«Мы с вами недавно вступили на путь апостольского Поста, Петрова Поста. Он является одним из четырех многодневных постов, установленных Святой Церковью, и призван подготовить нас к празднованию дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Для чего Господь посредством Своей Святой Церкви установил пост? Для того, чтобы мы внимательно присмотрелись к себе и подготовили себя к этому великому торжеству через особенное рассмотрение своей жизни и говение. Что же означает это слово?

С древних времен православные христиане, особенно на Руси, проводили пост в покаянном делании. В чем же состоит покаяние? Прежде всего — в рассмотрении себя и исправлении своей жизни, в её изменении. Грех должен быть исторгнут из нашей души. Он является могильной плитой, которая придавливает нашу душу и не дает в полной мере воспринять Благодать Божию. Мы уподобляемся пьянице, который просыпается каждый день в местах нечистых, и чувствует свое расстройство души и тела, что он неправ перед Богом, что совесть его обличает, но ничего не может сделать, и никак не может преодолеть эту пагубную тягу.

Если человек не оценивает свою жизнь – его душа постепенно мертвеет. Подобно больному, который старается прийти ко врачу и получить лекарство, так и мы с вами должны идти за исцелением к нашему духовному лекарю – нашему Спасителю.

Если человек не чувствует в себе такой потребности, то душа его мертвеет. Такие люди приходят на исповедь и часто не знают, что сказать. Они говорят: «Грешен во всем, живу, как все». А когда спрашиваешь такого человека: «В чем же ты согрешил?», — на его лице появляется недоумение: «В чем же согрешил? Вроде ничего такого не делал»… И ты понимаешь, что человек пришел на исповедь неподготовленным и не чувствует за собой никакой вины перед Богом и живет, получается, невнимательно. И пришел только для того, чтобы поскорее уйти с исповеди, лишь какой-то долг мнимый выполнить, при этом не получить пользы и исцеления от посещения храма.

Подходя к Кресту и Евангелию, мы должны понимать, что целуя Крест мы даем Богу обещание исправить свою жизнь. Мы признаем Спасителя тем единственным Богочеловеком, который может исправить нас и даровать исцеление. Просим и призываем во свидетели Иисуса Христа, чтобы Он стал свидетелем нашего покаяния и принял его. Целуем Крест и прикладываемся к Евангелию, которое является мерилом нашей жизни и показывает нам дорогу, по которой нужно следовать на пути к покаянию.

Приходя на исповедь, мы зачастую пытаемся отвратить от себя наказание. Мы пытаемся оправдаться перед Богом. И это неправильно. Мы должны чистосердечно открыть свои немощи, обличая не ближнего – обличая самого себя. В своих прегрешениях виноваты прежде всего мы сами. Как говорит апостол Иаков, не Бог нас искушает – мы сами искушаемся, ведомые своими страстями или похотями.

Исследуя антологию греха, святые отцы разделяют его на несколько этапов – как он зарождается, как вселяется в наши души, как становится чем-то привычным нам, частью нас. Во-первых, говорят святые отцы, человек сначала рассматривает грех, не отвращаясь от него. Затем возникает интерес, и человек начинает рассматривать грех, как малое дитя изучает игрушку, чувствует, что в его сердце появляется некая теплота – это проявление страсти. Мы должны изгонять страсть из нашей души при малейшем ее проявлении – прежде всего, с помощью молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Если мы в этот же момент не откажемся от греха — он повлечет нас дальше.

Когда Ева согрешила, то в ней прежде всего появился интерес, и она увидела, что плод красив. Далее у нее появилось желание попробовать его — это следующий этап греха, сосложение. В человеке рождается тяга к этому греху, вожделение. Следующий этап – соединение. То есть чувства человека уже присоединяются к греху, сливаются с ним. Человек желает исполнить грех на деле – взять что-то, осудить кого-то и так сообразно греху. Но ум пока что противостоит этому, и говорит человеку: «Это не по совести». Но чем больше человек погружается в пучину греха, тем тише голос разума, и постепенно сходит на нет.

Грех – это тяжелая, язвенная болезнь, которой мы все поражены, кто-то одним, кто-то другим, кто-то несколькими. И если мы не прибегнем к помощи Божией, к покаянию и исповеди, не будем стараться исправиться, молиться, слушаться своего духовного отца, то увязнем в погибельной трясине греховных дел безвозвратно.

Сегодня мы вспоминаем житие святого великомученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. Он прошел очень непростой путь, был ректором многих духовных училищ и семинарий, был фактически во главе Церкви в ту непростую эпоху перемен, на рубеже 19 и 20 веков. Святой был верен канонам Святой Православной Церкви, и проявлял ревность духовную перед всеми, не боясь последствий. Митрополит Владимир принял мученическую кончину от рук большевиков у стен Киево-Печерской Лавры – был зверски растерзан штыками и расстрелян.

В своих проповедях на Страстную Седмицу митрополит Владимир сравнивал Божию благодать с рентгеновским лучом, который в то время был только-только открыт: подобно этим лучам благодать проникает в человеческую душу и сердце, показывает язвы духовные для того, чтобы мы изменили их. Дай Бог и нам достойно пройти путь Петровского поста и достойно встретить праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла!».