своих грехах и исправлением своей жизни, чего да сподоби всех нас, Господи, удостоиться и наследовать ту радость, которую Бог уготовил любящим Его прежде сложения мира, той радости, которой сподобились отцы Первого Никейского Вселенского Собора, святой мученик Василий Мангазейский и святой воин Евгений Родионов, прославивший твердостью своего упования Христа Спасителя. Аминь.