Наверное это служба, когда совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, именуемая Марииным стоянием, одна из основных служб Великого поста. Мы все помним прекрасно первую неделю этого святого благословенного делания, когда в первые четыре вечера мы собирались в храме для того, чтобы совершать это дивное умилительное покаянное стояние, читая Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это нас лишь приуготовляло к тому, что совершалось в минувшую среду.

Т. е. мы тогда еще немощные и слабые, только еще входящие в это святое благодатное время, лишь готовились положить начало покаянию в своих грехах. И вот уже сейчас мы совершили этот Великий покаянный канон с призыванием имени преподобной Марии Египетской. Неслучайно эта протяженная служба была наименована именно ее святым именем. Мы читали жизнеописание этой святой подвижницы благочестия, которое каждому из нас знакомо и известно. Наверное, нет ни одного человеческого христианского сердца, которое способно было бы равнодушно и безразлично воспринимать повесть о жизни преподобной Марии Египетской. Я думаю, каждый из нас в ту или иную меру мог бы узнавать самого себя в том, что совершалось с ней.

Празднуя память этой святой подвижницы благочестия, вспомним хотя бы обзорно о ее жизни, о том, как она была, как сама о себе говорила, сосудом самого диавола, ибо вмещала в себя все страсти душепагубные, ведущие к вечной погибели и вечной смерти, ибо лишилась чистоты, целомудрия страшно подумать в каком возрасте. Хотя в наше время, к сожалению, кого-то может быть это и не удивит. В 12-летнем возрасте она оставила родительский дом и ушла в Александрию. Александрия того времени была тем же, что мы называем Содомом и Гоморрой, т. е. по нравственному состоянию жителей этого города Александрия мало чем отличалась от тех городов и в то время была словом нарицательным. Если кому-то хотелось выразить крайнюю степень распущенности и крайнюю степень разврата, упоминалась Александрия. И в этот город ушла маленькая девочка, оставив и бросив своих родителей.

Я уже задавался во всеуслышание этим вопросом: а какова судьба родителей этой в далеком будущем подвижницы, а пока еще блудницы? Сколько слез они выплакали, выстрадали от этой страшной утраты, когда ребенок бросает отеческий, родной дом и уходит восвояси не объявляя о том, куда он уходит. Наверное, для родительского сердца нет горшей скорби, нежели то, что претерпели родители этой в далеком будущем, подчеркиваю, подвижницы. Сейчас я несколько остановлюсь и отвлекусь от основного рассуждения.

Сейчас, наверное, это один из самых тяжелых крестов, который выпадает на долю родительскую — скорби через детей, детей неразумных, детей непокорных, детей, которые ни во что не ставят авторитет родителей своих. Мне как любому священнику это ведомо как никому, люди, без преувеличения, через одного подходят с этими скорбями. Процентов 80 из людей, которые подходят к священникам с вопросами, это люди, кто несет скорби родительские, скорби через детей. Мы пришли к очень страшному времени, когда утрачено всякое послушание и покорность родительской воле и происходит полное неприятие всего, что бы ни говорили родители своим детям.

Тогда, во времена преподобной Марии Египетской, это было чем-то из ряда вон выходящим, это наверняка вызывало шок в сознании людей. Маленькая девочка бросает дом, родителей своих и уходит в страшный город, где она тут же поглощена большим городом, этим развратом, этой распущенностью. Как она сама потом преподобному Зосиме говорила: 17 лет она провела в страшном безудержном распутстве. Несложно посчитать: до 29-летнего возраста она жила грехом ради самого греха и в этом видела смысл и содержание всей своей жизни.

И только лишь тогда, когда Господь ее находит, помните, как апостол Павел говорит в одном месте замечательные слова: «Христос меня нашел». Также и каждого из нас Христос находит на наших жизненных путях, не мы Его находим, как иногда нам кажется, а Христос нас находит и тогда Он выдергивает человека из самой пропасти, из бездны греха.

И в отношении Марии Египетской было примерно также. Она направила свои стопы в Иерусалим не ради святыни этого города, не ради святынь, которые там находились, не ради того, почему люди туда шли – для поклонения Честному и Животворящему Древу Крестному. А ради поиска новых приключений, праздных и греховных удовольствий, именно в этом она видела некое обогащение своей греховной и порочной жизни.

