Протоиерей Георгий Гуторов проповедь в неделю 30-ю по Пятидесятнице.

Господь говорит нам: много званных и мало избранных. Эти слова не могут не ужаснуть каждого верующего во Христа человека, этими словами говорится и подчеркивается то, что Господь призывает многих, а если быть более точным, Господь призывает всех. Иногда эти слова вызывают определенного рода недоумения, создается впечатление, что Господь кого-то избрал, а кого-то отринул от Своего Божественного избрания, в этом смысле мы будем совершенно точны, если вслед за святителем Иоанном Златоустом скажем о том, что Господь зовет всех без исключения. Нет такого человека в поднебесной, нет такого человека в истории всего рода человеческого, кого бы Господь ни призывал бы к Себе теми или иными путями. Господь стучится в двери каждого человека, другой вопрос, почему мало избранных. Опять же мы с вами воспользуемся мыслью уже упомянутого святителя Церкви Божией, избранными являются не те, которые каким-то особенным образом были отмечены Богом, а к числу избранных относятся все те, кто отозвался на зов Божий, пришел к Нему, поэтому званные — все, а избранничество зависит не от Избравшего, а от каждого из нас, от нашей готовности быть таковым избранным, быть тем, кого Господь позвал, и кто откликнулся на зов Христов. 

Именно этими словами заканчивается сегодняшнее евангельское чтение, которое повествовало нам о брачном пире, который некий царь уготовил друзьям своим, и которые были приглашены на это брачное торжество и пиршество. Но мы видели сегодня с вами, как многие из приглашенных гостей всячески отказывались и отнекивались от этого приглашения. Все они вполне убедительно ссылались на какие-то вполне важные, о, без сомнения важные, обстоятельства своей жизни и они, конечно же, по мнению отказывающихся были убедительными причинами, чтобы не отозваться на приглашение своего царя. 

Одни ссылались на то, что купили землю и им необходимо осмотреть ее, другие купили несколько пар волов, и им необходимо проверить их в деле, ибо от этих волов зависит их будущее благосостояние, иные ссылались на еще более, как им казалось, убедительные причины и говорили: у нас у самих радость в доме, свой брак, своя свадьба, и поэтому ваша радость, в общем-то, и касается нас каким-то образом, и нам небезразлично, что вы приглашаете нас к себе, но у нас дом полон своей радости, и поэтому мы не можем ответить на ваше любезное приглашение. 

Тогда что сделал этот царь, он вознегодовал на всех званных, на тех, кого он просил к этому пиршественному торжеству и повелел своим слугам, чтобы они шли на распутье дорог и приглашали всех, кто бы не попался им на пути, всех тех, кого они встретят, т.е. тех людей, которые меньше всего предполагали, что их коснется царское приглашение возрадоваться и возвеселиться на пиршественной трапезе. И те, которые даже не думали об этом и не помышляли, более того, совершенно естественно считали себя недостойными этой радости царской, именно они удостоились того, что наполнили своим присутствием это радостное торжество. 

Евангельское повествование прикровенно говорит нам с вами, дорогие братья и сестры, о призвании каждого из нас Господом и Спасителем к той неизреченной, ни с чем несравнимой небесной радости, которую Бог уготовил любящим Его. И заметьте, какой удивительный образ предлагается Христом всем нам, слушающим Его, — образ брачной трапезы. Это действительно замечательное торжество, которое объединяет людей за общей трапезой. Неслучайно, хотя может это не имеет прямого отношения к сегодняшнему евангельскому тексту, но это может послужить неким назиданием для всех нас: святитель Иоанн Златоуст говорит замечательные слова по этому поводу: для того, чтобы примириться со своими недругами или сохранить добрые, хорошие отношения, нужно почаще собираться за трапезой. Это настолько людей объединяет и упрощает человеческие взаимоотношения, что даже натянутые, какие-то очень официальные, формальные, отстраненные отношения, становятся непринужденными. За трапезой все стирается, она располагает людей к живому человеческому общению, по крайней мере, в древности было именно так, и те, которые собирались за общую трапезу, они, возлежа на ней по восточному обычаю, теряли те условности, тот официоз, который иногда вырастал непреодолимой стеной между людьми. 

К слову говоря, особенность восточных трапез, что люди, имеющие вражду друг ко другу, никогда не будут вкушать вместе хлеб, они никогда не будут вместе присутствовать за трапезой. Т.е. это обычное, привычное в человеческом обиходе действие, обыкновенное вкушение пищи, имеет особое, очень глубокое значение для людей, которые видят в этом не просто возможность утолить свой голод, а видят гораздо большее, видят возможности человеческих отношений. И если в древности это было часто выражено и распространено, что люди, не желая примириться друг с другом, даже не садились за общий стол, то неслучайно, что именно сегодня в Евангелии нам предлагается образ трапезы, к которой Господь призывает всех и каждого из нас. 

Неслучайно и то, что средоточием нашей с вами, дорогие братья и сестры, духовной жизни является тоже трапеза, духовная трапеза, т.е. то, что сегодня нас с вами призвало в это святой храм и чего мы многие, по крайней мере, большинство из здесь присутствующих, сегодня милостью Божией удостоились и сподобились вкусить Божественной Трапезы, причастившись Святых Христовых Таин Господних. Именно это является средоточием и сердцевиной нашей христианской духовной жизни — Божественная Литургия, потому что, отняв ее, мы лишимся всего. Никакие нравственные категории и понятия, никакие моральные ценности не способны объединять человека вокруг себя так, как объединяет нас Христос, Господь и Владыка, Своими Пречистыми Тайнами, дарствуя Себя в снедь, и только лишь причащаясь Его по Его милости, мы способны вокруг Него быть единым целым. 

