Cтоличный симфонический оркестр под управлением Владимира Горбика выступил в центральном доме учëных 3 октября

Созвучие душ и сердец (Источник: Музыкальные сезоны)                                                                                                            Автор статьи: Виктор Александров

Свой новый концертный сезон в Большом зале Центрального Дома Учёных открыл Столичный симфонический оркестр под управлением Владимира Горбика

Осенний концерт дал старт специальному музыкальному проекту «Вечная классика». Лучшие образцы русской и западноевропейской симфонической музыки украсят программы коллектива. Неисчерпаемая сокровищница мирового музыкального искусства таит в себе немало загадок и тайн, разгадать которые предстоит публике и музыкантам ССО.

Владимир Горбик считает это благое дело полезным для любой возрастной аудитории.

Владимир Горбик: «Наш проект, в первую очередь, интересен тем, кто любит и ценит классическую музыку, заботится о воспитании музыкального вкуса у своих детей. Я искренне уверен в том, что те, кто слушают классику, получают иммунитет от деструктивных музыкальных течений, которых, увы, так много в наше время. Один святой сказал: «От Рая на Земле остались только музыка и цветы. Слово «симфония» означает «созвучие». Такая музыка способна вызывать возвышенные чувства, помогает человеку жить, помогает душой тянуться к Богу. Один из афонских старцев XX века преподобный Паисий Святогорец высоко ценил творчество Баха, Моцарта, Бетховена. Классическая музыка помогает правильно организовать душу, научить человека восприятию «высокого» и как результат — найти путь к Богу».

Венская музыкальная классика и её отражение в эпохе XX века в творчестве Сергея Прокофьева объединили контекст этой программы.

Открывшая музыкальный вечер Симфония  № 103 («С тремоло литавр») Йозефа Гайдна из цикла «Лондонских симфоний» задала оптимистичный настрой и солнечное настроение концерту. Столичный симфонический оркестр исполнил её с особой аристократической лёгкостью и изяществом. Достойным продолжателем традиций Гайдна был его младший современник Людвиг ван Бетховен. Наряду с симфониями и инструментальными концертами особой любовью и восхищением у слушателей пользуются его симфонические увертюры. Одна из них «Кориолан» по трагедии Коллина воплощает героико-лирическую сферу интонаций и прекрасных мелодических тем. Музыка была написана для постановки пьесы о судьбе римского полководца. Его романтический образ оказался созвучным новой эпохе. Драматический и эмоциональный настрой произведения гениально передали в своей одухотворенной игре музыканты Столичного симфонического оркестра. Владимир Горбик подчинил их своей неукротимой энергии и волевым дирижерским жестам.

И вот словно по мановению волшебной дирижёрской палочки мы попадаем в эпоху модерна XX столетия. Молодой и энергичный Сергей Прокофьев — автор знаменитой Первой «Классической» симфонии. Выбор этого произведения наглядно демонстрирует, как эволюционировал жанр симфонии в бурно меняющемся мире на перекрёстках столетий. Потрясающий диалог эпох гениально выразил Прокофьев в своём сочинении с присущей ему долей театральности, юмора и задора.

Первая симфония была создана в 1917 году, когда уже зрелого композитора, отличившегося авангардными экспериментами, неожиданно вдруг потянуло к эстетике XVIII века. Симфония очень компактна и изящно оркестрована и во многом перекликается с атмосферой музыки Гайдна. Оркестр под управлением Владимира Горбика тонко почувствовал грани этих настроений и выразил их в своей гармоничной игре. Публика наградила музыкантов щедрыми и продолжительными овациями. Владимир Горбик повторил две части симфонии на бис, достойно завершив это чарующее музыкальное путешествие.

Фотограф: Александр Соколов