Именно там, в Иерусалиме, эта наглая, уверенная в себе женщина, потому что она знала себе цену. Она была очень красивой, яркой наружности, поэтому она привлекала многих к себе, она шла так, что заставляла оборачиваться на себя людей, которые возмущались ее поведением, ибо таковой она была, она шла в Иерусалимский храм цинично и высокомерно, не зная никаких преград для себя, чтобы зайти вместе с прочими богомольцами в этот святой храм и своими бесстыдными глазами увидеть Древо Крестное.

Но вот здесь произошло чудо, чудо необыкновенное! Когда она пыталась со всеми войти совершенно бесцеремонно и самоуверенно в храм, вдруг некая сила воспрепятствовала ей это сделать. Т.е. как бы незримая стена выросла между нею и храмом Божиим, попытки вновь и вновь войти в храм ничем не увенчались, потому что опять та же невидимая, незримая сила стеною выросла между нею и святыней Божией. Она сначала думала, что это толпа людей мешает ей войти в храм, какие-то иные препятствия, совершенно объяснимые и естественные, но ничего подобного — все ее многочисленные попытки войти в храм Божий натыкались на незримую, но совершенно очевидную стену между нею и святостью.

Вот тогда она, отойдя, обессилив, в угол притвора, поняла то, что мешает ей войти в храм Божий. Не люди, не толпа, не суета людская, а прежде всего она сама является причиной невозможности быть в храме Божием и видеть своими очами Животворящий Крест Господень. Тогда она увидела своим мысленным взором, памятью окинула всю ту бездну беззаконий и мерзости, которую творила в своей жизни. И вот тогда она, осознав, увидев пропасть того, что отделяет ее от Господа, зарыдала. Она поняла, что есть такая страшная, чудовищная, непоправимая с человеческой точки зрения в ней сила, которая способна не позволить человеку прийти к Господу — это сила греха.

Вот тогда она стала рыдать и оплакивать свой грех, она стала сокрушаться о своем беззаконии. Она подняла свой взор к стене этого притвора церковного и увидела икону Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, и стала Ей горячо и слезно молиться о том, чтобы Матерь Божия помиловала, простила ее и позволила ей увидеть своими очами, очами покаяния Древо Крестное, на котором Христос Господь искупил весь род человеческий от вечного проклятия и смерти.

И вот после этой горячей молитвы она почувствовала, бывает такое состояние, я думаю, многим из вас оно знакомо. Когда человек по-настоящему, искренно кается в своих грехах, не формально перечисляет свои недостатки, привычно и обыденно, как это тоже, к сожалению, бывает в нашей жизни, а осознанно кается в своих грехах, оплакивает их, тогда в сердце после разрешительной молитвы иерея Божьего вселяется твердая уверенность, что Бог тебя простил. Это можно сравнить с тем, как камень с плеч свалился, гора с плеч упала, такое облегчение, такая легкость, такое необыкновенное состояние. Это состояние того, что Бог тебя простил.

И вот она это почувствовала, что эту ее непростительную греховность Господь простил и помиловал по молитвам Царицы Небесной. Когда она дерзнула вновь войти в храм, то никакая уже сила не препятствовала ей это сделать, она вошла вместе со всеми. Она со слезами взирала на Живоносный Крест Господень, который стоял посреде храма Иерусалимского, и поклонилась ему. Облобызав его, она вышла поспешно из храма и пять подошла к своей Поручительнице – к иконе Пресвятой Богородицы и горячо благодарила Ее за ту милость, каковую Матерь Божия ей явила, и просила, чтобы Матерь Божия ее Сама направила, наставила на путь правды. И услышала как бы к себе обращенный от иконы голос: За Иорданом найдешь себе спасение. Мария к себе применила эти слова и поспешила выйти из храма, и пошла из Иерусалима к Иордану, а там на берегу Иордана, где находился в то время храм Иоанна Предтечи она причастилась святых Христовых Таин и переправилась на другую сторону этой реки и оказалась в Иорданской пустыни, беспощадной, жестокой, безжизненной пустыни, где провела по своему собственному свидетельству 47 лет. Полвека эта бывшая блудница, бывшая падшая женщина, провела в безмолвии, в молитве, в борении со страстями, которые обуревали и одолевали ее, и победила грех, гнездящийся в ней. Господь даровал ей равноангельное житие уже здесь на земле. Ровно столько времени, сколько она пребывала в Александрии, она боролась с духами злобы поднебесной, но оставшееся время, нетрудно посчитать, 30 лет она находилась уже в состоянии равноангельном, она находилась в состоянии дивного собеседования с Господом.