Божественная Литургия, совершающаяся в Церкви Христовой, в храме Божием, является дивным отображением того, к чему призывает всех нас Господь в вечности, там, в Царствии Небесном тоже будет небесная Божественная Трапеза. Неслучайно мы в пасхальные дни  произносим во всеуслышание эти слова, а в прочие дни, когда иереи Божии, священнослужители причащаются Христовых Таин в Алтаре они тоже произносят кроме всех прочих благодарственных молитв и это замечательное молитвословие: о Пасха велия и священнейшая, Христе, о мудросте и Слове Божий и Сила, подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего. Т.е. мы молим Бога и просим Его, чтобы Он даровал нам радость истее, т.е. полнее, совершеннее причащаться Его в невечернем дни Царствия Христова. Вот к этому каждый из нас призван, к той неизреченной радости Богопознания, которая откроется всем нам, если мы сподобимся доброго и непостыдного ответа Христова, обращенного к нам, глаголющего благоуветливыми Своими Божественными глаголами: «приидите, благословении Отца Моего, и наследуйте Царствие Небесное, уготованное вам прежде создания мира». Мы все призваны именно к этой радости — разделить эту Божественную небесную Трапезу в Царствии Небесном. 

Но вернувшись к сегодняшнему евангельскому повествованию, мы увидим с вами, как очень часто мы отказываемся от этого приглашения Христова, которое Господь обращает к нам. Мы говорим себе: сегодня я не могу пойти на службу, у меня дела по дому, ведь я целую неделю работаю, занимаюсь каким-то общественно-полезным делом и, конечно же, в свой единственный выходной я должен, во-первых, отдохнуть, поспать до обеда, потом прибрать свою квартиру и так далее. Это напоминает ту отговорку, которую говорили люди, что они рады прийти на брак, но у них село, у них земля купленная, они не могут отозваться на приглашение. Другие, купившие пять пар волов, тоже отказываются. Мы не нуждаемся сегодня с вами в этих животных, необходимых в качестве пособствующего земледелию средства, но мы говорим: машину нужно починить, стиральная машина поломалась, когда же мне еще этим заниматься; а иные говорят: а у меня своя радость в доме, у меня жена, я не могу ее оставить, а иные считают, что даже ради шаткого, хрупкого мира семейного я не могу пойти в Церковь, потому что меня муж заругает, или жена будет недовольна, что я пошел в храм Божий. И мы пренебрегаем Богом, ссылаясь на все эти какие-то ничтожные и нелепые человеческие отговорки и лишаем себя самого главного, лишаем себя Христовой трапезы, той Божественной Вечери, которую Господь уготовил всем нам.

 Мы можем видеть в качестве страшного и зловещего примера двадцатое столетие, которому все мы еще так недавно были очевидцами и свидетелями. Мы вспомним с вами, что в начале двадцатого века люди, называвшие себя православными, считали, что уже и так в преизбытке проявляют свое христианское благочестие, если раз в год причащаются святых Христовых Таин. Так и было, причащались только Великим постом. В Церковь ходили худо-бедно все, а вот причащались один раз в год, потому что сложилась такая традиция: а зачем чаще? вполне достаточно поговеть, попоститься и причаститься Святых Таин Христовых один раз в год. И вот именно за это, наверное, без преувеличения, без сгущения красок говорю это, наш народ было лишен этой Трапезы, и несколько поколений вообще не причащались Христовых Таин. А многие рождались и умирали, не зная, что это величайшая милость Божия была дарована всему роду человеческому как единственное условие спасения его бессмертной души. Рождались и умирали некрещеными, не причащавшимися, и через это уходили в вечность, совершенно не поняв и не осознав самого главного предназначения человеческого существования здесь на земле. Все это говорит о том, как мы мало ценим тот величайший дар, который Господь нам по своей неизреченной милости даровал. 

Мы с вами народ Божий, народ православный, верующий во Христа, ходящий в Церковь, должны не только всячески этим дорожить, но и относиться к тому, что Господь дает нам на каждой Божественной Литургии, как к бесценному сокровищу, ни с чем не сравнимому сокровищу. И если пришлось бы нам с вами выбирать в этой жизни между теми или иными жизненными преимуществами и превосходствами, а на другой чаше будет положена Божественная Литургия, то разве возможно вообще такой выбор ставить перед собою. Разве не очевидно для нас, что есть день Господень, день Воскресеный, который ничем и никем не способен быть более затмить, и мы знаем, что именно этот день дарует нам возможность того, что пред нами отверзаются врата неба и Царствия Небесного. 

Посему, дорогие братья и сестры, за каждой Литургией Господь дарует нам величайшее сокровище — Себя. И, может быть, мы и не имеем, просто физически нет такой возможности, каждый день приходить на службу церковную, да от  нас с вами этого и не требуется, но есть заповедь Божия, которая освящает день седьмой, день Господень, день Воскресный, который должен собирать общину православную, народ Божий в храме за Божественной Трапезой. Чтобы мы с вами, взирая на совершающееся за Божественной Литургией Таинство Божественной Евхаристии, веровали, что это тот единственный путь, который способен дать человеку отверстые врата в Царствие Небесное. 

Неслучайно Господь говорит нам в Евангелии: всяк ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. И мы с вами, причащаясь Пречистых Таин Христовых, благоговея пред Божественной Небесной Трапезой, отринем все диаволом внушаемые нам причины и отговорки, которые якобы имеют убедительное оправдание того, почему мы в Воскресение не идем в храм Божий. Отринув все это, будем всегда с радостью, надеждою и упованием ждать всякого приближающегося Воскресного дня, как радость, нам Богом дарованную, радость, которая отверзает пред нами двери в вечную жизнь и соделывает нас наследниками Царствия Небесного, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу, Единому в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу, со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим, и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков.

Аминь