Проповедь в третию Неделю по Пятидесятнице

 

            Мы очень часто в своей жизни делаем наоборот, мы сначала ищем всего, а потом уже Царствия Небесного. И вот Господь нам говорит: Не заботьтесь о том, что вам есть и что вам пить, не заботьтесь о том, во что вы будете одеваться, ибо всего этого ищут люди мира сего, люди живущие прежде всего плотью, плотскими устремлениями. Посмотрите, – говорит Господь, – на птиц небесных, которые не сеют не жнут, но каждая из них находится в памяти Божией. Каждую из них Господь питает, о каждой Господь имеет Свое особое промышление. Посмотрите, – говорит Господь, – на лилии цветущие, даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как Господь украшает эти полевые цветы, которые утром цветут, а вечером засыхают и их как обыкновенную, засохшую, никому не нужную траву выбрасывают в огонь. Даже о таких вещах, которые имеют столь скоропреходящее значение, Господь имеет Свое творческое божественное попечение, – кольми паче вы, маловеры, — говорит Господь. Человек – это венец создания, венец творения Божия, поставленный вершиной над всем прочим созданным Богом творением, и вместе с тем человеку, утратившему ту богозданную свою принадлежность, Господь показывает примеры творений, стоящих гораздо ниже, чем он. Для того, чтобы человек, отпавший от Бога, назидаясь этими окружающими его примерами, помышлял о всем том, что касается его спасения, а обо всем, что окружает его в жизни, о всем этом печется Господь.

            Это никак не означает, что мы должны ничего не делать и ничего не предпринимать в своей жизни. Иногда какому-нибудь человеку эти евангельские слова кажутся неким призывом к бездеятельности и праздности. Это глубочайшее заблуждение. Пример, который сегодня в Евангелии Господь приводит всем нам, указывая на птиц небесных, является в этом смысле подтверждением. Кто из нас видел хотя бы одну минуту праздно находящуюся птицу, она летает, она снискивает корм, она вьет гнездо, т. е. она постоянно пребывает в труде. И человек тоже должен быть постоянно в труде, он должен постоянно быть в заботе о том, чтобы окружающие его люди не имели ни в чем недостатка. Но вместе с тем, что порицается сегодняшним евангельским повествованием, это прежде всего самозабвенная забота о дне завтрашнем, человек думает только лишь о земном и о временном, забывая через это о самом главном – о вечном и небесном. Вот об этом мы ни в коем случае не должны забывать, прежде всего понимая, что Господь всегда печется о каждом из нас, Господь никогда не забывает Свое творение.

            Вместе с тем, опять же возвращаясь к сказанному, очень многие иногда рассуждают так: ну хорошо, а что же будет тогда с миром, если мы начнем только лишь молиться, если мы будем ничего не делать и только лишь будем заниматься своею душою и устремлять все свои помышления к небу, а кто же нас прокормит, кто нам даст все то потребное и необходимое для нашей земной жизни? Преподобный старец Силуан замечательно отвечает на этот вопрос: если бы люди, допустим на некое мгновение (к сожалению, это невозможно себе представить) все люди начнут только молиться, что произойдет?

Царство Небесное, рай произойдет на земле, вот что произойдет!

Но, к сожалению, этого не происходит, потому что люди прежде всего озабочены земным, они озабочены временным, и они говорят: кто же нас прокормит?