Мы читали житие в день Мариина стояния, когда Зосима, изумленный ее повестью, этим рассказом, который из одной крайности страшного, чудовищного распутства и безумия привел человека к святости, спрашивает ее, слыша, что она изъясняется словесами Священного Писания: кто тебя научил этим словам, где ты всё это слышала, слова дивной святоотеческой премудрости? А та отвечает: я и в детстве грамоты не знала, потому что ушла из дома и совершенно о другом помышляла и совершенно другие ценности предо мной стояли. Поэтому нигде не училась и грамоту не знаю, и тем более уж ни Священных книг не читала. Но Слово Божие, живое и действенное, учило ее в этой пустыни. Т. е. Господь уже не средственно, а непосредственно общался с нею, и Он открывал ей эти тайны Царствия Небесного ради того покаяния, которое она явила.

Мы видим с вами этот удивительный пример, дорогие братья и сестры, пример, который неслучайно уже при завершении великопостного делания ставится нам с вами в образец для подражания, потому что многие из нас мало чем отличались по первоначальному образу жизни от преподобной Марии Египетской. Мир сегодняшний настолько коварен и страшен своей изощренностью, своей бессовестностью, что человек теряет твердые ориентиры – не понимая, что является правдой Божией, а что является грехом.

Вы знаете, для диавола является самым главным в жизни человека стереть эту твердую грань между правдой Божией и грехом. Чтобы все было не контрастное, не черное и белое. Здесь всё понятно, черное – грех, белое – добро, а для лукавого важно эту грань стереть, чтобы всё стало сереньким, чтобы не было никакого различия между правдой и злом. Господь говорит: нельзя двум господам служить, но диаволу очень хочется, чтобы мы и ему служили, а от Господа тем самым отходили. В этом заключается коварство, и лукавство сегодняшнего времени.

Но вместе с тем, мы видим с вами неслучайно предлагаемые нам примеры крайнего падения, дальше, казалось, уже падать некуда, по отношению к тому образу жизни, каковой вела будущая преподобная Мария Египетская. Неслучайно только лишь о блудном грехе говорится, что человек пал, или, например, монах пал. Объяснения уже не нужны, это не упал, не споткнулся, а именно пал. т. е. если человек в блуд впадает, дальше уже падать некуда.

Преподобный батюшка Серафим Саровский говорил еще в 19 столетии, что самая главная война и битва будет за молитву и за целомудрие, это два столпа, на которых зиждется наше с вами спасение. И если диаволу удастся подточить столп молитвы, а мы все очень ленивые в молитве, небрежные, нерадивые. Кто из нас скажет, что это не так? К сожалению, это соответствует действительности.

И второй столп — целомудрие. Кто из нас может похвалиться тем, что он целомудрен? Я говорю не только о поступках внешних, для нас немыслимо и невозможно допускать грубые блудные падения, они просто выходят за грань понимания, если мы называем себя православными верующими людьми. Но помните, как говорил Иван Карамазов: «в мыслях оставляю за собой полный простор». Кто из нас следит за целомудрием своих помыслов? Очень немногие, весьма немногие, потому что мы позволяем себе полный простор в том, что я думаю, что я вижу, в том же самом интернете. В какую-то только грязь не падаю. Мы говорим: это мое личное дело. Нет, это не мое личное дело, это дело нашего спасения. Если мы говорим о том, что мы христиане, но при этом позволяем себе совершенно какие-то омерзительные вещи, в навозной жиже копаться, какие же мы христиане! В чём здесь истина, в чём здесь святость? И как апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит всем нам: какое общение у Христа с велиаром, что общего может быть у Света с тьмой, у греха и праведности? Поэтому действительно, это является краеугольным камнем, дорогие мои, сохранять целомудрие в сердце своем, в своих помыслах и не допускать никакой грязи. Мы не говорим сейчас, повторяю и подчеркиваю, о каких-то внешних грехах, мы говорим о состоянии нашего ума, о состоянии нашего сердца. Как это сердце способно вместить в себя Христа?

Господь говорит: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Чисто ли наше сердце? Поэтому — это самое главное делание для всех нас. Прежде всего, Мария Египетская показывает нам, как она боролась. Помните, старец Зосима у нее спрашивает: А что, матерь моя, не было ли у тебя духовной брани, тех помыслов, которые одолевали тебя и которым ты служила там в миру? Она отвечает: Ты спрашиваешь о том, о чём мне страшно даже подумать. 17 лет эти помыслы одолевали меня, и я чувствовала, как огонь похоти жжет меня, я не могла ничего сделать человеческими усилиями. Я повергалась наземь и рыдала, и плакала, и просила свою Поручительницу Пресвятую Богородицу, чтобы Она меня избавила от этого страшного горения страстей. И после этого некий небесный свет осиявал меня, говорила она, и вот тогда все страсти отступали от меня, и мир воцарялся в моем сердце.

