«Совсем недавно я обновлял в памяти житие преподобного Герасима Иорданского, и читал в его житии об интересном событии – как он приручил льва, который, пришедши к нему, попросил о помощи, показав, что он поранен. И преподобный Герасим ему помог. О чем нам говорит это событие? Что человек, стремящийся к восстановлению в себе образа Божиего, стремится именно к воссозданию в себе образа первородного Адама, к которому приходили животные, и он нарекал их имена и, как говорят святые отцы, познавал суть вещей. Он знал, что к чему предназначено и что как правильно назвать.

До грехопадения не было мясоедения, и все животные без страха приходили пить из одного ручья. Они не причиняли вреда ни себе, ни человеку, как образу Божию, как высшему творению Бога. Но после грехопадения, при нарушении тех внутренних сил человека, когда он, нарушив Заповедь Божию о посте, в которой Господь сказал: «Вкушай от любого древа, но не вкушай от Древа познания добра и зла, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». И вот – произошла эта смерть. Смерть духовная. Адам не умер в тот день, мы знаем, что он прожил почти 530 лет, много еще событий произошло в его жизни. Но именно тогда произошло то расстройство сил души человека, которое до сих пор мы пожинаем как следствие грехопадения, как то наказание Божие, которое Господь изрек при изгнании первых людей из Рая.

Пост, который мы сегодня проходим, называется апостольским, иначе – Петровским. И, как многие посты, он учрежден Богом. Постановлением, данным первым апостолам. Сегодня мы слышали Евангелие, в котором Господь во время проповеди был спрошен сопровождающими Его людьми: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?». И сказал им Иисус: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется от них жених, и будут поститься».

О чем говорил Спаситель? О любви к Нему, о любви к Сыну Божьему. Действительно, те, кто находится с ним рядом, когда он будет отнят от них, и подвержен страданиям и крестной смерти – тогда придет для них время покаяния, скорбей и духовного подвига.

Мы видим, что пост облегчает нашу душу, делает тело человека более легким, более свободным. И заповедь о посте, которую Господь дал – мы видим, что она исполнялась еще в Ветхом Завете – для того, чтобы получить особое откровение Божие, приблизиться к Богу. Ветхозаветные святые прибегали к посту, умерщвляли свою плоть, дабы душа стала более свободной от греховных влечений.

Мы видим святого пророка Моисея, который постился 40 дней, дабы получить те скрижали, на которых Господь Своим перстом написал Десятословие. И, сошедши с горы, святой Моисей поведал эти Заповеди народу Изральскому.

Мы видим, как постился святой пророк Илья перед тем, как получить откровение от Бога, и не вкушая ничего, ожидал явления Божия.

Мы видим и в Новом Завете подвиги и яркие примеры поста. Конечно, все это нам дано для того, чтобы мы подражали по возможности нашим святым. И, как говорят святые отцы, для того, чтобы завоевать какой-то город, иноплеменники приходили и не давали его жителям возможность испить воды, осушали источники, преграждали путь караванам с едой, и город сдавался в плен. Так и мы с вами должны удерживать свою плоть от чрезмерного вкушения и от чрезмерного пития, дабы осаждающие нашу душу страсти ослабели, оставили нас и были изгнаны.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что пост необходим для человека. Чтобы ослабело действие страстей в нашей душе, мы должны прибегать к воздержанию, ибо при ограждении себя от всего лишнего Господь облегчает нашу душу, дает нам возможность привить в себе нечто духовное. Ибо у человека сытого и восприятие ума совсем другое. Даже при занятиях земными науками рекомендуется воздерживаться от излишнего приема пищи.

Когда мы воздерживаемся, стараемся больше и чаще прибегать к молитве, посещать храм, церковные Богослужения – освещается наша душа. Сегодня мы вспоминаем житие святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца. Он жил в середине 14 века. Он входит в число святых Земли Русской, которые особым житием своим прославили Бога.

В двенадцатилетнем возрасте он принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Был особо замечен святителем Фотием, митрополитом Московским. Обладая даром прозорливости, он сказал, что этот инок станет святителем Земли Русской и многих наставит на путь спасения.

Предсказание святителя исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома, возглавил русскую кафедру, и стал первым архиереем, избранным русскими епископами из числа русских митрополитов, предвестником той самостоятельности, которую Церковь наша получила через несколько лет, когда Константинополь после принятия унии отклонился от Православного учения и потерял ту благодать первенства, которую имел.

Митрополит Иона прославился своей жизнью, своей святостью. Известен случай, когда татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал Крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. По преданию, увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». И действительно, в скором времени в расположении неприятеля произошло ссора, и вражеские войска отступили. Мы видим, что через инока Антония Господь прославил святителя Иону.

После блаженной кончины святителя Ионы его мощи были обретены нетленными, и положены в Успенском соборе Кремля. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления.

Мы видим, что все угодники Божии прошли путем деятельной жизни. Христианство – это не приложение к жизни, это и есть сама жизнь. Мы должны и Богом призваны на любом месте и любой должности проходить путь молитвенного покаяния, чтобы очистить душу и подготовить к принятию благодати Святого Духа».