            Этим объясняется все что угодно, этим объясняет человек то, почему он в Церковь не ходит, почему он посты не держит, почему он не творит дела милосердия и сострадания, потому что он озабочен прежде всего тем, как ему обеспечить завтрашний день, что ему завтра есть и во что ему завтра одеться. Один замечательный проповедник сказал: а нужно ли так заботиться о том, во что завтра мы будем одеваться, а вдруг тебе завтра вовсе не понадобится то, во что одеваться. Тебе понадобится лишь погребальная одежда, вот то, что тебе может завтра понадобиться, а ты все свои силы, все свои таланты, все свои усердия, все свои старания полагаешь на то, чтобы обеспечить завтрашний день. Как это легкомысленно, как это легковерно, как это малодушно. С одной стороны, это оправдано некоей земной мудростью, но в свете неба, в свете вечности, когда человек всего себя без остатка отдает именно этим земным попечениям, тогда он через эти земные попечения лишается небесного.         Мне хотелось бы привести вам замечательный пример. Недавно наш владыка Тихон рассказал такую замечательную историю, которая произошла с ним на Святой Земле. До своего епископского послушания, он нес послушание начальника Духовной миссии в святом граде Иерусалиме, и многие из вас, по крайней мере кто-то из здесь присутствующих, наверняка были на Святой Земле и представляют себе основные святыни святого града Иерусалима и Палестины. И вот в Тиверии есть такой небольшой клочок земли, который принадлежит Русской Православной Церкви, это место родины святой равноапостольной Марии Магдалины, Магдала. Там есть маленький храмик, а вокруг него крошечный участок земли, где располагается небольшое подворье. В день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины туда собирается огромное количество паломников, а по традиции этого места и вообще по традиции и русских, в том числе, и греческих монастырей  есть особенность кормить всех богомольцев, всех паломников. И вот представьте себе, случилось так, что даже денег не было приобрести какие-нибудь продукты для угощения паломников, которые исчисляются сотнями. Владыка переживает о том, что ему нечем накормить паломников и вдруг он видит, утром, в самый праздник святой равноапостольной Марии Магдалины какой-то странный человек ходит в плавках по этому месту вокруг храма, держит на плечах некий предмет в мешке или в какую-то тряпку завернутый, причем этот предмет очевидно живой, потому что он как-то трепещется в его руках. Владыка возмутился, что это такое, что за бесчиние – надо упомянуть, что сам участок выходит на берег Галилейского озера – владыка подходит к этому человеку, и тот рассказывает, что он совершенно светский человек, не христианин, абсолютно никакого отношения не имеющий к этому месту, о котором идет речь, но с ним произошло следующее. Он выплыл на лодке просто поплавать и вдруг видит совершенно необыкновенную картину, какая-то огромных, просто невероятных размеров, рыба, килограмм, скажем, двадцать, подплывает к его лодке сама и неподвижно стоит, уткнувшись носом в лодку, просто замерла и ждет. Он ее пытался толкнуть, она абсолютно не реагирует, она подплыла и ждет какого-то решения от этого человека, он ее еще раз каким-то образом пошевелил, она опять никак не реагирует, тогда он понял, что эту рыбу можно взять. Он ее схватил, несмотря на всю трудность, потому что все-таки рыба скользкая, взял свою рубашку, или что-то другое, обвернул ее и вытащил из воды в лодку, она никак не сопротивляется эта рыба и при этом периодически бьет его своим хвостом по спине, показывая, что она вполне живая, но никак не пытается высвободиться из его объятий. А поскольку он увидел здесь, что находится рядом с Русской Церковью, он подплыл к берегу и с этим огромным свертком пошел сюда и говорит: возьмите эту рыбу, я понимаю, что она непросто так ко мне подплыла, она видимо хочет, чтобы я вам ее отдал. И  он действительно отдает эту рыбу владыке, и из этой рыбы делают для паломников угощение, владыка даже уточнил, 130 порций, представляете, насколько человек этой рыбы хватило.

Я к чему это рассказываю? К тому, как Господь печется о каждом человеке! Священнику, который переживал о том, что ему нечем паломников накормить, Господь послал такую рыбу, которая сама подплыла, Бог ей повелел, и она подплыла к этому совершенно чужому человеку, постороннему, никакого отношения к этому месту не имеющему: возьми меня, меня Бог послал, чтобы вас накормить.

Меня, когда я услышал эту историю, она поразила, поразила тем, как Господь печется о каждом из нас. Я думаю каждый из нас может в своей жизни вспомнить такие удивительные примеры, когда, казалось бы, какие-то ничтожные, не то, чтобы не важные, а какие-то мелочные, житейские обстоятельства и дела Господь управляет и помнит о них. Господь заботится об этом, чтобы не оставить нас без утешения, без самого главного.

            Все эти примеры, в том числе и пример, который я сейчас привел, имеют достаточно опосредованное отношение к сегодняшнему евангельскому повествованию, но они напоминают нам, чтобы мы не заботились и не отдавали всего себя без остатка земному вопреки небесному. Этими примерами Господь говорит нам: Ищи прежде всего Царствия Небесного, ищи прежде всего Царствия Божьего и правды его, все остальное в твоей жизни Я восполню, Я все это устрою, только ты думай о главном, только лишь самое главное имей в своем сердце, вот тогда вся твоя жизнь поистине каким-то образом, насколько тебе это необходимо, она будет обеспечена, Я попекусь и о твоих ближних, и о том, во что тебе одеваться и что тебе кушать, главное, имей в своем сердце Царствие Небесное и правду его. И поистине, по неложному глаголу Божию все прочее приложится нам.

            Сегодняшнее евангельское повествование, дорогие братья и сестры, нам говорит прежде всего о том, чтобы мы имели главное на потребу, потому что если мы будем иметь это главное на потребу, это никогда не отнимется от нас и это приведет нас к радости небесной и к Царствию Небесному. А здесь на земле нам должно прежде всего, преодолевая все наши житейские невзгоды, треволнения, сложности, помнить о том, что Господь всегда  рядом с нами, и если Он попускает нам какие-то жизненные невзгоды и испытания, то только лишь для того, чтобы наша с вами скудная вера укреплялась твердым и незыблемым упованием на то, что Господь близ нас, Господь рядом с нами. Аминь.