Не в таком масштабе, не в таких размерах эта борьба в каждом из нас диаволом ведется, но, тем не менее, каждый из нас прекрасно знает, о чём идет речь, потому что это сокровенный сердца человек. Мы можем никому об этом не говорить, мы можем это утаивать на исповеди, но совесть наша говорит, что это меня касается, потому что буря этих помыслов одолевает каждого из нас. И только лишь с упованием на Господа мы должны бороться с ними, а если мы этого делать не будем, дорогие мои, тогда страшно подумать, что будет с нами. С нами будет ровно то, что произошло с Марией Египетской тогда, когда она пыталась войти в храм.

Здесь милостью Божиею Господь щадит нас и не препятствует никому преступать порог церковный, в каком бы он состоянии нравственном не находился, Господь всем простирает Свои объятия с Креста. Но вот когда мы пойдем с вами по ступеням мытарств, когда мы закончим путь своего маловременного жизненного поприща и предстанем вечности. Когда наша душа, обнаженная всякого доброго дела, предстанет страшному Судилищу Христову, вот тогда мы возможно и преткнемся о страшную непреодолимую стену нашего греха, нашей нераскаянности, нашей беспечности, нашего нерадения и нашей незаботливости о своем спасении. И там мы не сможем ее преодолеть, потому что «в чём застану, — Господь говорит, в том и судить буду». С каким багажом добродетелей или грехов и беззаконий Господь нас застигнет, это остается на совести каждого из нас.

Но милостью Божиею мы с вами переживаем спасительные, благодатные великопостные дни. Совсем недавно мы говорили, что наступает это святое время, и мы говорили себе, что я вот сейчас начну жить совершенно по-другому, в моей жизни, конечно же, всё в лучшую сторону изменится. Но пост уже почти позади, уже не без жалости, не без сожаления и некой грусти об этом говорю, наступает последняя неделя Четыредесятницы, а потом уже Страстная неделя.

Вчера за Всенощной и сейчас запричастным стихом мы слышали в последний раз в этом году «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче». Какая трогательная песнь, как мы умилялись с вами, колени преклоняли, сердцем своим воздыхали «Господи, отверзи ми, грешному, покаянием двери Своего милосердия», а уже всё, закончилось это время. Здесь еще на земле Господь нас терпит, и покаяния ждет нашего, а там, когда эта черта будет преодолена, таинственная, мистическая, страшная черта, именуемая смертью, там уже не будет времени слезам, вернее там они будут, но уже другого содержания и настроения, нежели здесь. Они могут, конечно же, и там быть покаянными, но они уже будут бесцельными, беспомощными и ничего ровным счетом не решающими в нашей жизни, а только лишь слезами отчаяния. А здесь еще Господь нам дает те настоящие слезы, которые способны омыть эту греховную скверну, царствующую в нашем сердце.

Дай, Господи, чтобы и эти оставшиеся две недели, так моментально пролетающие, не прошли бесцельно. За каждый день, за каждый час нужно держаться с тем, чтобы даром они не прошли, как, впрочем, за всю свою жизнь держаться, чтобы не втуне, не напрасно она пролетела, и, как часто я повторяю, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Пусть пример преподобной Марии Египетской, память которой сегодня мы празднуем и прославляем, дорогие братья и сестры, для нас будет примером очень важным и, если хотите, главным жизненным ориентиром. С одной стороны, Господь не требует от нас невозможного, иногда кому-нибудь может быть именно этим хочется оправдать свою нераскаянность и беспечность, дескать, мне это не под силу. Как же не под силу? Посмотрите, уж какая грешница, падшая женщина, распутница, она смогла превозмочь всё то, что соделывало ее сосудом диавола, и она соделалась благодатью Христовою наследницей вечной жизни.

Поэтому, дорогие мои, все эти дивные примеры, которые проходят Великим постом перед нашим мысленным взором, они являются тем добрым, ободряющим примером каждому из нас. Спасение от Христа, нам дарствуемое, оно в то же время в наших руках, чтобы мы не отчаивались, не унывали, а шли по пути этого святого спасительного покаянного делания через исправление своей жизни к наследию вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.