Путь христианина

 Перед человеком, только пришедшим в Церковь, встаёт много недоумённых вопросов. Несомненно, один из них: можно ли быть христианином и оставаться вне Церкви? Ведь бывает так, что человек следует определённой нравственно-этической модели поведения, которая, безусловно, близка христианству. Человек, ведущий честную жизнь, нравственный, порядочный, совестливый, часто полагает, что этого достаточно для оправдания перед Богом. Но эти сопутствующие качества, свойственные христианам, не являются определяющими, безусловными для спасения человека. Потому что вне Церкви спасение невозможно.

«Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», – писал священномученик Киприан Карфагенский. Благодать Божия, пребывающая в Церкви, спасает человека, помогает ему измениться, встать на путь достижения цели христианина – обожения. В книге Деяний апостольских есть замечательный пример: семь сыновей первосвященника Скевы услышали о том, что именем Христовым изгоняются нечистые духи, и также решили использовать имя Божие. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян. 19, 15-16). Этот пример говорит о том, что вне Церкви нет той благодати, которая вспомоществовала апостолу Павлу в его проповеди слова Божия.

Другой немаловажный вопрос: с чего человеку начинать созидание духовного внутреннего мира и как его продолжать строить, чтобы не «выгореть» со временем? Надо сказать, что внешние навыки благочестия и внутреннее духовное содержание – вещи взаимосвязанные. Отрицание одного в пользу другого невозможно. Это крайности, а их необходимо избегать. Иногда случается так, что человек приобретает необходимые знания, внешне воцерковляется, но при этом забывает о внутреннем духовном делании. В Евангелии мы находим образ такого внешнего богослужения – фарисейство, которое сводилось, по сути, к соблюдению правил и буквы закона. Не имея внутреннего содержания и навыков, можно легко утратить подлинное понимание жизни во Христе. Молитва и покаяние – самые главные, основополагающие столпы, которые позволяют человеку следить за внутренним содержанием своего сердца, своей души. Это фундамент дома жизни христианина, который не смогут поколебать никакие стихийные бедствия.

Поверхностное восприятие веры, Христа, Евангелия даёт человеку некий любопытствующий интерес. Но если затем не следует глубокого вхождения в жизнь Церкви, то в минуту скорбей или лишений человеку легко отойти, отступить от Неё. «Выгорание» – проблема, свидетельствующая о внутреннем духовном кризисе человека. В романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» один из трагических персонажей Митя Карамазов высказывает мысль о том, что дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце человека. Это действительно так. В духовной жизни каждого из нас случаются тяжёлые состояния, которые спровоцированы малодушием, унынием, окаменением сердечным. Это духовная брань, которая может привести человека к опустошению. Но, повторюсь, если есть фундамент – молитва и покаяние, то пережить человеку этот этап жизни легче.

            В земной жизни человека существуют правила, которыми пренебрегать нельзя. Например, это правила дорожного движения. Не соблюдая их, человек может пострадать, независимо от того, водитель он или пешеход. В церковной жизни также есть правила, без соблюдения которых преуспеть в духовном делании невозможно. В строгом понимании правилами жизни для христианина являются Заповеди Божии. Еще есть правила, выработанные Церковью с течением времени, например, правило ежедневной молитвы. У святителя Игнатия Брянчанинова есть замечательное рассуждение о молитвенном правиле – оно подобно якорю, позволяющему человеку сохранять определённый внутренний настрой, быть готовым к разнообразным искушениям. Другой яркий пример правила церковной жизни, которое помогает человеку духовно возрастать, находим в жизнеописании схиигумена Саввы Остапенко. Старец предложил одному человеку ежедневное упражнение – внимательно следить за собой с тем, чтобы никого не осуждать. На первый взгляд оно кажется простым, но на деле выполнить наставление старца очень сложно. Оно касается каждого человека – как новоначального, так и уже состоявшегося в Церкви.

Несомненно, в церковной жизни много соблазнов. Враг рода человеческого ловок, изворотлив, хитёр, лукав. Нельзя предугадать, предвидеть некий план искушений, с которыми столкнётся человек. Однако мне бы хотелось указать на один из частых соблазнов, встречающихся в жизни христианина. Когда человек приобретает радость живого общения с Богом (особенно когда приход в Церковь является результатом сознательного поиска), ему хочется делиться этой радостью с каждым. Но искреннее желание делиться своим опытом иногда превращается в некую крайность законничества. Человек, обратившийся к вере из далёкой от Бога нерелигиозной среды, становится бескомпромиссным, категоричным наставником своих домочадцев. И зачастую такое рьяное миссионерство может навредить нашим близким, отвратить их от мысли прийти в Церковь. Здесь нужно быть очень осторожным. Беспрестанная молитва за родных станет самым действенным средством нашей помощи.

В заключение мне хочется обратить внимание читателей на то, что в церковной жизни человеку всегда нужно иметь трезвое отношение – и к самому себе, и к происходящим событиям. Это, наверное, основа созидания личного христианского миропонимания. Преподобный Макарий Оптинский самой величайшей христианской добродетелью называл рассудительность. Стремление к ней должно быть свойственно каждому из нас.

 

Данная статья была опубликована в газете

«Троицкий вестник» № 3(3), июнь 2013 г.